У бизнес-тренеров «Сколково» много ролей, но главная цель при этом одна - трансформировать стартап в действующий стабильный бизнес


Продолжение повествования о бизнес-тренерах технопарка «Сколково». Начало здесь 

 

…. Речь зашла о продукте, и в разговор вступил Гайк Асриян, у которого за плечами опыт регистрации нескольких собственных патентов, в соавторстве.

«Одна из важнейших задач, считает он, – создать новый, а именно конкурентоспособный продукт. Если такой продукт есть, его можно продать или коммерциализировать по различным схемам. Одна из наших целей – довести до понимания участников, что между научно-исследовательским и коммерческим научно-исследовательским проектом есть большая разница».

Бизнес-тренер из Армении настаивает, что разработка конкурентного продукта требует определенных знаний, навыков, этики труда и новых технологии исследований.

 

 

«Тогда можно прийти к этой точке с минимальными потерями, не допуская ошибок, и наша задача – исключить все эти «ляпы», - говорит он. Стратегически важно выстроить работу так, по мнению бизнес-тренера Гайка Асрияна, чтобы не 10% стартапов достигли успеха, а 20% или 30%. «Есть много хорошо отобранных компаний и было бы обидно, если бы они из-за незначительных ляпов пролетели и не смогли бы реорганизоваться через год-два-три», - говорит он.

Пожалуй, одним из примеров, подтверждающих, что в коммерциализации научно-технической деятельности продукт приоритетен, является история проекта Displair, уже упомянутая ранее в этом разговоре.

Александр Локтионов напомнил, что этот перспективный продукт позволил Фонду эффективно продвигать компанию, и результат совместных усилий - $1 млн. инвестиций. К слову, компания серьезно поддерживалась администрацией Астраханской области, откуда они родом, но, как говорит Локтионов, речь идет о талантливых изобретателях, которые создали отличный продукт, и в этом все дело.

Александр призывает при этом не увлекаться «упаковкой» резидентов. Сам он довольно много времени потратил именно на это на первом этапе, но говорит, что главное – держать курс на инвесторов. Он многим резидентам известен именно как ведущий специалист по доработке инвестиционной и грантовой документации.

«Львиная часть времени тратится на доработку проектов с кластерами Фонда», - признается тренер, тем самым, так сказать, по касательной траектории поднимая тему т.н. «грантоежек». А дело в том, что сколковские резиденты все-таки ближе всего к исследователям, чем к предпринимателям, констатируют консультанты.

«В стандартом инкубаторе на 100 предпринимателей 2-3 ученых, и те, общаясь в такой среде, начинают становиться предпринимателями сами», - говорит Дмитрий Моисеев.

С этой точки зрения в технопарке «Сколково» гораздо боле комфортная среда именно для ученых. Но это, считает, Дмитрий Моисеев, таит в себе опасность, что «классическое понимание «грантоежек» может потихоньку перекочевать и сюда». Особенно, по мнению Моисеева, это касается грантов первого уровня, которые кластеры выдают без требования софинансирования. Но недавнее решение о том, что резиденты из-за отсутствия активности будут терять статус резидента «Сколково», может эту опасность нивелировать, признает он.

«Сила в гибкости»: эта восточная мудрость прижилась и в «Сколково»

Гибкость бизнес модели, стратегии и продукта. К ней призывают тренера технопарка «Сколково», утверждая, что именно в гибкости сила. Если, например, уже проигрываешь в скорости вывода продукта на рынок, то без гибкости – совсем пропадешь. «Есть такие люди, которые долго раскачиваются», - произносит Гайк Асриян фразу, с которой в принципе трудно не согласиться.

«На постсоветском пространстве надо очень внимательно смотреть, какой продукт предлагается рынку, в каком он состоянии находится, какие у других разработчиков так сказать «тактико-стратегические параметры», - уточняет он.

«Можно потратить много времени с разработчиком, чтобы его привести в состояние, когда с ним можно долго и эффективно работать в системе knowledge brokerage». Таким образом, продукт нужно иметь гибко адаптировать с учетом действия конкурентов, которые, как известно, не дремлют. «А без конкурентного продукта работать бессмысленно в принципе», - подчеркивает Асриян.

Александр Локтионов вспоминает кейс, когда одна из первых его компаний, «Инновационные геотехнологии», проявив «кадровую гибкость», взяла в совет директоров молодого сотрудника, («парня который 2-3 года отработал в «Роснано»). Этот молодой человек за несколько месяцев изменил подход к реализации проекта, выстроил партнерство с западными компаниями. Главное, он нашел авторитетного и независимого технического аудитора, которому поверил «Норильский Никель» (стартап занимается добычей никеля путем выщелачивания из обедневшей породы). «И проект преобразился на глазах – я понял, что он стал просто классным», - сказал Александр Локтионов.

Отвечая на вопрос о том, как они отличают более перспективную команду от менее, Дмитрий Моисеев тоже отметил наличие такого качества как гибкость у руководителей команды. Важно увидеть возможность трансформации сознания у твоего подопечного.

«Если человек после двух-трех встреч показывает возможность к трансформации своей позиции, и это происходит осознано и рационально, я вижу, что он гибкий», - говорит Моисеев.

При этом пусть он спорит, понимая суть, и хорошо, если этот человек ну просто крайне амбициозен. Чем больше такого опыта у людей то для меня это был бы показатель, что это именно эта личность будет более успешной. Это нужно «…чтобы всплывать в холодной воде, чтобы модифицировать себя и свой близкий социум, чтобы двигаться дальше».

продолжение следует…