Участие Сколтеха в Startup Village было очень заметно. И не только потому, что сотни посетителей толпились вокруг площадки, на которой студенты Сколтеха запускали беспилотники собственного производства. Не менее ощутимо было интеллектуальное участие профессоров и студентов университета в дискуссиях, которые разворачивались в течение двух дней конференции. Сразу по окончании Startup Village президент Сколтеха Эдвард Кроули дал интервью Sk.ru.

-На открытии Startup Village Вы сказали о том, что вот сейчас на другой площадке студенты Сколтеха начинают соревнования квадрокоптеров, и что смысл подобного конкурса не только в том, чтобы продемонстрировать технические возможности беспилотников и умение управлять ими, а в том, чтобы студенты учились вообще чем-то управлять. Что Вы имели в виду? 

-Подготовка инноваторов – это занятие, имеющее несколько измерений. Вы должны предоставить  им определенный объем технических сведений, причем это должны быть достаточно глубокие знания: чтобы заниматься инновациями, нужно уметь оперировать идеями. Российские университеты в этой области обычно хорошо справляются, дают студентам фундаментальную научную подготовку. Так что если бы дело было только в этом, то не требовалось бы создавать Сколтех. Но необходимо также дать представление о процессе переноса идеи в сферу коммерциализации проекта. Требуется понимание рынка, навыки строительства команды, подготовки прототипов.

Все это относится к тому, что принято называть когнитивным знанием, то есть таким знанием, которым можно овладеть путем обучения. Но подобного знания недостаточно, чтобы понять, как все это работает на практике. Студенты в Сколтехе практикуются на отдельных этапах этого процесса: как говорить с клиентами, как идентифицировать потребности рынка, составлять бизнес-планы, изобретать новые  технологии и т.п. В основе всего этого – аффективные знания или аффективный подход. Нам надо так подготовить студентов, чтобы они хотели рисковать. Риск – это фундаментальное условие инноваций. Без риска инновации просто невозможны.

Многие студенты в мире - и в значительной мере это относится к России - не хотят рисковать, они чувствуют себя не в своей тарелке, когда приходится рисковать. Вот в Кремниевой долине люди рискуют каждый день. Там даже есть такой лозунг: fail early, fail often – «проваливайся рано, проваливайся часто». Это означает: рискуйте, идите на большой риск и очень быстро оценивайте, стоило ли идти на риск. И если не стоило – идите к следующему риску. То есть это менталитет, который очень отличается от менталитета обществ, где стараются избегать риска.

Мы, со своей стороны, готовим наших студентов к тому, чтобы они шли на риск (не глупый риск, разумеется),  мы учим их тому, чтобы они хотели пробовать новые вещи, пытались применить свои знания. В таком образовательном контексте гораздо больше шансов на то, что по окончании университета они решатся на создание чего-то нового. Так что квадрокоптеры – это привлекательная тема, и они представляют собой определенный технологический вызов. Но на гораздо более глубоком уровне - это одна из многочисленных вещей, которые мы даем своим студентам, чтобы они развивали в себе качества инноваторов.

На конференции Startup Village премьер-министр Дмитрий Медведев в сопровождении Эдварда Кроули и Виктора Вексельберга следит за полетами беспилотников

-Представьте себе, что Вам надо выступить с питчем от имени Сколтеха – так же, как на Startup Village выступали стартаперы. Что бы Вы сказали?

-Сколтех – не просто новый университет, это новый тип университета. Он предназначен стать двигателем экономического роста, способствовать экономическому развитию. Мы делаем это, строя мост между глубоким пониманием науки и технологий, с одной стороны,  и глубоким пониманием инноваций и предпринимательства – с другой. Такой мост позволяет максимально быстро продвигать идеи, и мы готовим студентов, чтобы они пользовались этим мостом, становясь эффективными инноваторами и предпринимателями.

Это будет уникальное учебное заведение – не только в России, но и в мире. Наша цель – сделать такой университет, который мог бы создавать самый большой экономический эффект в пересчете на число студентов и преподавателей по сравнению с любым мировым университетом.

-Что требуется Сколтеху, помимо денег?

-Нам нужны только люди. Люди приносят деньги. Университет – это вообще только люди. В нашем случае смысл в том, чтобы привлечь в Москву лучших преподавателей и ученых. От того, каких людей мы привлечем в течение ближайших пяти лет, будет полностью зависеть успех университета в ближайшие сто лет. Они определят университетскую культуру, они зададут планку качества и ожиданий от университета, они воспитают первую группу постдоков, которые в свою очередь станут преподавателями университета. Нет никакого сомнения в том, что наша задача – взять на международном рекрутинговом рынке и на российском рынке самых талантливых ученых, которые к тому же интересуются инновациями; это наш путь к успеху.

Такие люди придут к нам из-за того, что у нас хорошие студенты; это общее правило – хорошие преподаватели идут на хороших студентов, которые делают преподавателей успешными. Так что наша вторая задача – набрать самых лучших российских и иностранных студентов и воспитать их в инновационном духе. Если мы этого достигнем, деньги придут.

Вообще  для исследовательского университета две вещи являются совершенно необходимыми: люди и лаборатории. Это вещи взаимосвязанные. Наличие лабораторий привлекает людей; люди помогают создавать лаборатории. В обоих направлениях мы продвигаемся вперед.

- А что есть у Сколтеха уже сегодня?

-Для начала давайте обозначим наши цели. Они заключаются в том, чтобы к концу десятилетия иметь двести профессоров. Сегодня у нас порядка 35 профессоров, и в течение следующих нескольких лет мы будем увеличивать их число на тридцать в год. У нас сейчас чуть меньше ста студентов, а наша цель к концу десятилетия иметь 1200 студентов. Уже к концу нынешнего года у нас будет 250 студентов.

Тут одно цепляется за другое: чтобы набирать больше студентов, мы должны нанять больше преподавателей и привезти их сюда. А затем уже преподаватели привлекают студентов.

Следующей наиболее очевидной темой являются наши Центры науки, инноваций и образования. Всего у нас их будет  15, сейчас уже работает шесть, а к концу года надеемся довести их число до десяти.

К концу десятилетия у нас будет пять магистерских программ и одна аспирантская; сейчас уже есть аспирантская программа и две магистерских. К концу 2015 года у нас будет полный набор этих программ.

К этому следует добавить две уже работающие программы инноваций. И сейчас совместно с Фондом «Сколково» мы занимаемся тем, чтобы распространить их на другие российские университеты. Мы также совместно с Академией наук работаем над тем, чтобы использовать эти программы в качестве модельных для академических институтов.

Что касается здания университета. У нас будет кампус общей площадь 133 тысячи кв. метров. Здания будут готовы к концу 2015 года, в начале 2016 года мы туда переедем. Пока мы с вами говорим, на площадке ведется активное строительство. В настоящее время занятия проходят в Гиперкубе и в МШУ. Осенью мы перенесем занятия в новое здание Технопарка Сколково и будем там работать до тех пор, пока окончательно не переедем в собственное здание.

-Какого рода людей вы ищите для своих центров науки, инноваций и образования? И почему эти люди должны выбрать вас, а не университеты где-нибудь в Сингапуре или Гонконге?

-Вначале позвольте несколько слов о самих центрах. Это уникальные международные организации, которые объединяют исследователей из Сколтеха, а также от российского партнера и от международного партнера. То есть каждый исследовательский центр – такая вот тройка.  Это само по себе интересно для многих людей. Вообще исследователи по всему миру верят в сильные стороны российской образовательной и исследовательской системы, как верю в них я. Так что для многих людей установить связь с российской образовательной системой представляет интерес.

Это первое. Во-вторых, в эти исследовательские центры встроена концепция инноваций.  У нас есть исследовательские центры в таких областях, как энергоэффективные технологии, биомедицина, IT, космос, ядерные технологии, новые материалы. В каждом центре будет работать порядка сотни сотрудников: профессора, исследователи, студенты, постдоки – все они совместно решают стоящие перед их центрами задачи. Для многих людей, которых мы хотели бы привлечь, сочетание в одном месте исследований, обучения и инноваций – это очень привлекательная идея.

У нас уже есть прекрасные студенты, у нас будет замечательный кампус. Люди приедут сюда и обнаружат, что Москва – это интересное место для жизни. Мы привлекаем людей, которых можно отнести к мобильному международному сообществу работников знаний. Конечно, они могут выбрать и Сингапур. Там жарко, там, в отличие от России, не существует трехсотпятидесятилетней научной традиции…  У меня нет ни малейшей нужды критиковать своих сингапурских коллег, но правда заключается в том, что жизнь в Москве включается в себя множество привлекательных черт, и прежде всего, – это глубокая и давняя научная традиция в Москве и в России.

Каких людей ищет Сколтех? Они должны соответствовать названию Центров науки, инноваций и образования. Мы хотим, чтобы это были либо молодые блестящие исследователи, либо очень успешные, опытные ученые, находящиеся в середине своей карьеры. И мы нанимаем из разных стран очень известных и успешных директоров для этих центров: из США – из Техаса, Северной Дакоты, из Британии, из Голландии – бывший директор национального института рака Нидерландов.

Мы также хотим быть уверенными в том, что люди, которые у нас будут работать в исследовательских центрах, заинтересованы в инновациях. Это не означает, что они должны быть экспертами в области инноваций, но они должны хотеть принимать в них участие, вписываться в культуру и программы Сколтеха.

И, наконец, они должны быть хорошими преподавателями. Главным продуктом, который производит хороший университет, являются высококомпетентные студенты. И наши преподаватели должны уметь готовить таких студентов. Так что список требований к соискателям очень серьезный. Это должны быть опытные исследователи, заинтересованные в инновациях и умеющие преподавать.

-У Сколтеха есть какие-то предпочтения применительно к стране происхождения соискателей?

-Я думаю, что национальность соискателя является одним из наименее важных критериев. Как я говорил, речь идет о представителях мобильного международного сообщества работников знаний. Это люди, которые сегодня могут работать в Сингапуре, завтра в Саудовской Аравии или Англии или в России. В XXI веке работники знаний очень мобильны. Так что национальность ничего не значит, нас интересует опыт и достижения; мы хотим получить блестящих людей, влюбленных в свое дело и понимающих необходимость инноваций.

В практическом плане мы должны перевезти этих людей в Москву. Идеальными кандидатами являются люди, принадлежащие к одному из трех типов. Первый – это такие, как ваш покорный слуга, которых можно назвать гражданами мира. Второй – русские, которые всю жизнь прожили в России. И третий – русские из диаспоры, которые в свое время уехали из России, но хотят вернуться. Наш преподавательский состав будет включать в себя эти три главных элемента, хотя я не знаю, в каких пропорциях.

- Когда Сколтех существовал только на бумаге, у Вас, вероятно, были свои представления о сроках его создания. Насколько действительность соответствует этим планам?

-Я думаю, что мы движемся по плану, в соответствии с тем, на что мы рассчитывали.  Возможно, если брать самые ранние наши представления, была надежда на то, что дело будет продвигаться чуть быстрей. Но мы довольно скоро осознали, что построение международного исследовательского университета и привлечение в него преподавателей со всего мира займет определенное время. Думаю, сегодня мы движемся с правильной скоростью. Это определенные циклы развития, которые нельзя пройти быстрее, чем они естественно растут.

Другое дело, что если сравнить сроки развития Сколтеха с аналогичными университетами в других странах, то обнаружим, что мы развиваемся быстрее, чем, например, университет в Масдаре в Арабских Эмиратах или Сингапурский университет технологий и дизайна. За полтора года мы достигли того, на что у этих университетов ушло три года.

Полную версию интервью президента Сколтеха Эдварда Кроули читайте в ближайшем номере журнала SkReview.