Фонд «Сколково» принял решение о выделении гранта резиденту Кластера космических технологий и телекоммуникаций «ОКБ «Атлант» на НИОКР, испытания и сертификацию системы балансирования жесткого дирижабля нового поколения, с безаэродромным базированием, безангарным хранением, вертикальным взлетом и посадкой, а также другими очень впечатляющими инновационными решениями.


ОКБ «Атлант» является НИОКР спин-оффом ЗАО «Воздухоплавательный центр «АвгурЪ», одного из немногих (если не единственного) в России производителя пилотируемых дирижаблей. Коммерческий директор компании Михаил Талесников обнародовал в конце прошлой недели новость том, что принципиальное решение о гранте на дальнейшую разработку системы активной балластировки» уже принято. Средства выделяются на работы, связанные с «Системой активной балластировки» (САБ) транспортного гибридного дирижабля «Атлант».

Продукт проекта может быть очень востребован в России в силу фундаментальных причин (большие расстояния, труднодоступные регионы, устаревшая транспортная инфраструктура). Проект интересен еще и тем что он является междисциплинарным, то есть объединяет в себе исследования из нескольких областей. Это не только система балластировки, но и  новые материалы (оболочка дирижабля), и двигатели. Поэтому мы рассчитываем на то, что поддержка проекта Сколково приведет к усилению кооперации между частным бизнесом и исследовательскими институтами, в том числе институтами РАН, вице-президент Фонда "Сколково", исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций Алексей Беляков

В небе - дирижабль "Авгура" AU-35

 

Преимущества инновационной технологии, разработанной «Атлантом»

Артём Кожуховский, старший специалист отдела ИС и технической информации ОКБ «Атлант», пояснил Sk.ru, в чем смысл инновационной технологии САБ: «Сейчас для балластировки (балластировка – это придание устойчивости, ходкости транспортному средству - прим. авт.) принято использовать причальную мачту и балласт, как правило, это закачка воды. Таким образом, у аппаратов нет возможности обеспечить балластирование в произвольном месте, а также при минусовых температурах. При использовании САБ будет возможно полностью отказаться от необходимости использования специальной наземной инфраструктуры», - рассказал научный сотрудник «Атланта».

Таким образом, ноу-хау «Атланта» позволяет оптимизировать процесс хранения избыточного объема несущего газа оболочки при его расширении (т.е. в те рабочие моменты, когда аппарат должен набрать высоту – прим. авт.). «Методы, применяемые в настоящий момент для решения этой задачи, основываются на создании внутри летательного аппарата пустого (т.н. “паразитарного”) объема, который не наполняется несущим газом, при этом занимает в среднем 30% его объема дирижабля. Это приводит к увеличению размера аппарата при уменьшении его подъемной силы. При использовании САБ можно будет практически избавиться от такого ненужного баласта объема, что позволит значительно уменьшить потери подъемной силы, существенного увеличения массы конструкции и размера аппарата не произойдет. Дирижабль, который разрабатывает «ОКБ «Атлант» и его материнская компания «Воздухоплавательный центр «Авугръ», будет иметь и массу других конкурентных преимуществ, это настоящий инновационный прорыв в дирижаблестроении, который, возможно, возродит этот способ перемещения по воздуху. Среди инновационных решений:

  • Так, уже упомянутая выше САБ позволит управлять стоянкой, взлетом и посадкой при  погрузочно-разгрузочных работах за счёт изменения собственного веса.
  • Использование эффекта постоянного полетного перегруза позволит существенно сократить потребляемый объем подъемного газа (гелия), а, следовательно, уменьшить габариты аппарата и упростить наземную эксплуатацию, сделав ее всесезонной.
  • Композитный корпус (создатели «Цеппелина» и не мечтали о таком!) может выдержать снеговую нагрузку не менее 100 кг на квадратный метр при весе конструкции не более 1 кг на квадрат, выдерживающие растягивающее усилие не менее 8 тонн на метр.
  • Аппарат адаптирован для работы в экстремальных климатических условиях. А это значит, что него можно будет использовать на Крайнем Севере, например, там, где будут осваиваться нефтегазовые месторождения Арктики.
  • В этом инновационном дирижабле будет применена супер-современная комбинированная силовая установка (СУ) с изменяемым вектором тяги. Реализация этой технологии ведется совместно с родительской компанией  «ВЦ «Авгуръ», на ОКБ «АТЛАНТ» зарегистрирован патент  на полезную модель.

 

Рынок перевозок всесезонными дирижаблями

Мировой рынок перевозок дирижаблями такого класса (всесезонные гибридные) оценивается в миллиарды долларов. Предполагаемая доля компании на рынке всесезонных гибридных дирижаблей безаэродромного базирования по миру более 20%, а в России не менее 50%. Какие виды работ может выполнить такая машина? Во-первых, конечно, классический набор задач грузового дирижабля, как то: доставка грузов, в том числе крупногабаритных и негабаритных в труднодоступные районы, монтажные работы, безопасность, ликвидация ЧС и т.д. Пассажиро-перевозки – тоже в активе будущего супер-дирижабля.

  

Планы ОКБ «Атлант» на ближайшее будущее

Кожуховский говорит, что компании сейчас необходимо «набрать определенную статистику испытаний САБ при целевых температурах, довести сосуды до разрушения». «Таким образом, станет возможным доказать, что выбранные решения с анизотропным материалом и технологией их соединения, поддерживают температуры и выдерживают нагрузки, которые мы задаем. Также важно апробировать источники давления, которые должны быть максимально эффективны в топливном смысле и оснащены устройствами, эффективно охлаждающими воздух, поступающий в сосуд, для того, чтобы избежать перегрева конструкции», - сказал он.

«ОКБ «Атлант» также предстоит решить ряд «традиционных задач». Они связанные с необходимостью добиться высокой газонепроницаемость мембран, иначе гелий будет «пачкаться», как пояснил Кожуховский. А для этого нужно апробировать самые новые пленки для мембран. Еще одна задача – рассмотреть различные возможности утилизации энергии сжатого воздуха, например, для получения дополнительной подъемной силы на основе реактивной тяги. Первый этап проекта в рамках гранта Фонда «Сколково» продлится около 9 месяцев, его итогом должна стать демонстрация рабочего стенда с прототипом САБ, подтверждающим целевые показатели.После демонстрации силовой установки компания начнет создавать сам дирижабль «Атлант». Его выход на летные испытания с объемом оболочки 30 тыс. куб. м. и грузоподъемностью 16 тонн намечен на 2017-2018 гг.