У бизнес-тренеров «Сколково» много ролей, но главная цель при этом одна - трансформировать стартап в действующий стабильный бизнес. Этим постом  мы открываем серию публикаций, в которой познакомим вас с бизнес-тренерами “Сколково”, их взглядами и поделимся их практическими советами.


Наставники, менторы, советники, преподаватели – в технопарке «Сколково» интернациональную команду бизнес-тренеров называют по-разному. Ее составляют выигравшие конкурсный отбор, прошедшие международную сертификацию и имеющие в своем портфолио истории успеха стартапов состоявшихся как устойчивые бизнесы. Они на передовой, плечом к плечу со своими подопечными, они своей деловой репутацией, карьерой рискуют не меньше самих стартаперов, поэтому ставки для них в этой игре весьма высоки.

Максим Киселев, директор по развитию технопарка «Сколково» собрал весь “тренерский актив”, всю команду за одним большим столом в главной переговорной технопарка. Здесь обсуждаются стратегические вопросы и в этот раз обсуждались темы не менее важные, можно сказать, имеющие непреходящее значение для всей эко-системы «Сколково». В результате получился и разговор по душам и брейнсторминг сессия. Киселев открыл разговор, сказав, что статус бизнес-тренера «Сколково» больше соответствует западному понятию «ментор».

«Бизнес-тренер «Сколково» - это профессионал, который системно и многоаспектно консультирует лидеров стартапов и инновационных компаний по самым разным вопросам – от дорожной карты стратегии и бизнес планирования до комплексной оценки рынка и адекватности команд», - сказал он.

Тем самым Киселев задал тон разговору, в ходе которого выяснилось, что спектр проблем, над которыми приходится думать советникам, на самом деле очень широк.

В сколковском портфолио каждого из этих тренеров, а всего их 12 человек, уже есть ряд удачных проектов. Так по результатам июльской питч-сессии компании-участники получили по 2.5 персональных встречи с инвесторами, довольно неплохой показатель. Питч-сессия резидента Displair, прошедшая на внешней площадке, привела к инвестиционной сделке на $1 миллион. Так что, питч-тренинги уже показали свою эффективность. Но главное для них все же – это штучная работа, с каждой компанией и ее лидером.

Тематикой и проблематикой «наставничества» пронизана вся деятельность по созданию инновационной экосистемы. Если исходить из того, что фактически весь проект «Сколково», включая его ключевую часть технопарк, – это тоже, по большому счету стартап, то роль такого рода специалистов трудно переоценить.

Думается, что в этом разговоре можно найти ответы на вопросы, которые раньше казались тупиковыми. Быть может, потому что рядом не было опытного наставника, быть может, просто потому что со стороны, как известно, виднее.

 

Синхронизация науки и денег

 

Карьера Дмитрия Моисеева во многом похожа на других тренеров: более 15 лет профессионально занимается инвестированием в быстрорастущие компании, в прошлом работал в качестве инвестиционного менеджера ряда фондов. «Самым значимым в моей карьере было управление Западно-Сибирским венчурным фондом ЕБРР», - вспоминает он, - то есть я, в отрасли с 1996г.». Моисеев сходу очерчивает главную проблему, как он ее видит:

«Ключевой аспект нашей работы – это синхронизация идей предпринимателей с идеями инвесторов», - говорит он.

«Зачастую наши инновационные предприниматели решают задачу по реализации своих научных идей, а не бизнес кейса и его реализации в поисках венчурных инвесторов», - поясняет Дмитрий Моисеев.

К разговору подключается Юлия Леонова, «дуайен» тренерской команды технопарка. Она больше всех по времени работает с резидентами «Сколково», «старшина нашего цеха», как охарактеризовал ее Максим Киселев.

«Те стартаперы, которые в процессе уже не первый год, понимают его все глубже, - говорит она, - но раньше встречалось и такое: получают статус резидента и не понимают зачем, приходило много людей совершенно не подготовленных к работе с фондом», - рассказывает Юлия Леонова. Наша деятельность по сути «инвестиционно – образовательная».

По ее словам проектов очень хороших пока не очень много, но есть и такие, которым нужно сделать всего шаг, чтобы пойти к инвестору.

«Происходит изменение сознания, компании, начиная оформлять заявку на грант, посещают большое количество мероприятий, участвуя, таким образом в нетворкинге».

Наставники сходятся с ней во мнении, «сладких» проектов не так много. Впрочем, в этом утверждении нет открытия, но вот интересно было бы докопаться до ответа на вопрос - почему? И тут без образования никак.

Как выясняется в ходе разговора, когда бизнес-тренера говорят, «мало хороших проектов», то, прежде всего, речь идет о малом количестве тех самых бизнес-кейсов, про которые говорил ранее Дмитрий Моисеев. И еще одна типичная ошибка, с которой тренеры «борются» - отсутствие навыков, которые позволили бы адекватно оценить стадию развития и сопоставить ее с возможностями рынка.

«Проектов хороших пока мало, при этом по некоторым нужно сделать всего шаг, чтобы пойти инвестору, - говорит Леонова. И тут же добавляет: «Такого не должно быть – получил грант, а дальше трава не расти. Компанию нужно обсудить с менеджментом, собственниками: что они должны делать дальше, чтобы прийти к инвестору».

Тренерам интересно довести компанию до той стадии развития, когда она сама сможет выходить на открытый рынок и получать деньги – либо от стратегов, либо от венчурных инвесторов. «Только вчера был разговор типа «хотим идти к «венчурам», нужно 300-400 тысяч долларов», - да никто таких денег не даст», - Леонова подчеркивает, как важно не тратить время на пустые идеи. А для этого нужно быть образованным.

Дмитрий Моисеев поясняет: «Есть микро-инвестиционные деньги и инвестиционные деньги, и мы помогаем людям понять есть ли ну их бизнес кейс или нет, какие элементы должны быть, чтобы он у них был и принес успех».

Одна из причин - эффект «разрыва между набором навыков личного опыта и компетенции и жесткими требованиями, которые выставляет система Сколково». Тренера пытаются этот разрыв закрыть, «ликвидировать гэп», как они это называют. Как сказал Моисеев, «гэп» закрывается тем, что «компания или бизнес лидер тренируется, добавляя функционал, людей, улучшить бизнес кейс, с тем, чтобы стартап имел возможность разговаривать с инвесторами на одном языке».

 

Готовится к долгой позиционной борьбе за свой стартап

 

Тут в разговор вступил Дмитрий Цейтлин, который долгое время жил и работал в Израиле, где, как он сказал, «вся страна как одно большое Сколково».

«Готовиться к непрерывной, многолетней, в несколько инвестиционных раундов напряженной деятельности», - говорит он. «Период от нуля до стартапа проходится примерно за два года. И это в том случае если инструменты и механизмы инкубации правильно перенесены (на российскую почву)», - говорит израильский тренер.

«За два года в России все же сделано очень много, - считает он, - построена почти с нуля система, с учетом Сколково, РВК, Роснано».

Но главное это люди, - те самые кадры, которые, как известно, решают все. А люди у нас хоть и без навыков, но вполне подходящие, считают бизнес-тренера, которым есть с кем сравнить.«Инноваторы пришли из разных мест: кто-то с улицы, кто-то из университетских лабораторий, кто-то из крупных корпорации как spin-out, но всех их объединяет одно – они хотят что-то делать, а это значит - у всех у них есть зачатки инновационного предпринимательства. И именно эту тему нам и надо развить», - считает бизнес-тренер Дмитрий Цейтлин.

“Сидя в кабинете научиться этому невозможно и если все сколковские компании пройдут через питч-тренинги, это будет огромное подспорье. Мы получили прекрасные отклики, даже не предполагали, что разговор с позиции инвестора будет настолько серьезно воспринят. Некоторые компании даже поменяли представление о бизнес модели, так как поняли, что изначально не работает. А кто-то понял, что у них не тот продукт, который нужен,” – говорит Юлия Леонова.

продолжение следует…