В 2017 году в центре Амстердама появилась необычная скамейка-качалка. Команда голландских дизайнеров The New Raw напечатала её на 3D-принтере, используя переработанные пластиковые бутылки и пакеты. Скамейка под названием XXX — результат исследовательского проекта Print Your City, цель которого — вовлечь как можно больше людей в сортировку и повторное использование пластика и сократить выбросы углекислого газа. Во время дней промышленного дизайна в «Сколково» создатели студии Фотейни Сетаки и Панос Саккас поделились со Strelka Mag опытом превращения отходов в уличную мебель.

Панос Саккас и Фотейни Сетаки — создатели дизайнерской студии The New Raw

 

НАЧАТЬ С ПРОБЛЕМЫ

Пластиковый мусор нашли на самой высокой и самой глубокой точках планеты. The New Raw хочет, чтобы люди воспринимали пластик как ценный ресурс, который нужно использовать вновь и вновь. Скамья XXX — прототип уличной мебели и пример того, как сортировка отходов может привести к улучшению городской среды.

«Переработка пластика не новшество, но наш подход уникален тем, что мы совмещаем её с 3D-печатью. Хочется задействовать как можно больше пластиковых отходов и найти им широкое применение в виде долговечных продуктов. Чем больше таких продуктов мы произведём, тем скорее люди обратят внимание на огромное количество пластика, который они выбрасывают.

Скамейка из переработанного пластика, которую мы поставили в центре Амстердама, весит 50 килограммов. Столько же пластиковых отходов производят в среднем два жителя голландской столицы за год. Таким образом мы говорим людям: „Посмотри, сколько ты выбрасываешь. Остановись!“».

На производство одной скамейки ушло 50 кг пластика — столько же пластика в среднем выбрасывают два жителя Амстердама каждый год

 

ПЛАСТИК ДЛЯ ПЕЧАТИ

Существует много видов пластика, которые отличаются по составу и свойствам. Не каждая категория может быть переплавлена в прочную уличную мебель. Вместе с Делфтским техническим университетом команда The New Raw нашла вторсырьё, продукция из которого выдержала тесты прочности.

«Мы начали с того, что исследовали пластик как материал. Он разлагается много лет, а горожане используют его всего несколько секунд. Поэтому мы задались вопросом, как с помощью дизайна, новых технологий и нестандартного мышления показать лучший способ использования материала.

Нам удалось подготовить для работы в принтере пластик, который был испачкан пищевыми отходами.

Мы провели лабораторные исследования: узнали, достаточно ли прочен переработанный пластик для использования в общественном пространстве. Мы разместили один из прототипов на территории университета, чтобы увидеть, как он ведёт себя во время снега и под солнцем».

 

ТО, ЧТО НУЖНО ГОРОДУ

Горожане могут подсказать, каких элементов городской инфраструктуры не хватает в том или ином месте. Для The New Raw мебель — это только начало. Они разрабатывают способы дизайна и производства, а также исследуют новые возможные применения.

«Сортировка отходов — это первый шаг и главный эффект, который мы можем оказать на людей: заставить их поверить в то, что пластик — ценный ресурс и его нужно не выбрасывать, а использовать вновь.

С 3D-печатью нет смысла массово производить одинаковые предметы. Используя комбинацию материалов, технологий и знаний, мы можем разрабатывать публичные пространства, которые будут здоровее и будут лучше соответствовать текущим потребностям: с игровыми площадками, мусорками для раздельного сбора, автобусными остановками и прочим».

Скамейка XXX — прототип проекта Print Your City, который за счёт повторного использования пластика поддерживает концепцию «ноль отходов»

 

«Людям понравилось сидеть на наших скамейках, в первую очередь потому, что на них можно весело качаться. Они отметили, что сделать что-то хорошее для природы можно таким простым способом.

Городская администрация оказалась позитивно настроена и поддержала нас. Конечно, она скептически отнеслась к дизайну: городу нужны более устойчивые вещи, которые горожане не смогут забрать с собой. Но муниципалитету приглянулась идея повторного использования выброшенного пластика и использования его в качестве уличной мебели или в каком-либо другом виде. <...> Власти Амстердама открыты к совершенствованию технологий и созданию экологически устойчивых публичных мест и городских пространств».

 

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОРОЖАНАМИ

Второй проект команды — Second Nature — задействовал тот же принцип, что и Print Your City, но материалом для печати стали рыболовецкие сети, поднятые дайверами со дна морей. В сентябре The New Raw попробует применить и исследовать свой подход к изменению городского пространства в Салониках — втором по величине городе Греции. Его жители смогут указать критерии для дизайна новой городской мебели и отметить на карте места, где стоило бы её разместить.

«Мы хотим привлечь людей к участию в проектировании общественных пространств. Сперва они передают материал для их создания, а также говорят, чего действительно хотят: больше деревьев, детских площадок, сидячих мест — и указывают места в городе, которые, по их мнению, должны быть улучшены. Основываясь на этой информации, мы начнём производить скамейки из собранного горожанами пластика».

Второй проект команды The New Raw борется с потерянными на дне рыболовными сетями, которые представляют опасность для морских обитателей

ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ РАССКАЗЫВАЮТ ИСТОРИИ

Просто поставить качающуюся скамейку из пластика в центре города недостаточно. Чтобы вовлечь горожан в процесс её создания, нужно актуализировать проблему и наглядно продемонстрировать её решение. Когда Панос и Фотейни демонстрировали скамью в Амстердаме, они подходили через некоторое время к тем, кто отважился на ней покататься, и спрашивали, сколько, по их мнению, пластиковых пакетов понадобилось, чтобы её создать. А затем называли цифру — 3 000 пластиковых пакетов на одну скамейку. Это помогло ощутить пользу проекта.

«Мы рассказываем историю не напрямую через объект. Мы показываем видео и рассказываем, что в том, как выглядит скамья, есть определённый символизм. К примеру, чтобы сбалансировать её, нужны два человека: этим мы хотели показать, что над решением проблемы надо работать вместе. У скамейки круглый профиль, поэтому, когда ты её раскачиваешь, ты как бы пытаешься замкнуть цикл. Это непрямое сообщение; необычный дизайн скамейки заставляет людей спрашивать: почему она так выглядит? И тогда приходит время рассказать свою историю или подвести человека к тому, чтобы он сам начал о ней читать».

Источник: https://strelkamag.com

 


Please, sign up or sign in to leave a comment.