Первоклассники продолжают исследование с центральной идеей «Изучение живой и неживой природы помогает нам сохранить жизнь на планете».

Редко у кого возникает вопрос, что такое живое и что такое - неживое? «То, что живет – это и есть живое», - уверены первоклассники.

Рассуждения первоклассников:

- А что такое жизнь?

- То, что начинается и заканчивается.

- Но ведь тогда у шариковой ручки и школьной тетрадки тоже есть жизнь, они начинаются и заканчиваются. Значит, они живые?

Тут студенты задумались, чем все - таки отличаются живые объекты от неживых.

- Они движутся! – предположил Виталий.

- Речка и облака на небе тоже движутся, но они неживые, - возразили ему одноклассники.

Так, в совместном обсуждении студенты определили, что все живые организмы растут, изменяются, дышат, питаются, оставляют после себя потомство и … умирают.

«Яблоко на яблоне – живое, оно питается, растет. А когда оно упало – оно уже неживое. Значит рано или поздно все живое становится неживым, умирает», - сделали свое открытие студенты.

«Так что, мы все неживое едим? И яблоки, и бананы?» - этот вывод вызвал много эмоций у юных исследователей.

«Живой объект либо сам, либо с чьей-то помощью может стать неживым, а может ли быть наоборот?» - интересуется учитель.

Мнения разделились. Исследователи решили организовать научный спор – дебаты. Каждая сторона готовила аргументы в пользу своей точки зрения.

 

От группы сторонников чуда оживления выступает Саша:

- Из яйца вылупляется цыпленок, из семечка вырастает цветок - значит, неживое может стать живым!

Оппоненты задумались, аргументы показались очень весомыми. На помощь пришли знания, полученные в прошлом году в рамках исследования «Жизненные циклы». От группы выступает Савелий:

- Яйцо и семечко – это стадии жизненного цикла птиц и растений. Это значит, что они живые! Именно поэтому из них и появляется птенец и цветок. Попробуйте получить цветок из камня! Или льва из камня! Не получится.

 

 

Возразить было пока нечем. В споре родилась наша истина – неживое не может стать живым, это необратимый процесс. Именно поэтому важно изучать законы окружающего мира, чтобы своими действиями не совершить непоправимых поступков.

Ребятам было интересно вести научный спор, в отличие от спортивного соревнования, в нем главное не выиграть, а найти истину. Выигрывают все, кто думает, вовлекается, ищет аргументы и делает предположения.

Затем студенты приступили к изучению живого мира и узнали, что все живое делится, словно в сказке, на 3 царства – царство растений, царство животных и царство грибов.

На следующей неделе исследователи откроют для себя, чем отличается клетка растения от всех других клеток, что растения «едят» и чем «дышат», какие растения произрастают на территории Сколково, какие уникальные растения существуют на Земле.

 

Заметка подготовлена учителями первого класса.

Использованы высказывания первоклассников: Александра, Савелия, Виталия, Дианы, Елизаветы, Мии

 

 

 

 

ru