Анна Харнас, директор департамента управления брендом и коммуникациями бизнес-школы СКОЛКОВО и Оксана Демьяненко, директор Международной гимназии Сколково, побеседовали о том, чего сегодня хотят школьники, почему школа медленно меняется, как она формирует у ребенка культурный код, и чем сегодня учитель может помочь школьнику.

Анна Харнас: Мы очень часто слышим от школьников фразы типа «да зачем же я мучаюсь сейчас с этой химией!?». Да и мы, взрослые, часто помним, как сами это говорили своим родителям и учителям. Кто-то вспоминает школу с благодарностью, а кто-то считал дни, чтобы скорее вырваться за ее пределы. Школа дает нам первый, серьезный образовательный опыт, а эксперты говорят, что именно здесь «программируют» наши будущие успехи или неудачи. Но как родители или ученик может понять, что он оказался в той самой правильной, подходящей именно для него среде. Что в этой школе он получает знания и опыт, которые и правда помогут ему в жизни?

Оксана Демьяненко: Ученик вспоминает хорошим словом, понимает, что именно в школе приобрел что-то уникальное, научился чему-то важному, обрел свои истины, — значит школа хорошая и успех ее очевиден. Школа создает ту самую среду, которая развивает и становится ресурсом для развития в будущем. Школа должна давать импульс, и в конце концов закладывать «доброе — вечное».

Когда результат обучения в школе сводится к баллам ЕГЭ или победам в олимпиадах, это далеко не полная картина происходящего и реальной эффективности школы. Безусловно, академическая успешность важна. Но профессиональный выбор, особенно в наше время, будет скорее всего меняться в течение жизни, поэтому далеко не факт, что предметы, в которые вложился ребенок для сдачи ЕГЭ будут через несколько лет определять его успешность, профессиональную и личную. Что вспоминают и чем прикипают дети к школе? И снова — это люди, события, социальные роли, которые они осваивали. И, безусловно, вспоминают с благодарностью практики, которые делают их текущую после школьную жизнь легче, приобретенные умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в информационном пространстве, осваивать новые знания, понимать людей, выражать себя, находить общий язык с окружающими, быть восприимчивыми и, в то же время, стабильными и устойчивыми в самых разных учебных и жизненных ситуациях.

Сейчас ребенок получает огромное количество информации от родителей, друзей, из интернета. Он может многое изучить самостоятельно. Есть книги, онлайн курсы. Миссия школы и роль учителя для ребенка как-то поменялись за последние 10–15 лет?

Во все времена у школы есть уникальное предназначение — она помогает ребенку и молодому человеку определить себя в социуме, выбрать свой круг общения, обрести значимых для себя людей. В школе закладывается культурный код, который определяется ценностями и средой. Хорошая школа дает возможность накопить ресурсы, не только интеллектуальные, но и личностные, самоопределиться, и все, что обретено именно в этот период становится базой для развития на долгие годы после выхода во взрослую жизнь.

Школа и Учитель нужны для того, чтобы быть гарантом стабильности и устойчивости в очень сложный для человека период быстрого физического, психологического и интеллектуального развития. Быть подростком — это сложно. Познание себя и мира в это время сравнимо по интенсивности с лавиной или цунами. Вот здесь и важно, чтобы были столпы, которые удержат, поддержат и направят. Прекрасно, когда учителя и наставники в школе становятся этими значимыми людьми. Как развивать эмоциональный интеллект, если не в прямом очном диалоге с людьми? Когда виртуальное общение, а тем более обезличенный поток информации заменит эффект от личного взаимодействия, появится человек совсем другой формации, мир станет другим.

Должен ли ребенок проходить обязательную школьную программу или у него должен быть выбор учить то, что ему интересно? Как вы относитесь к хоумскулерам?

Без интереса в образовательном процессе невозможно. В первую очередь интерес может мотивировать наших детей к труду. А учеба — это труд. А понять зачем трудиться и научиться этому труду очень непросто. Это, пожалуй, одна из главных педагогических проблем, которую решают учителя, и не только в современной школе. Но сейчас, когда детям легко доступны многие блага, решать ее на много сложнее. Научить получать удовольствие от труда, от результатов этого труда — задача нетривиальная и решать ее можно тогда, когда ребенок на определенном этапе может сделать выбор, чем заниматься, чему учиться с особым усердием. Я не случайно сделала оговорку. Есть знания, которые нужны каждому, которые определяют культурный уровень человека, эрудицию, составляют базис для дальнейшего развития в любой области и определяют, во многом, тот самый культурный код человека. Поэтому баланс между обязательным содержанием образования и тем, что ребенок может выбрать — это продуктивная траектория развития современной школы.

Если говорить о домашнем обучении: я за разнообразие форм, и понимаю, что есть ситуации, когда возможно только домашнее обучение. Но я не ее сторонник. Я люблю школу как явление и как институт, который играет очень значимую роль в формировании человека. Уверена, что, если есть возможность ребенку быть в развивающей образовательной среде не только виртуальной, но и реальной, он должен быть в ней.

Во многих школах сейчас активно внедряется проектная деятельность. Чем это отличается от обычного урока, и может ли со временем его вытеснить?

Чтобы проект состоялся как форма образовательной деятельности, нужно чтобы он начинался с критических вопросов, которые сформулирует сам ученик. Зачем этот проект нужен? Почему эта тема или исследуемое явление интересно мне и важно для окружающих? Критические вопросы мотивируют детей к вдумчивой деятельности. Проект ценен тем и тогда, когда дает возможность ребенку получить не только новые знания, но и новый ценный опыт. Начинает ребенок с рефлексии о предмете исследования и своих опыте и знаниях в этой области, проектирует свою деятельность, планирует результат, ведет исследование и снова возвращается к теме, размышляет о предмете на новом уровне понимания, значит проект стоит всех тех немалых усилий и ресурсов, которые обычно требуется вложить в проектную деятельность в школе. Исследовательская деятельность, по сути, очень близка для пытливого от природы детского ума, а освоить исследовательские компетенции, которые важны во взрослой профессиональной реализации можно именно в проектной работе. Если школа может выстроить работу так, чтобы в основе методологии были исследовательские и проектные формы работы — это талантливая школа.

Школа меняется и меняется непросто, потому что по сути своей школьная система консервативна и зарегламентирована. От урочной деятельности в ближайшее время в школе не уйти. И надо ли? И классический урок, и лекция, и мастер-класс имеют свою ценность, главное, чтобы целеполагание было понятным, а приемы и методы учителя системными и результативными.

Сейчас мы в бизнес-школе СКОЛКОВО много говорим о развитии Soft Skills (возможность обучать, дискутировать, сглаживать конфликты, способность четко ставить задачу перед людьми, мотивировать, брать на себя ответственность и др.), есть ли у вас занятия, которые могут помочь с наработкой этих навыков уже в школе, в каком возрасте их надо начинать развивать?

В соответствии с теми программами, которые реализуются в гимназии, Soft Skills формируются на всех занятиях и являются программируемым образовательным результатом. Мы хотим и работаем на то, чтобы именно в школе наши студенты имели возможность развивать коммуникативные компетенции, работать в команде, критически мыслить, принимать решения, отвечать за свои действия, уважать людей и их точку зрения, развивать не только интеллект, но и ум сердца — развивать свой эмоциональный интеллект, и понимать зачем это нужно.

Есть и специальные тренинги, которые проводят психологи и педагоги совместно. Служба сопровождения образовательного процесса, которая работает со студентами в зависимости от индивидуальных потребностей и специфики личностного развития — это наш важный ресурс. Помощь в решение личностных вопросов, работа с мотивацией, развитие эмоционально-волевой сферы студента — путь к его академической успешности и личной состоятельности.

Насколько важно для ребенка изучать иностранные языки: английский, французский и китайский. С какого возраста оптимально вводить эти языки в школах? Не будет ли у детей в голове неразберихи, если английский начинать учить одновременно с русским и другими языками?

В наше время методика обучения языкам достигла таких высот, что не надо бояться параллельного изучения нескольких языков. Понятно, что цель изучения языков может быть разной и объем знаний в языковой школе и в гимназии, где язык — только один из приоритетов, тоже разные. Все наши студенты изучают английский и второй язык по выбору. Это может быть немецкий, испанский или китайский. Мы рассматриваем языки как инструмент развития ребенка. Английский язык для большинства наших студентов к моменту окончания средней школы должен стать эффективным инструментом освоения знаний и для всех студентов инструментом коммуникации в любой культурной среде. Важно научить системному видению языка и основам коммуникации на языке. Это, прежде всего, определяет содержание и методы обучения второму языку.

Нужно ли в школах тестирование для поступления? Если да, какое оно должно быть?

В конкурентной среде без тестирования не обойтись. Оно должно быть понятным, соответствовать возрасту детей и целям образовательной организации.

Много споров сейчас вокруг гаджетов. Наши дети живут с ними, родители часто ограничивают доступ к ним. При этом в школах все больше уроков программирования и в некоторых школах внедряется компьютерное обучение. Как вы решаете эти противоречия?

Конечно, нужно включать работу с гаджетами в уроки с 1 класса и даже в занятия детского сада, но дозировано, с понятным содержанием и целеполаганием, как инструмент для эффективного достижения образовательного результата. Для наших с вами детей гаджеты — это обыденная реальность, создавать в школе территорию без гаджетов — значит выстраивать искусственную границу между школой и их жизнью. Студенты нашей гимназии начинают осваивать азы информатики уже в начальной школе. И это очень практикоориентированные знания в тесной связке с технологией и моделированием. Уметь программировать важно, потому что в этом случае макет твоего умного дома или робот может «ожить».

Что вы вкладываете в название международная гимназия, в чем, собственно, эта международность выражается?

Гимназия Сколково задумывалась и стала полноценной школой международного бакалавриата, это значит, что обучение ведется не только по национальным образовательным стандартам. Гимназия работает также по международным программам IB на всех ступенях образования от детского сада до выпускных классов. Стандарты IB — это прежде всего методология, которая помогает развивать исследовательские компетенции и критическое мышление. И студентами наши дети становятся с первого дня пребывания в гимназии, потому что «студент» созвучно международному «student». И детям это очень нравится.

Источник: Be In Trend

ru