Первоклассники продолжают исследование с центральной идеей «Изучение живой и неживой природы помогает нам сохранить жизнь на планете».
Редко у кого возникает вопрос, что такое живое и что такое - неживое? «То, что живет – это и есть живое», - уверены первоклассники.
Рассуждения первоклассников:
- А что такое жизнь? - То, что начинается и заканчивается. - Но ведь тогда у шариковой ручки и школьной тетрадки тоже есть жизнь, они начинаются и заканчиваются. Значит, они живые? Тут студенты задумались, чем все - таки отличаются живые объекты от неживых. - Они движутся! – предположил Виталий. - Речка и облака на небе тоже движутся, но они неживые, - возразили ему одноклассники.
- А что такое жизнь?
- То, что начинается и заканчивается.
- Но ведь тогда у шариковой ручки и школьной тетрадки тоже есть жизнь, они начинаются и заканчиваются. Значит, они живые?
Тут студенты задумались, чем все - таки отличаются живые объекты от неживых.
- Они движутся! – предположил Виталий.
- Речка и облака на небе тоже движутся, но они неживые, - возразили ему одноклассники.
Так, в совместном обсуждении студенты определили, что все живые организмы растут, изменяются, дышат, питаются, оставляют после себя потомство и … умирают.
«Яблоко на яблоне – живое, оно питается, растет. А когда оно упало – оно уже неживое. Значит рано или поздно все живое становится неживым, умирает», - сделали свое открытие студенты. «Так что, мы все неживое едим? И яблоки, и бананы?» - этот вывод вызвал много эмоций у юных исследователей. «Живой объект либо сам, либо с чьей-то помощью может стать неживым, а может ли быть наоборот?» - интересуется учитель.
«Яблоко на яблоне – живое, оно питается, растет. А когда оно упало – оно уже неживое. Значит рано или поздно все живое становится неживым, умирает», - сделали свое открытие студенты.
«Так что, мы все неживое едим? И яблоки, и бананы?» - этот вывод вызвал много эмоций у юных исследователей.
«Живой объект либо сам, либо с чьей-то помощью может стать неживым, а может ли быть наоборот?» - интересуется учитель.
Мнения разделились. Исследователи решили организовать научный спор – дебаты. Каждая сторона готовила аргументы в пользу своей точки зрения.
От группы сторонников чуда оживления выступает Саша:
- Из яйца вылупляется цыпленок, из семечка вырастает цветок - значит, неживое может стать живым!
Оппоненты задумались, аргументы показались очень весомыми. На помощь пришли знания, полученные в прошлом году в рамках исследования «Жизненные циклы». От группы выступает Савелий:
- Яйцо и семечко – это стадии жизненного цикла птиц и растений. Это значит, что они живые! Именно поэтому из них и появляется птенец и цветок. Попробуйте получить цветок из камня! Или льва из камня! Не получится.
Возразить было пока нечем. В споре родилась наша истина – неживое не может стать живым, это необратимый процесс. Именно поэтому важно изучать законы окружающего мира, чтобы своими действиями не совершить непоправимых поступков.
Ребятам было интересно вести научный спор, в отличие от спортивного соревнования, в нем главное не выиграть, а найти истину. Выигрывают все, кто думает, вовлекается, ищет аргументы и делает предположения.
Затем студенты приступили к изучению живого мира и узнали, что все живое делится, словно в сказке, на 3 царства – царство растений, царство животных и царство грибов.
На следующей неделе исследователи откроют для себя, чем отличается клетка растения от всех других клеток, что растения «едят» и чем «дышат», какие растения произрастают на территории Сколково, какие уникальные растения существуют на Земле.
Заметка подготовлена учителями первого класса.
Использованы высказывания первоклассников: Александра, Савелия, Виталия, Дианы, Елизаветы, Мии