В рамках исследования с центральной идеей «История и традиции моей семьи помогают мне понять, кто я и какой я» студенты первого класса стали участниками экскурсии «Семейный лад». Для этого первоклассники отправились в парк «Этномир», на территории которого есть экспозиция из 7 рубленных деревянных домов, привезенных из разных уголков России. Студенты зашли в традиционный русский деревенский дом, расселись по лавкам, отметили, что тесно, и экскурсия началась…


- Как вы думаете, ребята, сколько человек жили в таком доме? – спросил экскурсовод.

- Трое! Пятеро!

- Нет, впятером будет тесно - трое.

Студентов очень впечатлило, что в маленьком доме проживало до 12 человек. Самый главный вопрос, который возник в этой связи: как в таком маленьком пространстве должны были вести себя все члены семьи, чтобы в семье царил мир и порядок? Чтобы ответить на него, экскурсовод обратилась к значению слова «лад», которое трудно перевести на иностранные языки. Лад – это такой порядок в семье, при котором каждый её член понимает свою роль и ведет себя в соответствии с правилами этой роли, иногда жертвуя своими интересами ради общего благополучия и порядка в семье. Как это работает? Во-первых, у каждого члена семьи есть свое место для сна. Стариков и маленьких детей укладывали спать на печке, так как они нуждаются в тепле. Сыновей укладывали спать на полатях. 

Один студент был удивлен расположением спального места для мальчиков:

- Это я каждый день должен рисковать жизнью и залезать на эту высокую полку, просто чтобы выспаться?

Девочки спали на лавках, близко к месту, где они работают. Отец спал на лавке рядом со входной дверью, чтобы защитить свою семью, если это было необходимо.

Роль каждого члена семьи отражалась даже в том, в какой очередности члены семьи ели суп.

- Какое же унижение жить в такой семье, где нельзя спокойно поесть из собственной тарелки, а нужно ждать своей очереди, - возмутилась первоклассница.

Нам, современным людям, трудно понять и принять принципы, которые не совпадают с нашим опытом и традициями. Однако маленьким экскурсантам было очень полезно узнать о разных точках зрения на ролевое поведение в семье.

- Как вы думаете, как в семье наказывали, если ребенок себя неправильно вел? – продолжил экскурсовод.

- Убираться заставляли!

Студенты узнали, что работой детей никогда не наказывали. Наоборот, детям доверяли новые виды работы только если были уверены, что ребенок сможет ее ответственно и качественно выполнить.

- Шестилетнему ребенку могли поручить прогнать гусей, - пояснил экскурсовод.

- Ну это просто, я гусей не боюсь, я даже медведя могу прогнать, - пообещал один первоклассник, не понимая, что «прогон» гусей подразумевал совсем другие действия.

В процессе экскурсии исследователи познакомились с традиционными русскими игрушками, поучились играть по очереди. Это было очень трудно! А на мастер-классе все ребята сделали куклу-оберег своими руками. 

Учителя первого класса

ru