Одним из направлений работы резидента Сколково компании ООО «ПРО.СИСТЕМА» является разработка рекомендательных систем, осуществляющих решение задач по заданным критериям оптимальности. С помощью заранее подобранных фонетических паттернов  компания работает над составляем мнемотехнических словарей  для любой языковой пары. Директор и один из авторов метода, Галина Конопасевич, любезно подготовила ряд ознакомительных статей по основам мнемотехнических методов запоминания.

Продолжим знакомиться с таким удивительным методом развития нашей памяти, как мнемотехника. Существует много литературы и методик на этот счёт. Есть практикоприменимые, есть и не очень. Общего в них то, что мнемотехника хоть и реально работает, но зачастую неудобна для каждодневного применения. Поэтому далее мы будем говорить именно о той методике, которую можно использовать каждый день.

Прежде всего, надо учесть, что она основана на создании образов в нашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить, и превращаете её в образ через ассоциации. Так как для выживания нашим предкам необходимо было качественно ориентироваться на местности, то у человека прекрасно развита визуальная ассоциативная память, и мнемотехника как раз и использует эту его способность. Таким образом, чтобы научиться запоминать, нужно научиться создавать в своём воображении различные визуальные образы.

Давайте отправимся в магазин и попытаемся обойтись без традиционного списка продуктов, записанного в смартфоне или на листке бумаги.

Туалетная бумага, зубная паста, стиральный порошок, сыр, груши, лимон, майонез, паштет, орехи.

Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, скорее всего, забудете весь список спустя 5 минут.

Теперь попробуем сохранить его в памяти хотя бы на пару дней.

Создаём ситуацию из образов связанных с нашим списком. Чем более необычной она будет, тем сильнее предметы врежутся в нашу память. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Представим себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представим зубную пасту, и совместите с рулоном туалетной бумаги. Пусть паста будет открыта и выдавлена на рулон, отчего тот пропитался ею и слипся. Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более эмоционально, а значит и глубоко заякорите образ в памяти. Пусть факт того, что паста выдавилась на бумагу будет для вас неприятен, как если бы это случилось на самом деле.

Проделайте то же самое с другими предметами. Ну, например, мышь бежит к куску сыра и буксует в рассыпанном стиральном порошке, а груша падает с ветки на лимон. В принципе можно просто «проткнуть» или связать один образ с другим, не придумывая никаких ситуаций. Но связка предметов в сюжет работает почти всегда. Это факт.

Соединение образов займёт у вас много времени, и это нормально. Со временем всё начнёт получаться гораздо быстрее. А результат поразит вас, так как вы запомните весь список надолго. Вот такая вот она, мнемотехника.

А теперь попытаемся запомнить и без того всем известную формулу А. Эйнштейна так, как будто мы столкнулись с ней впервые. Здесь мы используем метод создания образа в связке с фонетической калькой. Именно с его помощью мы создаём свои чудо-словари. Но об этом позже.

Итак:  Е=mc²

Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть Е – ёжик, а МС – месит цемент. В результате у нас получилась картина, на которой ёжик месит цемент двумя лапами (две лапы напомнят нам о цифре 2). При вспоминании эти образы всплывают в нашей памяти визуально, а мы, зная, как названия этих предметов звучат фонетически, можем воспроизвести формулу по звучанию.

Описывать это долго, а на практике происходит мгновенно, так как не требует слов. Визуальная же картинка живёт в нашем воображении всегда. Всё очень просто! Вам не нужно знать о том, как устроена память и с какой скоростью движется заряд между нейронами для того, чтобы научится навыку запоминания. Нужно только понимать саму технику и научиться воображать.  

Галина Конопасевич

лингвист и изобретатель,

директор ООО «ПРО.СИСТЕМА»


Please, sign up or sign in to leave a comment.