С 10 по 14 декабря в Гимназии Сколково проходит Неделя общественных наук. Программа очень насыщенная: TED-Talks, открытые уроки, викторина, лекции, кейс-игра, дебаты, квесты. Каждый день посвящен отдельной дисциплине - истории, экономике, географии. Событие ежегодное, призванное вызвать дополнительный интерес к предметам общественного цикла. О том, зачем нужно знать историю, учить географию и обществознание, ориентироваться в экономике в век цифры и прорывного развития технологий, мы поговорили с заведующим кафедрой общественных наук, учителем географии Лобжанидже Александром Александровичем и учителем истории и обществознания Уткиной Олесей Александровной.

«Отказ от обязательного изучения гуманитарных предметов станет величайшей глупостью и, в конечном итоге, разрушит общество. Гуманитарные науки – это, прежде всего, науки о том, как сделать то, что придумали «технари» нужным обществу. Сегодня у ведущих IT-компаний очень востребовано такое направление как социальная антропология. За примером далеко ходить не надо: по территории инновационного центра ездят беспилотные такси. Но для того, чтобы такие такси выехали на улицы, специалисты-гуманитарии должны создать инструментарий, с помощью которого обычные люди не будут его бояться, будут пользоваться и адекватно реагировать на его присутствие. Без антропологов, культурологов, социологов реализация достижений и разработок науки и адаптация новых технологий не будет возможной, они просто никому не будут нужны», делится мнением Олеся Александровна. 

И действительно, с этим утверждением трудно не согласиться. Достаточно вспомнить несколько страниц всемирной истории. «В частности, когда метрополии столкнулись с вопросом как управлять колониями именно гуманитарии дали определение понятию «культура» и того факта, что они есть разные. В итоге колониальный мир был принят и признан и началась промышленная революция со всеми преференциями, которые получили страны-метрополии», дополняет свое мнение учитель. 

В то же время, развитие гуманитарных наук сегодня неразрывно связано и с развитием цифровых технологий. «Информация социальная, общественная формируется благодаря тем же социальным сетям. Контент для цифровых носителей, в том числе, создают и специалисты-гуманитарии. Сегодня один контент может вывести людей на улицы, а с другой стороны, тот же контент, поданный под другим углом зрения, может создать благоприятные настроения в обществе. И занимаются этим исключительно гуманитарные науки. Также следует сказать, что технологии всегда были предметом исследования для людей социально-ответственных перед обществом и миром. Например, изобретатель самого страшного оружия на земле – водородной бомбы – Андрей Дмитриевич Сахаров был видным мировым общественным деятелем и правозащитником», комментирует Александр Александрович Лобжанидзе.

Поэтому ни у родителей, ни у студентов не может возникать вопроса зачем нужно изучать предметы общественного цикла. Ответ очевиден: без понимания процессов, которые происходят в обществе и стране трудно будет решить задачу самоидентификации и выбора личной профессиональной траектории. «Наша задача в рамках уроков и по истории, и по географии, и по обществознанию развивать то, что называется критическим мышлением. То есть формировать на конкретных примерах способность у ребенка сформулировать проблемные вопросы и найти самому на них ответы», утверждает Александр Александрович. 

Предметы общественного цикла в гимназии постепенно дополняются: с 3 четверти учебного года у студентов-старшеклассников появится новый курс в рамках уроков по экономике – «Основы финансовой грамотности». На презентации курса студенты получили представление не только о том, что они будут изучать, но и новые знания в сфере прикладной экономики: несколько основополагающих понятий из «Теории игр», а также прошли кейс-игру «Интервью в мир профессий», с которыми их познакомили выпускники совместной программы Высшей школы экономики и Лондонской школы экономики Валерия Попова и Никита Акиньшин. 

И отвечая на вопрос о профессиональной ориентации студентов старших классов применительно к важности изучения предметов социального и гуманитарного цикла, статистика красноречива: 8 из 14 студентов 11-го класса выбрали обществознание как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Сферы, в которых в дальнейшем планируют реализоваться эти ребята очень разнообразны: от социологии и маркетинга до экономики и бизнеса. 

ru