Laboratoriya innovaciy Amendo

Директор и основатель проекта «Врачи РФ» Евгений Вышковский подводит итоги года и впервые публично делится историей создания проекта.

Закончился первый полноценный год существования проекта «Врачи РФ». Я думаю, мне – его директору и основателю самое время воспользоваться этим поводом, чтобы подвести промежуточные итоги и впервые за все время рассказать историю нашего создания.

Концепция проекта «Врачи РФ» пришла мне в голову в конце 2009 года. До этого я 15 лет проработал в группе компаний РЛС, участвовал во всех этапах ее развития в качестве одного из основателей, но в 2007 году на время уехал жить, работать и получать бизнес образование в западной Европе. Летом 2008 года я с отличием закончил магистратуру по теме «Инновации и предпринимательство» в Luxembourg Business Academy при University of Luxembourg и вернулся в Москву. Полтора года жизни в Европе развеяли иллюзии о прелестях запада и сделали меня патриотом. Тем более, в Москве на тот момент у менеджмента были одни из самых высоких зарплат в мире. Я был полон самых радужных ожиданий и собирался устроиться на работу в какую‐нибудь западную компанию. Начинать с нуля новый проект в той ситуации имело смысл меньше всего. Но судьба решила иначе. Случился кризис, высокооплачиваемые вакансии надолго исчезли. Стало понятно, что опять «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Я вернулся обратно в РЛС – это дало мне возможность погрузиться снова в рабочую среду и осмотреться после двухлетнего перерыва в работе. По сути, бизнес РЛС заключается в донесении до врачей информации о свойствах лекарств через печатные и электронные носители. Я много думал о том, как эта модель может измениться в будущем. Изучал зарубежные кейсы. В результате родилась идея собрать врачей в закрытое онлайн сообщество, в котором они смогут общаться между собой, получать новости от производителей лекарств, тут же задавать им вопросы и обсуждать эту информацию.

Несколько месяцев я писал бизнес план – благо этому меня учили целый год. В отработке концепции мне сильно помогли коллеги по РЛС. Конечно, в первую очередь я признателен поддержавшим меня основателям РЛС (по совместительству моим родителям) Геннадию Леонидовичу и Ольге Савельевне Вышковским. Особая благодарность Виталию Садкову – директору проекта rlsnet.ru. Его опыт и советы позволили избежать многих ошибок на старте. Вообще, я очень основательно подошел к этапу подготовки. Из опыта знаю, что лучше сначала потратить время на закладку фундамента, чем потом переделывать все здание.

В марте 2010 бизнес план был готов. К счастью, стартовый капитал для финансирования проекта имелся, и внешнего инвестора искать не пришлось. Проект до сих пор полностью принадлежит его основателям. Недавно к нам проявили интерес сразу два венчурных фонда, но я пока откладываю переговоры. Конечно, очень соблазнительно привлечь дополнительное финансирование, но инвесторы обычно не дают денег, не получив взамен контроль над стратегическим менеджментом проекта. Вообще, сейчас, когда какой‐либо проект круг за кругом привлекает дополнительные инвестиции, принято сообщать об этом как об успехе и факторе признания. На практике же это часто означает, что проект раз за разом не вписывается в первоначальный бюджет, и основатели каждый раз вынуждены отдавать свои доли, брать на себя новые обязательства, включать в совет директоров новых членов и далее согласовывать с каждым из них все свои действия. Мне такая схема кажется обременительной. Я предпочитаю укладываться в первоначальные сметы, жить по средствам и оставаться независимым в своих решениях.

Весной 2010 мы окончательно выбрали разработчика – компанию Ингениус системы. Меня привлекло то, что из тысяч вэб‐студий они чуть ли не единственные специализировались на разработке и внедрении именно социальных сетей. В дальнейшем оказалось, что я не ошибся. Вклад Сергея Пономаренко, который в тот момент был директором «Ингениус систем», трудно переоценить. Я благодарен ему за силы, которые он потратил на наши споры, убеждая меня сделать так, как это действительно будет работать.

Проектировка заняла целых 8 месяцев. К октябрю 2010 у меня было 300 страниц мелкого текста с подробнейшим ТЗ для разработки. А потом были еще долгие месяцы разработки и тестирования прежде чем в августе 2011 года сайт vrachirf.ru был запущен. Психологически было очень сложно сидеть и методично закладывать основы, наблюдая за тем, как другие стартуют похожие проекты. Однако на практике это оказалось самой правильной стратегией. Мы пустили других «пробивать целину», учли их опыт и теперь буквально пулей вырвались в лидеры.

В октябре 2010 года к проекту присоединился наш главный редактор Петр Локшин. Выпускник РГМУ, из семьи врачей, до этого он был руководителем проекта Медпортал.ру, развивал doktor.ru, консультировал другие проекты медицинской направленности. Его можно описать высказыванием, что для того, чтобы человек был интеллигентным нужно три высших образования – у деда, отца и у него самого. Поразительно, что такой человек и профессионал высшего класса в тот момент уже несколько месяцев не мог найти работу! А я к тому времени уже полгода искал именно такого как он!

Вообще, с этим проектом я все время вспоминаю фразу из Коэльо, что когда человек следует своему предназначению, все силы вселенной поддерживают его. Да и сюжет почти тот же, что и в «Алхимике» – мне пришлось совершить путешествие и через многое пройти, чтобы вернуться «домой» и самореализоваться.

Летом 2011 года прямо после старта проекта нас приняли в «Сколково». Когда я подавал заявку на вступление, мне все говорили, что так просто не пройти, что надо искать «заходы». Я, как обычно, послушал и сделал по‐своему. Не знаю, то ли в магистратуре меня так хорошо научили писать подобные документы, то ли идея объединения профессиональной соцсети с системой информирования врачей действительно понравилась экспертам, но нас приняли. Для стартапа получить такой статус очень престижно. До сих пор ни один из интернет проектов для врачей его больше получить не смог. Да и налоговые льготы весьма полезны.

Осенью мы получили еще один подарок – вышел закон об ограничении работы медпредов. Это потенциально увеличивало интерес к нам со стороны клиентов. Невероятно, но наша бизнес идея дважды подряд получила государственную поддержку! В это время шло бета‐тестирование. Много сил было положено на регистрацию. Я хотел, чтобы пользователи обязательно выбирали свое место работы из словаря. Тогда при регистрации сразу было бы видно всех их коллег. То есть врачам не надо налаживать новые связи, а можно просто перенести общение с коллегами в новую и более удобную среду. Но основная задача была впереди. Было понятно, что сложнее всего будет быстро привлечь врачей и накопить «критическую массу». Всю осень 2011 года мы работали, чтобы объединить в одну базу имена и мэйлы врачей, оставивших издательству РЛС свои анкеты на конгрессах, зарегистрировавшихся на сайте rlsnet.ru, приславших заявки на получение справочников РЛС и добавить мэйлы врачей из прочих доступных источников. Игра стоила свеч – мы получили в свое распоряжение базу именных емэйлов врачей почти на 300 тысяч адресов, которой не было и не могло быть ни у одного другого проекта.

В начале 2012 года по окончании бета‐тестирования сообщество «Врачи РФ» составляло всего около 7 тысяч врачей. С этих позиций мы начали свою работу. Сначала мы отработали врачебную аудиторию сайта rlsnet. ru (более 2 миллионов посетителей  ежемесячно). Потом оповестили врачей по созданной базе из 300 тысяч именных емэйлов. Затем по ВУЗу выделили всех врачей в Одноклассниках и пригласили их. В завершении мы сделали тоже самое по всем пользователям Вконтакта, подходивших под наши строгие критерии. Была проведена колоссальная работа, которую никто до этого не делал и, скорее всего, не сделает в силу отсутствия необходимых ресурсов, знаний и изменившихся с тех пор внешних условий.

Результат вы видите:

около 70 тысяч врачей на основном сайте, заполнивших подробно две страницы регистрационных данных;

более 140 тысяч в группе «Врачи РФ» в Одноклассниках;

около 80 тысяч – врачебная аудитория Вконтакте;

более 300 тысяч еженедельно получают наш дайджест на свои емэйлы;

а еще мы имеем свои группы в Фейсбуке, Твиттере и ЖЖ, но это уже мелочи.

Итог – создана уникальная система для общения  врачей и их информирования сразу через все интернет каналы с аудиторией около 400 тысяч. Важный аспект – для мотивации присоединиться к сообществу использовалось желание врачей общаться с коллегами и получать научные сведения, а не материальное вознаграждение за регистрацию и публикации. Для наших клиентов это гарантия того, что их информация действительно будет востребована.

Как нам это удалось? Дело в том, что из всех многочисленных медицинских сообществ мы единственные, кто не начинал свою работу с нуля. Ни одна из других имеющихся на рынке соцсетей для врачей не имеет проверенных временем качественных баз врачей и каналов коммуникаций. Все они – молодые проекты без опыта на рынке. Большинство привлекают пользователей из молодежной сети «В Контакте». Де факто, это единственное место, где без дополнительных усилий можно просто заплатить деньги и получить баннерную рекламу с таргетингом по вузу. К сожалению, интересы у большей части публики там совсем нерабочие – наверное, молоды еще. Да и вообще врачи весьма консервативны и для завоевания их доверия нужны годы. Наша аудитория сформировалась по каналам коммуникаций и на базе авторитета группы РЛС, которые нарабатывались годами. Отсюда такой отклик врачей и совсем другое качество аудитории по сравнению с прочими проектами. Вторая не менее важная причина успеха – люди. В этом году нам удалось привлечь в нашу команду еще несколько потрясающе квалифицированных специалистов.

Сейчас проект все еще в стадии активного развития. Есть много идей, но я не спешу с их реализацией. Для стартапа главное оставаться в фокусе на своей ключевой компетенции. Для нас это – информирование врачей. При такой аудитории информационное влияние всего лишь один раз поднятой темы может быть сравнимо с многомесячной работой целой команды медпредставителей и маркетологов. Для производителей лекарств важно понять, что их продукты уже активно обсуждаются врачами. При этом в ходе обсуждений не всегда отражаются актуальные данные, имеющиеся у производителя. Часто возникает необходимость озвучить позицию компании‐производителя. Если ее представителей нет в системе, может сформироваться мнение, которое не отражает интересы компании. Такие фирмы, как Nycomed Takeda, Eli Lilly, Bayer, Top of Mind, Esparma, Woеrvag Pharma, Промо‐Мед, Канонфарма, Ниармедик, Армед, а также ряд других компаний уже поняли это и начали с нами работать. В следующем году мы планируем достичь такого же стремительного роста клиентов, как в этом году это произошло с врачами.

Проект «Врачи РФ» служит еще одной цели. Мне всегда хотелось создать бизнес, который бы еще одновременно являлся инструментом для самосовершенствования людей, которые в нем работают. Я фокусируюсь на том, чтобы максимально раскрыть наши ключевые качества и создать что‐то совсем новое. Пожалуй, одно из самых важных ощущений в жизни – видеть, как твои дела приносят пользу другим и расходятся дальше, как круги по воде, передавая помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. Часто меня засасывает рутина, и я скатываюсь на обычную работу ради нормы прибыли. Но, если проявлять терпение, позитивная мотивация входит в привычку. На самом деле, в долгосрочной перспективе принимать решения, находясь в состоянии позитивного намерения, банально выгодно. Может быть, в этом и есть причина того, что при реализации этого проекта все время происходят вроде бы случайные события, которые ограждают от проблем и ведут к достижению цели.

Евгений Геннадьевич Вышковский

Генеральный директор Общероссийской социальной сети «Врачи РФ»

P.S. Также рекомендуем к прочтению: "Врачи РФ. Статистика 2012" - http://vrachirf.ru/news-33


Please, sign up or sign in to leave a comment.