В рамках роуд-шоу по Кремниевой долине кластер информационных технологий Фонда «Сколково» организовал несколько встреч инвесторов и стартапов. На одном из таких мероприятий в Сан-Хосе Sk.ru встретил CEO, соучредителя и директора калифорнийского филиала компании News360 Романа Карачинского и выяснил, как российскому проекту живется в США.

Роман Карачинский на встрече инвесторов и стартапов в Сан-Хосе. Фото: Sk.ru

News360 — это сервис, работающий на всех популярных мобильных платформах, который подбирает для пользователям наиболее интересные и важные, а главное — отвечающие потребностям пользователя новости в интернете. Пользователь устанавливает на мобильное устройство приложение News360, работающее на базе аналитической платформы, которая позволяет собирать и классифицировать статьи из множества интернет-источников, и видит именно те новости, которые ему нужны. К настоящему времени News360 установили более пяти миллионов пользователей по всему миру.

Ваш проект начинался в России, но развиваете вы его в США почему?

— Мы начали свой проект в Москве в 2010 году — создали команду, начали работать, привлекли первые деньги, получили резидентство в Сколково. Мы, кстати, стали одними из первых резидентов и одними из первых получили грант от Фонда. Участие в «Сколково» принесло нам много пользы: помимо самого гранта, всех налоговых преференций, и других полезных вещей, нам довольно сильно помогла и сама процедура получения гранта, которая включает в себя серьезный анализ всего: продукта, бизнес-модели, команды и прочего. Это было безумно полезно. Множество экспертов, включая международных, дали нам фидбэк, порекомендовали что-то, подсказали, что надо делать по-другому, к кому обратиться за тем или этим. Ну а затем, когда мы немного окрепли — открыли офис в Сан-Франциско, чтобы расширять проект. А теперь уже у нас есть офис и в Нью-Йорке. 

На каком этапе вы решили, что пора переносить офис в долину? И зачем это понадобилось?

— С самого начала мы планировали создавать продукт для международного рынка — мы никогда не хотели заниматься чем-то локальным. Соответственно, когда мы сделали приложение, оно было изначально заточено на англоязычный, в основном американский рынок. И когда мы запустились и через три дня попали на первую страницу App Store — набрали 100 тысяч пользователей за первые семь дней — стало понятно, что нам нужна некая база за рубежом, в США. Почти сразу появилось несколько интересных потенциальных партнеров, которые хотели с нами поработать, рекламодатели, создатели контента и прочие. Не имея представительства в Америке мы не смогли бы с ними работать настолько плотно, как было необходимо. 

У News360 немало пользователей чем вы их «цепляете», чем ваша «лента новостей» лучше других?

— News360 —  это по сути персонализированный новостной движок. Приложение понимает, какой именно новостной контент будет интересен определенному пользователю, анализирует поведение человека, учитывает, что тот «лайкает» в Facebook, пишет в Twitter и выстраивает довольно подробный граф интересов. К примеру, если мне интересны технологии, стартапы, венчурное финансирование, мобильные приложения — и я работаю в этой индустрии, а, значит, мне нужны не какие-то общепопулярные СМИ, а профильные, индустриальные источники. Учитывая все эти параметры, наша платформа позволяет создать точечный, профильный поток новостей под каждого пользователя. В этом смысл продукта — он узнает тебя как читателя и дает ровно то, что тебе нужно. 

95% пользователей News360 — это владельцы мобильных устройств на платформах iOS и Android, а также Windows Phone. Остальные используют News360 на десктопе.

Как дела с монетизацией?

— Мы над ней работаем — около года назад мы запустили проект News360 Promoted Content, в рамках которого работаем с крупнейшими компаниями из Fortune 100: Coca-Cola, SAP, Four Seasons и прочими, которые сами создают контент. Они вкладывают много денег в создание своего контента. У них внутри есть целые редакции. Но их произведения мало кто читает. Мы решили это исправить, и сделали так, чтобы и такого рода контент мог найти своего читателя. Мы анализируем его точно также, как любой другой, найденный в интернете, и показываем именно тем людям, которым он реально будет интересен. И за это мы берем деньги с наших заказчиков. 

Для обычных пользователей сервис останется бесплатным?

— Да, мы зарабатываем деньги на рекламе. Мы создали свою эффективную модель, которая работает намного лучше, чем любые существующие баннерные сети или видеореклама. У нас эффективность выше на порядок потому, что мы точно знаем, что человеку интересно и также знаем, что написано конкретно в этой статье от Coca-Cola. Соединяя эти два параметра, мы получаем довольного читателя — он увидел интересный ему контент. И счастливого рекламодателя — читатель лайкнул и поделился статьей, которую создала компания. Ну а мы заработали на этом деньги.

Вы считаете себя стартапом или состоявшейся «взрослой» компанией? 

— Мы стартап. Я не знаю, где именно проходит эта граница между стартапом и состоявшейся компанией, но, мне кажется, она скорее в умах, чем на бумаге или в финансовых показателях. Мы абсолютный стартап, потому что мы очень экономны во всем, мы выбираем в команду людей, которые разделяют наши ценности, стремления, энтузиазм, желание делать что-то классное, меняющее жизнь людей, делающее людей более информированными и счастливыми. В моем представлении стартап — это именно об этом: о диком энтузиазме и, при этом, оптимально экономном существовании. Не зря Пол Грэм (Paul Graham), сравнивал идеальный стартап с тараканом — он маленький и страшненький, но зато выживет даже после ядерного удара и будет править миром.

Сколько в вашей команде человек? Кто, чем и где занимается?

— Около 30 людей. Из них 5 — в Америке, и 25 — в Москве. Вся команда разработчиков находится в России, в американских офисах — люди, занимающиеся продажами, маркетингом, развитием бизнеса. 

На чем концентрируетесь в настоящее время, что улучшаете, чего, может быть, не хватает вашему продукту?

— Продукту не хватает, в первую очередь, интеллекта. Объясню — несмотря на то, что у нас на данный момент, наверное, самая продвинутая технология персонализации новостей из существующих на рынке, она все равно не такая умная, как нам бы хотелось. Мы уже понимаем, что человеку интересно — но могли бы понимать это намного лучше, учитывать больше параметров — привычек, предпочтений, делать подборку еще более точной. Так что, нам предстоит еще много работы именно в этой, более научной части продукта. 

Мы разработали собственный движок семантического анализа. Любой текст разбирается на доступные алгоритмам понятия: смешной он, грустный, сложный или доступный, республиканской направленности или демократической, если речь про политику. Распознается более миллиона параметров особенности текста. Так мы понимаем контент. Второй пункт — понимание интересов человека. Тут использованы технологии machine learning — основываясь на действиях пользователя в интернете, составляется граф его интересов. 

Сейчас News360 умеет работать только с английским языком  разные версии приложения адаптированы для Канады, США, Австралии, Великобритании. Но скоро компания обещает запустить продукт и для стран, говорящих на других языках. 

Вы считаете себя успешным предпринимателем?

— Не знаю, смогу ли я когда-нибудь ответить на такой вопрос положительно. По-моему, одна из необходимых предпринимателю черт — самокритичность. Я никогда не бываю полностью доволен какими-то достижениями. Но мне кажется, мы уже многого достигли, и я горжусь нашей командой и нашим продуктом, особенно тем, как о нем отзываются пользователи. Нам постоянно приходят письма, отзывы, и люди пишут очень положительно. С точки зрения бизнеса — нам предстоит еще много работы.

Проект живет на свои деньги или инвесторские?

— Мы уже зарабатываем деньги, как я говорил. Но, как у большинства развивающихся стартапов, у нас есть инвесторы, которые вкладываются в наше развитие. 

А все-таки, почему вы выбрали Калифорнию? 

— Это место хорошо тем, что число гениев на квадратный километр — именно в нашей индустрии — просто зашкаливает. Понятно, что если бы мы занимались, к примеру, строительством самолетов — я бы выбрал другое место — Сиэтл или еще что-то. Само по себе нахождение всех сконцентрированных на определенном деле, на технологиях людей создает заряд энергии, экспертизы, денег, успеха, на который начинающие предприниматели могут ориентироваться. Здесь планка поставлена очень высоко - и это помогает. 

Люди выходят из одних компаний и переходят с приобритенным опытом в другие, создают собственные стартапы — это культура, которая развивается и живет именно в этом месте. В принципе в нынешнем мире можно создавать успешные стартапы из любой точки планеты, но имея доступ к этой экосистеме ты серьезно повышаешь шансы на успех. Один из тезисов «Сколково», кстати — смотреть на мировой рынок, развивать международный бизнес. Для этого нужно получать опыт, расширять кругозор. Так что, по-моему, прекрасно, что российские компании присутствуют во многих странах, и их присутствие все более заметно в мире.