Сегодня все больше говорят о том, что школа должна не только формировать фактические знания, но и учить рассуждать, находить несоответствия и противоречия в потоках информации. Но развивают ли критическое мышление в современных школах? Этот вопрос пока остается открытым. Теория познания — дисциплина, направленная на развитие критического мышления, пока не так популярна, как другие предметы. Тем не менее все больше московских школ включает Theory of Knowledge, или, как называют дети этот предмет, ТоК, в учебный план для 9–11 классов.

Руководитель программы среднего общего образования Гимназии Сколково, координатор дипломной программы Международного бакалавриата Раиса Барагян делится мнением об этом предмете на страницах издания Edexpert.

ТоК чаще всего преподается в рамках дипломной программы Международного бакалавриата или гимназического компонента в федеральной образовательной программе. Это один из позитивных примеров, когда школы организуют учебный процесс с целью подготовить обучающихся к современным вызовам. 

На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 году спикеры говорили о критическом мышлении как о ключевом навыке 2020 года. Критическое мышление необходимо, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, обладать самостоятельностью суждений, анализировать информацию и осознанно действовать. 

Теорию познания можно сравнить с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, которая опирается на теории Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского о «деятельностном» обучении. 

Из всех определений критического мышления мне больше всего нравится это: «Критическое мышление — способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения». Возможность развивать критическое мышление — важная альтернатива шаблонным заданиям ЕГЭ, в которых, как известно, творческая составляющая сведена к минимуму ради максимально объективной оценки по четко заданному алгоритму.

Специфика преподавания
Учителю теории познания нужно выбрать вопросы, которые находятся на пересечении нескольких областей знания, определиться с центральным вопросом урока и быть готовым к тому, что, возможно, ответ на вопрос найти так и не удастся либо мнения обучающихся будут сильно различаться. 

Вопросы, связанные с познанием окружающего мира, сформированы таким образом, что на них нет единого правильного ответа. Задача преподавателя — оценить не само мнение, а аргументы, которые студенты приводят в защиту своей позиции. Нередко хорошо аргументированная позиция ученика может отличаться от собственного мнения учителя. В таком случае учителю самому нужно проявить навыки критического мышления и постараться быть объективным. Материалы (тексты, видео, аудио) подбираются таким образом, что основную ценность несет не фактическая информация, которую должен усвоить обучающийся, а навыки, которые он приобретет, анализируя противоречивые сведения. Как писал известный деятель международного образования Лэнс Кинг, главная задача учителя заключается не в передаче информации, а в развитии навыков учеников. 
 
Экзамен по теории познания
В качестве итогового задания студенты делают презентацию и пишут эссе. Вот некоторые темы эссе, которые организация Международного бакалавриата определила на ближайшую экзаменационную сессию в мае 2019 года: 

  • Качество знания лучше всего измеряется количеством людей, которые это знание принимают (разделяют). (The quality of knowledge is best measured by how many people accept it.) 
  • Производство знания — всегда командная задача, а не результат работы одного человека. (The production of knowledge is always a collaborative task and never solely a product of the individual.)
  • Всегда ли хорошие объяснения оказываются правдивыми? (Do good explanations have to be true?) 
Студенты рассматривают данные вопросы в разных областях знаний и в связке с разными способами получения знания: язык, воображение, интуиция, эмоции, разум, чувственное восприятие. 

В реализации данного подхода, главное, также формировать у детей внутренний стержень. Подростки должны быть хоть в чем-то уверены. Если детям покажется что «истины нет», а «любое событие можно трактовать двояко», они могут почувствовать себя уязвимыми. Именно поэтому данный предмет предлагается в старших классах, когда обучающиеся уже имеют некоторый жизненный опыт, ценностные ориентиры. 

Если ребенок эрудирован и не боится преодолевать трудности, он вполне справится с программой курса, научится мыслить абстрактно, его будет трудно загнать в тупик, он лишний раз спросит себя: «А почему я должен этому верить? А если посмотреть на это с другой стороны? А вдруг это ложное умозаключение, ложная аналогия или ложная дилемма?» Ребенок научится использовать язык как средство убеждения, усовершенствует навыки публичных выступлений и ораторского мастерства. 
 
Как проходят уроки?
На уроках мы анализируем ситуации из реальной жизни, обсуждаем, к примеру, этические вопросы системы социального кредитования в Китае, использование принципов этической теории Канта в речах президентов, ложные умозаключения, которые применяются для убеждения, и то, как это все связано с восприятием информации в целом, почему люди верят в fake news. 

Таким образом, материал для моих уроков используется самый разный, я приношу ребятам распечатанные новости, и мы обсуждаем, могут ли они быть правдивыми или же это fake news. Обсуждали фрагменты из фильма «Плутовство», материалы с известными ложными умозаключениями, подбирая примеры из разных областей наук. 

Недавно, например, обсуждали с ребятами исследования когнитивных психологов. Выяснили, что слово «ключ» в немецком языке — мужского рода, в испанском языке — женского, и, согласно исследованиям, испанцы приписывают ключу исключительно феминные характеристики: блестящий, миленький, филигранный. Этот кейс стал стимулом для обсуждения влияния языка на образ мышления и на восприятие реальности. Студенты изучали, как изображают один и тот же объект художники разных стран, пытались понять, в чем причина разного восприятия одного и того же объекта, сопоставляли род слова и его значение в разных языках. 
 
Примеры 
1. На уроке обсуждается правдивость статьи под названием Spooky underwater photos reveal Nazisubmarine off the coast of Texas. 

Реплика ребенка: 

— Это статья точно fake news. Ни одно нормальное издание не выберет слово spooky для заголовка. 

2. На слайде написано: «У нас больше нет побед. Раньше у нас были победы, но их больше нет». 

Ответ ребенка: 

— Я думаю, это ложная дилемма, как будто у страны может быть только два состояния: когда победы есть и когда побед нет. 

3. Реплика ученика при выполнении задания: 

— Если после гражданской войны отменили рабство, это еще не значит, что гражданская война была против рабства. Это логическая ошибка — post hoc ergo propter hoc (после этого значит вследствие этого). 

P. S. Что мне как учителю больше всего нравится в этом предмете? Простор для творчества, необходимость держать нос по ветру, возможность чувствовать связь с будущим поколением, ведь вопросы, которые мы обсуждаем на уроке, дают много информации о системе духовно-нравственных ценностей детей, позволяют понять, какие у подростков приоритеты. Особенно интересно наблюдать, как меняются представления о гендерных ролях, как они интерпретируют события, какое у них понимание успешности и счастья.
 
Источник: Edexpert
ru