Одной из 33-х сколковских компаний, которые примут участие в форуме  «Открытые инновации», станет «Селекта (РУС)», резидент биомедицинского кластера Фонда. Это российское подразделение американской биотехнологической компании Selecta Biosciences


Selecta Biosciences вышла из лабораторий  Роберта Лангера, почетного профессора Массачусетского технологического института, и Омида Фарохзада из Гарвардской медицинской школы. Роберт Лангер награжден Национальной научной медалью США, одной из самых престижных американских академических наград, и является автором примерно тысячи патентов и заявок на патенты в различных странах. В общей сложности Лангер и Фарохзад основали несколько десятков биомедицинских стартапов. В их числе – и компания BIND Therapeutics, российская «дочка» которой, «БАЙНД (РУС)», также является резидентом «Сколково» и примет участие в «Открытых инновациях».

Sk.ru поинтересовался у Наталии Бастриковой, директора  по бизнес-развитию и клиническим исследованиям «Селекта (РУС)», что компания планирует презентовать на форуме и на какой результат от участия рассчитывает.

Чем занимается Ваша компания? Какое основное направление разработок в деятельности российской дочки американской Selecta Biosciences было выбрано?

Наша компания занимается разработкой нового поколения вакцин на основе самостоятельно разработанной и запатентованной технологии наночастиц  tSVP. В зависимости от того, как мы меняем состав и какие специфические компоненты включаем, мы можем создавать разные продукты. В частности у нас есть 3 направления: вакцины профилактические, вакцины терапевтические (активирующие цитотоксических Т-лимфоцитов) и толерогенные вакцины. Российская компания «Селекта (РУС)» сейчас  сконцентрирована в основном на разработке терапевтических вакцин, которые позволят бороться с хроническими инфекциями и опухолевыми заболеваниями.  В частности, один из основных проектов, которым мы занимаемся и который представили в «Сколково», является разработка вакцины для лечения папилломо-вирусной инфекции человека и онкологических заболеваний, вызванных этим вирусом.

Наталия Бастрикова. Фото: из личного альбома

На какой стадии находится разработка вакцины против вируса папилломы человека? В чем будут ее основные преимущества по сравнению с другими препаратами? Когда, по Вашей оценке, вакцина может быть выведена на рынок (в России и за рубежом)?

Пока проект находится на стадии выбора и оптимизации кандидата. У нас уже есть понимание, какие преимущества будут у разрабатываемого продукта. Мы показали, что с помощью нашей вакцины можем вызывать стабильный и длительный цитотоксический ответ Т-лимфоцитов, который, в свою очередь необходим, чтобы бороться с хронической инфекцией и опухолью, и мы видим это в предварительных экспериментах на животных.

Это - несомненное преимущество нашей вакцины перед многими разрабатываемыми конкурентными продуктами, а также профилактическими вакцинами. Имеющиеся на рынке профилактические вакцины – очень хорошие продукты, но если заражение произошло и перешло в хроническую стадию, то имеющиеся профилактические вакцины, к сожалению, уже не могут помочь.  Так что разрабатываемая нами вакцина может стать новым решением для пациентов с хронической формой ВПЧ-инфекции. Еще одно существенное преимущество нашей вакцины – ожидаемые безопасность и хорошая переносимость.

Но на данной стадии мы тестируем разные кандидаты, чтобы понять какой из них, надо взять в дальнейшую разработку.

Разработка продукта - процесс долгий, занимает приблизительно лет 10. До регистрации нам необходимо пройти путь, включающий в себя исследования на животных и три этапа клинических исследований на пациентах. Планируется, что наш продукт выйдет на рынок к 2023 году.

Участвовали ли компания в «Открытых инновациях» раньше? Какие ожидания Вы возлагаете на этот форум? Ведь коллег, конкурентов и партнеров вы наверняка хорошо знаете по профильным, медицинским и биологическим, мероприятиям.

Да, мы уже участвовали в этом форуме в 2012 году. Представление компании на таком мероприятии, как «Открытые инновации», всегда большое и важное для развития компании событие. Конечно, мы знаем многих коллег и партнеров, но поддержание контактов с ними – постоянная работа, и «Открытые инновации» -  дополнительный повод пообщаться. Кроме того, всегда есть вероятность познакомиться с новыми потенциальными партнерами.

Вы и «Сколково». Давно ли стали резидентом? Претендовали ли на грант? Насколько такой институт развития, как «Сколково», полезен компаниям, занимающимся созданием инновационных продуктов?

Мы – резиденты Сколково с декабря 2012 года. Сейчас наш проект «Разработка терапевтических вакцин для лечения онкологических заболеваний для глобального рынка» находится в процессе рассмотрения на грантовое финансирование.

Относительно полезности «Сколково» как института развития. Проект «Сколково» несомненно является необходимым для развития в нашей стране передовых и инновационных направлений. Все, что люди придумывают нового, имеет огромный риск не состояться. С одной стороны, это в природе любой инновации – мы не знаем, как работает новое, будет ли это работать так, как мы хотим и т.д.. С другой стороны, в риски трудно инвестировать, а без финансовой поддержки невозможно быстро двигаться вперед. Но если мы хотим жить не в прошлом веке, а с новыми технологиями, кто-то должен поддерживать инновационные проекты и помогать им двигаться вперед. В этом смысле «Сколково» оказывает существенную поддержку, причем не только финансовую, а многогранную. Особенно важно, что Фонд создает еще и среду, в которой инновационным компаниям легче выживать, общаться с друг другом, искать партнеров и инвесторов, сообща бороться с трудностями. Мы видим очень серьезный прогресс в развитии самого «Сколково» за время, которое мы являемся резидентами, и мы с удовольствием участвуем в разных и очень полезных программах, которые Фонд предлагает.