Второй раз за три месяца в «Сколково» принимают делегацию испанских технопарков. Вслед за главой Международной ассоциации технопарков (IASP) Луисом Сансом, который участвовал в Startup Village, Фонд посетили представители Технопарка Андалусии (PTA) во главе с генеральным директором Фелипе Ромера, который также возглавляет Ассоциацию технопарков Испании.

В первый день визита Технопарк «Сколково» и Технопарк Андалусии подписали соглашение о сотрудничестве.

В интервью Sk.ru Фелипе Ромера высказал мнение, что испанский опыт и, в частности, опыт Технопарка Андалусии может оказаться небесполезным для «Сколково». 21 год назад, когда PTA был создан, все инвестиции в проект были государственными. По прошествии двух десятилетий государство не прекратило инвестировать в Технопарк, но на каждый евро налогоплательщика PTA получает 4 евро частных инвестиций.

Гендиректор Технопарка Андалусии Фелипе Ромера считает, что Малага станет "окном" в Сколково

Интересно и то, что PTA работает в тесном контакте с крупным Университетом Малаги (36,5 тысяч студентов). В отличие от экосистемы «Сколково», университет возник раньше Технопарка и стал для него естественным источником создания технологических стартапов.

Сейчас каждый десятый евро, который попадает в экономику Андалусии, генерирован компаниями-резидентами PTA.

Ниже – выдержки из интервью.

-Ваш Технопарк расположен в Малаге. За пределами Испании представления об Андалусии вполне укладываются в слова известной песни о «земле красивых женщин, крови и солнца». Мысль о том, что Малага может быть также землей высоких технологий, не относится к числу очевидных. В чем особенности и сильные стороны PTA?

- Мы считаем, что таких преимуществ три. Во-первых, у нас расположены международные сети операторов технопарков, в частности, штаб-квартиры IASP и Испанской ассоциации технопарков, а также некоторых других.

Исторически в Андалусии не было собственной технологической базы, но с приходом сюда технопарка возникло технологическое ядро. Это произошло потому, что технопарк смог оказать воздействие на культуру местного населения, которая до недавнего времени не предполагала какого-либо интереса к инновациям. Ситуация изменилась в лучшую сторону. Это второй фактор.

Ну, и третье. Мы называем себя Parque del Sol, «Солнечным технопарком». Подразумеваем при этом, что нашим естественным конкурентным преимуществом является средиземноморский климат и присущее этому региону качество жизни.  Малага – столица курортного региона Коста-дель-Соль. К нам действительно приезжают отдыхать со всего мира, в том числе, из России. По моим наблюдениям, люди, которые обосновались на Коста-дель-Соль на постоянной основе, в какой-то момент неизбежно также задаются вопросом о работе в Испании. И мы с этим можем помочь, если речь идет об инновационном предпринимательстве. Между прочим, совместный оборот компаний, созданных нашим технопарком, составляет в настоящий момент 1,5 млрд евро, - это 11% ВВП Андалусии. Креативные люди хотят жить в хорошем климате на берегу теплого моря. Кстати, это объясняет и присутствие в Малаге подразделений транснациональных компаний.   

Так что вот эти три фактора: присутствие у нас международных организаций, поворот менталитета в сторону инноваций и международные корпорации, работающие здесь, - все это привлекает сюда новых участников.  

-Как получилось, что Международная ассоциация технопарков выбрала местом пребывания для своей штаб-квартиры Андалусию, а не, допустим, Лондон или Кремниевую долину?

-Вначале возник Технопарк Андалусии. В 1995 году было объявлено проведение международного конкурса за право разместить штаб-квартиру IASP. До этого момента постоянного места пребывания руководящего органа Ассоциации не существовало. Мы сделали свое предложение и смогли убедительно доказать, что Малага обладает всеми необходимыми реквизитами для размещения международной организации и при этом существенно дешевле столиц крупных государств. Итоговое голосование прошло в Пекине, и участники высказались в пользу Малаги. Имейте в виду, что в 1995 году наш технопарк только делал свои первые шаги. Выбор в пользу Малаги принес узнаваемость нашему проекту в мире.  

-Технопарк «Сколково» входит в IASP и, как говорил в интервью SkReview Луис Санс, его организация рассматривает Фонд как «очень амбициозный проект, который имеет собственное лицо и известный в мире бренд». Какие перспективы сотрудничества с Технопарком «Сколково» вы видите?

-Мы, как технопарк, решили для себя, что Россия – это великолепное место для работы с большим будущим. Вот уже три года как мы задались целью добиться присутствия в России. Так мы вышли на Фонд «Сколково», который показался нам очень привлекательным партнером. Помимо всего прочего, «Сколково» по своей структуре очень похож на наш проект, даже площадь мы занимаем одинаковую, 400 гектаров.

С другой стороны, мы обратили внимание на то, что и Россия уделяет внимание Испании, особенно это стало заметно во время проведения перекрестных годов России в Испании и Испании в России. Кстати, тогда российские власти высказывали большой интерес к теме технопарков. Я принимал участие в этих дискуссиях. И тогда же решил для себя: вполне очевидно, что нас разделяет множество факторов – расстояние, язык; но в культурном отношении русские и испанцы – очень похожие народы. Я обратил внимание на это, еще когда впервые попал в Москву 36 лет назад.

В итоге наша задача в этом отношении заключалась в том, чтобы сделать Малагу столь же привлекательной для российских компаний, как для российских туристов: чтобы они чувствовали себя здесь так же комфортно. Отчасти это сводится к тому, чтобы повысить узнаваемость «Сколково» в Испании, превратить Андалусию в «окно» в Сколково. Одновременно, нам бы хотелось, чтобы Фонд «Сколково» стал таким же «окном» в Малагу.