Компания «ФИТ», разработчик сервиса бесконтактных мобильных платежей PayQR, получила статус резидента кластера информационных технологий Фонда «Сколково». По мнению создателей PayQR, участие в «Сколково» позволит быстрее развиться проекту и защитит его от копирования.

Скриншот приложения PayQR.

PayQR — это бесплатное банковское приложение доступное для смартфонов под управлением iOS, Android (версия для Windows Phone на этапе тестирования). Приложение позволяет быстро и безопасно совершать покупки в любых местах, включая интернет-магазины, рестораны и розничные торговые точки. Товары оплачиваются с банковских карт, «привязанных» к единому аккаунту. Всю необходимую информацию о покупателе продавец получает от PayQR, достаточно один раз внести эти данные.

Сервис сохраняет все платежные данные клиентов у себя, при этом гарантирует их сохранность и безопасность транзакций. PayQR сертифицирован по международному стандарту безопасности в области обработки и хранения данных банковских карт PCIDSS 3.0 и является оператором по обработке персональных данных по требованиям ФЗ 152.

Привязка» данных к одному аккаунту позволяет существенно сократить время на покупку — в некоторых случаях процесс ускоряется в 60 раз. Покупателям больше не нужно каждый раз вводить информацию с карты на сайтах или отдавать карты в руки кассиров и официантов, что минимизирует вероятность кражи данных.

Глеб Марков. Фото из личного архива.

По мнению создателей сервиса, QR-коды до сих пор не были оценены по достоинству, и, хоть и получили некоторое распространение, все же не нашли широкого применения в России. Между тем, это удобная и недорогая с точки зрения внедрения технология бесконтактных платежей. «Специальные коды, содержащие нужную информацию, наносятся в виде наклеек на кассы магазинов, на таблички в ресторанах или на оборотную сторону счета. Если покупка осуществляется через интернет-магазин, пользователь может так же распознать QR-код и ввести адрес для доставки, не вбивая платежные данные», — пояснил SK.ru генеральный директор PayQR Глеб Марков.

Одним из факторов выбора QR-кодов в качестве способа платежей для создателей проекта стала простота их использования. Для считывания QR-кодов пригодны практически все смартфоны — требуется только наличие фотокамеры. Использование альтернативных технологий бесконтактных платежей — например, NFC — требует наличие специального чипа в аппарате. Согласно недавнему отчету «Евросети», в 2014 году доля продаж смартфонов с поддержкой NFC в России выросла до 18% (тогда как QR-коды могут считывать до 99% аппаратов). При этом цена аппарата с поддержкой NFC в среднем в два раза выше цены «обычного» смартфона.

Создатели сервиса PayQR увидели одно из главных направлений развития в секторе e-commerce: в отличие от того же NFC, QR-коды вполне применимы в интернет-магазинах. Что касается офлайн-ритейла, то QR-коды попросту легче внедрить: нет необходимости закупать и настраивать POS-терминалы и дополнительное оборудование, изготавливать NFC-метки.

По оценке J’son & Partners Consulting, в 2014 году количество регулярных пользователей QR-кодов в России достигло 9 млн человек, и этот сектор растет на 260% в год. Marketing Media Review назвал QR-коды трендом №1 в шопинге в 2015 году.

При этом, как объясняют создатели проекта, буквы QR в названии сервиса не указывают на зависимость от технологии QR-кодирования, а являются аббревиатурой от QuickResponse («быстрый отклик»). По мере развития дополнительных интерфейсов,соответствующих потребностей у покупателей и продавцов, PayQR может расширить число доступных интерфейсов для обмена данными, добавить поддержку NFC и других протоколов.

Работа над проектом PayQR началась около двух лет назад. В команду вошли специалисты сектора e-commerce, рассказал Глеб Марков: «Я думаю, мы поймали волну в нужное время. Когда мы начинали, аналогов нашего сервиса не было в мире, теперь же аналоги появились и в некоторых странах стали сверхуспешными. В России мы первыми запустили свое решение на рынок».

В настоящее время PayQR приступил к стадии активного поиска партнеров и привлечения пользователей. «Мы начали продавать свой сервис торгово-сервисным предприятиям с января этого года. На текущий момент мы подключили 70 партнеров. В основном — интернет-магазины — от мелких и средних до нескольких крупных. Что касается установок приложений, то сейчас у нас их около 40 тысяч, из них 80% пользователей активны, то есть, хотя бы раз совершили покупку с PayQR», — рассказал Глеб Марков.

Для совершения оплаты с PayQR покупателю достаточно открыть приложение на своем смартфоне, навести камеру на QR-код и подтвердить покупку

Осенью 2014 года проект привлек 1,5 млн долларов внешних инвестиций, а в начале 2015 года стал участником кластера информационных технологий Фонда «Сколково». «Созданная командой PayQR технология предлагает удобное в использовании решение, которое не требует дополнительного оборудования и обеспечивает требуемый уровень безопасности платежей. Немаловажно, что уже сейчас компания достигла определенных договоренностей с крупными отраслевыми партнерами. При рассмотрения проекта, эксперты отметили хороший потенциал коммерциализации технологии, соответствие предлагаемого командой PayQR решения требованиям как покупателей, так и магазинов в облегчении и ускорении покупки, а также опыт и квалификацию команды», — рассказал Sk.ru руководитель направления «Безопасные информационные технологии» IT-кластера Фонда «Сколково» Сергей Ходаков.

По словам Глеба Маркова, подавая заявку на статус резидента, команда PayQR ставила перед собой несколько целей: «Помимо сокращения налоговых отчислений, которое позволит проекту развиваться гораздо быстрее, мы стремились получить доступ к информационно-технологической базе Сколково. Это и консультации, и взаимодействия с другими резидентами и партнерами Фонда, и помощь  в продвижении проекта. Кроме того, «Сколково» исповедует принцип «одного окна», и статус участника больше не может быть присвоен ни одному другому проекту нашей тематики», — рассказал основатель PayQR.

В текущем году перед проектом стоит цель набрать базу в 1 миллион активных пользователей приложения PayQR, а также выйти на максимальное количество партнеров из секторов ЖКХ, e-commerce, ресторанного бизнеса и ритейла.