Фонд «Сколково» будет представлять Россию на «русском дне» крупнейшего международного биотехнологического конгресса BIO 2014 в Сан-Диего. Как ожидается, «Сколково» также подпишет соглашение с большой биотехнологической компанией Biomarin.

Помимо группы представителей кластера биомедицинских технологий во главе со старшим вице-президентом Фонда по инновациям Василием Беловым и вице-президентом, исполнительным директором кластера Кириллом Каемом, в работе форума примет участие  ряд сколковских компаний.

На BIO 2014 будут представлены компании «Фьюжн Фарма»  (новый препарат для лечения лейкоза, новые таргетные препараты в онкологии);  «Квантум Фарма»  (таблетка из компьютера: ВИЧ, онкология); «Инкурон»  (новый класс лекарственных препаратов в онкологии – кураксины); «Онкотартис» (новый подход в лечении онкологических заболеваний);  «РосГенДиагностика» (молекулярная диагностика и индивидуальной подбор терапии опухолей); «ДжоинТекСэлл» (прибор для получения стволовых клеток из жировой ткани) и «СЛ Онколоджи» (метод вирусной терапии рака).

Старший проектный менеджер биомед-кластера Фонда Гелена Лифшиц рассказала Sk.ru о программе BIO 2014 и планах «Сколково» на форуме.

Клетка как таблетка и донорство данных

«BIO - это международный съезд всех людей, которые занимаются биотехнологиями, - говорит Гелена Лифшиц,  - такой международный смотр-конкурс. Там параллельно идет несколько программ. Одна программа – научно-популярного свойства: круглые столы, лекции, тренинги, разного рода обсуждения самых актуальных вопросов, которые касаются биотеха. Что к ним относится? Есть научная часть, она касается прорывных технологий.  В этом году в программе заявлены три основные темы. Это технологии, связанные с информационной РНК и лекарствами, которые базируются на этой информационной РНК, лечат большой спектр неизлечимых заболеваний, таких, как рак и СПИД.

Гелена Лифшиц, старший проектный менеджер кластера биотехнологий "Сколково",
руководитель направления "Новые методы терапии внутренних болезней". Фото Sk.ru

Второй набор проблем связан с клеточными технологиями и регенеративной медициной, с концепцией «клетка как таблетка». И третий большой набор научных тем связан с биоинформатикой, то есть с использованием больших массивов данных, накопление которых на сегодняшний день опережает возможность их аналитической обработки.  Что с этим можно делать? Речь идет о новом научном методе. Если раньше лаборатория ставила какие-то свои эксперименты, потом публиковала данные о результатах, то на сегодняшний день можно делать науку, не имея никакой собственной лаборатории, просто имея компьютер и определенный аналитический инструментарий и подход, собирая данные, которые выкладываются в открытый доступ лабораториями по всему миру. Даже возникает такое новое научное движение, которое называется «донорство данных». Компании бесплатно отдают любым исследователям в открытый доступ  данные своих экспериментов, пользуются ими совместно.

Еще есть большой раздел по экогенетике. Экогенетические исследования – это следующий шаг после собственно расшифровки генома.  После того, как мы узнаем, как устроен ген, который кодирует интересующую нас информацию, нам становится интересно узнать, а что дальше с этой информацией, которая реализуется в белки: как этот белок проходит вторичную, третичную обработку и уже сам себя реализует дальше. В общем, все, что связано с вопросами постпроцессинга биологической информации называется экогенетикой и является большим развивающимся разделом, который дает массу новых лекарств.

Вот это будет основой научной программы, - продолжает Гелена Лифшиц. - Есть отдельно большая бизнес-программа.  Это, с одной стороны, демонстрации, питчи, новые разработки, которые привозят компании, – как правило, это уже довольно продвинутые стадии, то есть компании защищены интеллектуальной собственностью, патентами, сделаны какие-то доказательные исследования. Речь обычно идет о каком-то новом лекарственном препарате либо клеточной технологии, либо о новой биотехнологии. Будет отдельная большая сессия – такой раньше не было – это биотехнологии, не связанные с медициной, т.е. биотопливо, экология, агрикультуры – все, что генетика, в первую очередь, генно-инженерные методы и иже с ними, могут предложить в данной области.

«Русский день» в Сан-Диего

У нас будет отдельный «русский день» на BIO-2014, он пройдет 24 июня в рамках международной сессии, - продолжает Гелена Лифшиц. - Вообще каждый год одна страна становится центром внимания: например, несколько лет назад Китай делал много презентаций, как можно там развивать биотехнологии. В этом году – Россия. Поэтому мы едем туда большим составом: старший вице-президент по инновациям Василий Белов, вице-президент, директор кластера Кирилл Каем, два менеджера по проектам – Кристина Ходова и я, и, кроме того, к нам присоединится наш будущий директор по науке кластера Юрий Никольский, который сам живет в Соединенных Штатах и пока не перебрался сюда. Хотя он еще не работает в кластере, но договор подписан, и он вливается в команду, начиная с этого мероприятия.

Что будет в рамках этого «русского дня»? Едет солидная правительственная делегация: представители  Минпромторга, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения. Планируется выступления, презентация программ Фарма 2020, Биотех 2020. В рамках этих презентаций мы будем рассказывать о том, как можно развивать биотехнологии в России, что для этого делается, какие есть государственные программы. Естественно, будет выступать «Сколково», Василий Белов, в частности, расскажет о том, как можно привозить в Россию программы, связанные с life sciences и биотехом, как их можно «приземлять» в «Сколково», какие они от этого получают преференции.  Понятно, что для нас главная задача – это, во-первых, привлечение новых компаний, высококлассных международных стартапов, которые дозрели до такого уровня, чтобы участвовать в BIO (билет на BIO дорогой, входной барьер довольно высокий); т.е. те, кто принимает там участие, – это уже некий стандарт качества.

Во-вторых, нас интересуют ключевые партнеры. Параллельно с этой программой есть еще в рамках деловой программы большая история Big Pharma – все без исключения крупные международные фармацевтические компании либо спонсируют мероприятие, либо устраивают свои круглые столы, проводят множество встреч тет-а-тет. Мы ищем среди них потенциальных ключевых партнеров кластера, что в итоге означает  открыть свой собственный научно-исследовательский центр в «Сколково». Обычно сразу это не происходит, потому что это довольно длительный переговорный процесс, но, по крайней мере, может быть сделан первый шаг в этом направлении, например, путем создания какого-то спиноффа в виде стартапа, который впоследствии может развиться в центр коллективного пользования.

В рамках «русского дня» планируется несколько подписаний документов. Со стороны кластера будет подписан меморандум о взаимопонимании  с большой биотехнологической компанией Biomarin. Компания заявляет о своем намерении сотрудничать со «Сколково» и открывать здесь свой научно-исследовательский центр.

From bench to bed

Это – то, что касается BIO, - говорит г-жа Лифшиц. - Но мы едем немножко раньше, чтобы воспользоваться возможностью дальней командировки по максимуму. Коллеги прилетают вначале в Лос-Анджелес, где мы планируем несколько встреч. Первая важная для нас встреча – с Университетом Южной Калифорнии (USC). Это университет, который в Америке принимает самое большое количество иностранных студентов, хотя это частный университет с довольно дорогим образованием. В USC работает член нашего Консультативного совета Владимир Зельман, и мы туда едем его усилиями. Наш основной интерес  там – даже не столько готовые проекты (хотя мы будем встречаться с их трансфер-офисом), сколько люди, в основном преподаватели, которые уже имеют свою компанию и параллельно развивают какой-то новый проект на достаточно ранней стадии, на стадии НИОКРа, и готовы делать это в сотрудничестве с российскими учеными. Мы в этой ситуации отбираем то, что нам кажется интересным для наших компаний, со стороны которых есть запрос на определенные виды исследовательской деятельности. Исходя из этого, мы подобрали группу специалистов, которые могут быть в этом заинтересованы, и будем проводить с ними переговоры. Вообще посмотрим, как у них поставлена исследовательская работа, потому что тут элемент обмена опытом тоже немаловажен.

Мы активно работаем над визитом в Калифорнийский технологический институт, Caltech. Тут есть много взаимных интересов. Вообще, если посмотреть на карту американских университетов, то можно увидеть, что MIT, партнер нашего Сколтеха, и Caltech – это университеты- соперники. Мы нисколько не ищем альтернативы MIT, но хотим посмотреть, что может параллельно предложить другая сторона. Нас в данном случае больше интересует технологический трансфер. Мы планируем встречаться с людьми, которые работают в офисе трансфера технологии и продают лицензии на те вещи, которые разработаны в Caltech. Мы знаем, что там есть очень сильная группа, которая занимается bioimaging, т.е. получением качественных изображений и автоматическим анализом изображений всего того, что связано с биологий, начиная с молекул, механизмов их взаимодействия, и заканчивая человеческим мозгом.

Кроме USC и Калифорнийского технологического университета мы планируем попасть в LA Children's Hospital. В этой детской  больнице хорошо поставлен переход от исследований к практике. Там это называется from bench to bed, от лабораторной скамьи до постели больного. У них есть проект из области регенеративной медицины на стадии внедрения – я только слышала о нем, но еще сама не видела. Т.е. выращивают, например, кишечник для детей, которые появились на свет с врожденными пороками развития, когда отсутствует какой-то орган или его часть. Для этих детей из их собственных клеток выращивают необходимые части органов: в основном речь идет о сосудах, о перегородках для сердца, о кишечнике, о мочевом пузыре, они также пытаются выращивать сфинктеры. Они выращивают эти органы и оперируют детей, подсаживают им эти «запчасти». Это очень сложная технология, которая, в частности, связана с тем, что детский организм растет, и подсаженные органы должны расти вместе с ним; и нам, конечно, хочется эти работы увидеть».