Нормативно-​справочная информация (НСИ) – это основа и фундамент любой информационной системы управления предприятием. В состав НСИ (в западной терминологии – мастер-​данные) входят словари, информационно-​технические справочники, каталоги и классификаторы, т.е. все не транзакционные данные, которые не претерпевает существенных изменений в процессе повседневной деятельности компании.

НСИ используются в прикладных информационных системах управления организацией при формировании необходимый отчетности, планировании и анализе финансовой деятельности. Качество управленческих решений напрямую зависит от качества мастер-​данных. Ошибки в НСИ, связанные с неактуальной и недостоверной информацией, приводят к серьезными финансовым потерям на предприятии.

Если при формировании баз данных НСИ не использовались единые стандарты, положения и локальные нормативные акты организации, то необходим этап нормализации, который позволит сделать корпоративные мастер-​данных качественными и структурированными.

В каждой компании используется не одна, а несколько информационных систем, поддерживающих различные бизнес-​процессы, в которых независимо друг от друга ведутся одни и те же базы данных НСИ. Типичная ситуация для большинства компаний – это низкое качество корпоративных мастер-​данных:

- ошибки в наименованиях, описаниях и параметрах номенклатурных объектов;

- неполнота атрибутивного состава номенклатурных объектов;

- проблемы с разнесением объектов МТР по иерархии классификации;

- наличие дублирующих записей;

- устаревшие наименования и обозначения.

Перечисленные проблемы не позволяют однозначно идентифицировать номенклатурные позиции в базе данных НСИ, что приводит к уменьшению и дроблению объема заказов, к образованию складских неликвидов и повышению трудоемкости процесса формирования консолидированной отчетности.

Процесс нормализации записей справочников включает в себя следующие этапы:

1. Аудит нормативно-​справочных данных с целью оценки их качества:

- позволяет получить «взгляд со стороны» на проблемные участки в ведении НСИ и принять необходимые решения по составу и охвату требуемых изменений. Этап предусматривает разработку методик по нормализации данных, определение и согласование уровней классификации и моделей данных НСИ.

2. Разработка и согласование методик по нормализации НСИ:

- согласовываются правила и стандарты нормализации данных, которые в дальнейшем будет основой управления НСИ в компании;

- определяется и согласовывается уровень нормализации (выделение классов, структурирование, обогащение, создание параметрической модели и т.д.)

3. Формирование шаблонов описания позиций:

- определяется онтологическая потребность (создание шаблонов описания объектов номенклатуры).

4. Разработка регламентов по ведению справочников НСИ:

- разрабатываются инструкции по взаимодействию пользователей и экспертов НСИ;

- разрабатывается описание процессов создания и редактирования объектов НСИ.

5. Формирование справочников, нормализация и наследование контента:

нормализация мастер-​данных;

- стандартизация значений атрибутов номенклатурных объектов;

- определение потенциальных дубликатов.

6. Сопровождение справочников:

- уровень сопровождения согласовывается персонально для каждого Заказчика.

Весь процесс нормализации, в том числе формирование каталожных описаний, реализуется с помощью специализированной подсистемы разбора неструктурированных данных, которая позволяет контролировать качества исходной информации и производить нормализацию больших объемов неструктурированной НСИ. На этапе ввода информации контролируется: типизация атрибутов, опции обязательности и уникальности значений атрибутов, соответствие маске, списки допустимых значений атрибутов.

В состав подсистемы входит модуль разбора строк, который позволяет автоматизировать процесс нормализации данных. Исходная строка, содержащая наименование номенклатурного объекта, разбивается на атрибуты в зависимости от его принадлежности к определённому классу объектов НСИ.


Please, sign up or sign in to leave a comment.