Кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры, заведующий библиотекой Гимназии Сколково Светлана Чазова — о том, почему цифровые технологии не заменят человеку книжные полки.
22 октября во всем мире отмечается Международный день школьных библиотек. И хотя день этот для всех сопричастных — то есть библиотекарей, безусловно, должен быть праздничным, но начну о грустном. В прогнозе Агентства стратегических инициатив одной из умирающих профессий назван библиотекарь. Аргументов для "умирания" много, и тотальный цифровой формат данных, и их распределенное хранение, и скорость обработки поискового запроса. Много ещё всяких "и"...
Да, не способен естественный интеллект к космическим скоростям обработки данных.
Печально...
Но не спешим. Попробуем разобраться.
Насколько совершенство искусственного интеллекта, который предполагается встанет на замену библиотечному специалисту (здесь акцент на "специалисту", а не просто сидящему за столом регистрации или красиво расставляющему книги на полках – и это важно!), способно преодолеть психологические барьеры общения с разнообразным контингентом читателей, и "считать" его настроение и мотивы в поиске того или иного чтива?
Сверхбыстрота поиска информации не компенсирует отсутствие душевного общения, выяснения обстоятельств, побудивших в выборе книги.
Знаете чем не обладают современные библиотекари? Это способностью за тридцать секунд смотивировать читателя к выбору произведения. Вот здесь бы поучиться у ритейла! Так подвести аргументы, что потребитель без этой безделицы дальнейшей жизни не представляет.
Только здесь, в библиотечном обслуживании, мы встречаем иную материю, духовную. Она соткана из тысячи невидимых нитей, форм и оттенков, которые и сам читатель (и ни как не потребитель) не ощущает. Желание прочесть что-либо, прикоснуться к иным мирам формируется не "здесь и сейчас", а собирается постепенно из детских снов, дворовых игр, маленьких побед и неизбежных утрат. Бикфордов шнур чтения рождается из семейных традиций, из совместных, не показательных, походов в "храм книг". Потому что папа хочет найти на полке книгу, которую прочитал в детстве с фонариком, а мама - выяснить в каком году была напечатана книжка "с теми замечательными картинками".
Когда вы последний раз разговаривали со своим ребенком, делясь ощущениями от прочитанного, а не обсуждали перепетии стратегий Илона Маска? Пытались ли вместе преодолеть чувство сожаления, когда книга так быстро кончилась? И мечтать "А что мы завтра возьмём с полки?"
Меня очень часто спрашивают: "Как заставить ребенка полюбить чтение?" Заставить не получится. "А вы сами, что последний раз читали?" - спрашиваю. "Мне некогда. Ну на отдыхе, может быть, модный роман..." Мне нечего на это ответить. Если ребенок не окружён книжной культурой и это не тема разговоров в семье, добиться успеха вопреки действительности не получится. Увы, и ах, мы не Мартины Идены...
Все тропы - из семьи.
Библиотека поможет нащупать свой читательский путь, найти то течение, которое для ребёнка близко ритму его сердца. Если же книжная стихия - неродная среда, то он будет послушно, раз в неделю, брать выданную книгу, вести читательский дневник, но эта механическая прививка не даст обещанных всходов, не перейдёт в его семью чудаковатой привычкой при встрече интересоваться вместо безликого "Как дела?" - "Что читаешь?"
Современная школьная библиотека не только учебники и Пушкин с Некрасовым из школьной программы. Именно здесь за неспешным, задушевным разговором рождается понимание "почему папа говорил, что Гек круче, а мама - что Том".
Поэтому один совет родителям первоклашек: при выборе школы не забудьте заглянуть в школьную библиотеку. Если библиотечная площадка для руководства школы не пустой звук и вы почувствовали внимание к этой стороне школьной жизни – ваши ожидания на пути к цели!
Но внимание, и здесь таится подвох: погоня за новейшими технологиями и модными интерьерами не даст многого, если у всего этого хозяйства не будет настоящего профессионала, владеющего знаниями о рынках учебников, художественной литературы, периодики и баз данных, непугающегося, а укрощающего жуткую аббревиатуру "ФГОС СОО", компетентного в построении информационной среды, адекватно ведущего аккаунты в социальных сетях, да ещё и за информационной грамотностью всего контингента школы присматривающего. И это только вершина айсберга!
Не устаю повторять: "современный библиотекарь как универсальный солдат – уметь должен всё, и чуть-чуть больше". В наш век многопрофильности и многозадачности - профессиональный библиотечный специалист как хороший инфостилист, знает всё что вам надо "здесь и сейчас" в удобном формате и с ориентацией на ваши личные интересы. И по версии всё того же "Атласа новых профессий" инфостилист должен появиться до 2020 года.
Так может не будем изобретать колесо?
Источник: Iz.ru