В феврале 12 российских технологических компаний-резидентов «Сколково» приняли участие в конференции IndiaSoft-2015 в Нью-Дели. Подводя итоги поездки, вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Игорь Богачев в интервью Sk.ru заявил, что она стала первым из шагов к построению долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений между российской и индийской IT-индустриями.

Многолюдные павильоны IndiaSoft. Фото: Sk.ru

«Сколково — это центр коммерциализации технологий, поэтому наша прямая задача — помогать стартапам заниматься коммерциализацией их проектов, в том числе, выходить на зарубежные рынки», — заявил Игорь Богачев.

В конце прошлого года между Фондом «Сколково» и индийским Советом по поддержке экспорта компаний в области электроники и программного обеспечения (ESC) было подписано соглашение о сотрудничестве России и Индии с целью стимулирования развития рынка информационных технологий в обеих странах. «Участие наших стартапов в выставке и конференции IndiaSoft-2015 было предусмотрено в этом соглашении. У нас появилась возможность отправить туда 15 компаний, в итоге добрались 12. Это как раз те проекты, которым было интересно «сориентироваться на местности». Раньше наши резиденты не продвигались в Индию. А ведь это — рынок более чем на миллиард человек, огромная экономика, как мы убедились, очень продвинутая в плане технологий. IT — это более 7% ВВП Индии. Для сравнения, в России доля IT-сектора — менее 2% ВВП. В странах, которые принято называть развитыми — около 4%», — рассказал Игорь Богачев. 

Индийские IT-компании имеют довольно сильные позиции на мировом рынке, и партнерство с ними открывает новые интересные возможности резидентам «Сколково». Некоторым из участников поездки удалось на месте найти и заинтересовать своими решениями индийских партнеров.

Потенциальные партнеры

Компания Synesis, разработчик систем видеоаналитики для автоматического распознавания объектов и ситуаций в поточном видео, к примеру, получила серьезную базу контактов и собирается коммерциализировать свой продукт с их помощью, рассказал Sk.ru заместитель директора по экономическим вопросам Synesis Андрей Птицын: «Нами сформирована клиентская база из более чем 20 индийских партнеров, которые проявили заинтересованность в коммерциализации системы Kipod в различных отраслях, в том числе для оснащения крупнейших торговых центров, реализации программы Smart City в Индии, оснащения метрополитена системой Kipod в Дели и других городах, а также охраны государственной границы Индии, обеспечения безопасности в гостиницах, банках, школах, частных домах и автобусах, оснащения аэропортов в Гонконге и Бангалоре, удаленного мониторинга заводов в Азии». 

Резиденты и представители "Сколково" на пресс-конференции в Индии. Фото: Sk.ru

Поступали и нестандартные запросы, например, о применении видеоаналитики для обеспечения безопасности при перевозке драгоценностей, определении пола и возраста посетителей в торговых центрах, разработке функциональности для проведения онлайн-интервью в управлении персоналом. По итогам общения несколько крупных компаний предложили Synesis закрепить договоренности подписанием меморандумов о взаимопонимании и NDA.

По словам Игоря Богачева, в Индии, в первую очередь, востребованы IT-услуги. «Если говорить о рынке информационных технологий, Индия — это игрок номер один в сфере аутсорсинга. И с этой стороны компаниям интересны новые технологии, потому что они не просто пишут некий код, но и предоставляют всевозможные услуги, поддержку крупнейшим мировым корпорациям. А для эффективности им нужны современные технологии, которые создаются, в том числе, нашими стартапами. Здесь есть явная синергия», — заявил Игорь Богачев.

Некоторые участники поездки не ставили своей целью немедленный выход на индийский рынок — они приехали на IndiaSoft, чтобы познакомиться с этим самым рынком и понять, что ему можно предложить в будущем. К таким относится разработчик систем планирования продаж и ПО для прогнозирования спроса GoodsForecast. В интервью Sk.ru директор по развитию GoodsForecast Сергей Котик заявил, что компания рассматривает возможность выхода на азиатские рынки не ранее следующего года. «На IndiaSoft нас интересовали разные аспекты — от аутсорса технической поддержки для англоязычных клиентов и до возможного партнерства для распространения нашего решения на рынке Индии и сопредельных государств. Определенное понимание сложилось, будем дальше развивать связи в этом направлении», — сказал Сергей Котик.

Еще один сколковский резидент — компания C3D Labs — считает азиатский рынок в целом, и индийский в частности, ключевыми для себя. «Благодаря участию в Indiasoft и совмещенным с ним нашим собственным роуд-шоу в город Пуна, мы получили полное представление об индийском рынке САПР, о его игроках и тенденциях. Мы видим интерес к нашим технологиям, хорошее отношение к российской математической школе и готовность использовать наши инструменты для разработчиков САПР. Участие в выставке дало нам также шансы на повышение узнаваемости C3D Labs в регионе», — рассказал Sk.ru директор C3D Labs Олег Зыков.

У компании уже есть партнер в регионе — компания ProtoTech Solitions, которая уже больше года использует C3D в своей работе и является одним из первых международных экспертов по этому продукту. «Благодаря визиту в Индию мы, во-первых, закрепили отношения с нашим индийским партнером Во-вторых, успешно провели переговоры с еще несколькими игроками индийского рынка САПР, по итогам которых наметили дальнейшие шаги — тестирование возможностей C3D и его апробация в рамках пилотных проектов. Мы надеемся, что по итогам совместной работы с индийскими партнерами мы увидим новое программное обеспечение, разработанное с использованием наших технологий. Кроме того, намечена отдельная работа с индийскими университетами, готовящими специалистов в области САПР», — подвел итоги поездки Олег Зыков.

Индия — центр IT-мира

Директор по инновациям ABBYY Language Services Антон Воронов, который так же принял участие в поездке в Индию, считает эту страну одной из самых интересных в плане развития бизнеса. «Это быстро растущий экономический и технологический центр мира, здесь бурно развивается IT-сектор. Поэтому перед местным бизнесом стоит острая необходимость в качественной коммуникации и переводах. Мы получили уникальную возможность познакомиться с IT-рынком Индии», — заявил Антон Воронов.

Некоторое время назад ABBYY Language Services вывела на глобальный рынок свою технологию для организации и управления переводческим процессом любой конфигурации — платформу SmartCAT. И на IndiaSoft получила возможность познакомить локальные компании с данной разработкой. В перспективе такая работа позволит местным игрокам IT-рынка запускать свои продукты на международные рынки и вести бизнес по всему миру.

Одной из причин интереса к Индии со стороны ABBYY Language Services стала масштабная госпрограмма Digital India. «Cейчас мы ведем переговоры с несколькими индийскими организациями — резидентами Digital India. Среди них аутсорсинговые и продуктовые компании, которые проявляют интерес к нашим решениям, поскольку наши технологии дают им расширение их списка услуг и конкурентное преимущество. В том числе удалось встретиться с представителями местных переводческих ассоциаций (ITAINDIA) и индивидуальными переводчиками, с которыми обсудили использование современных лингвистических технологий и переводческих инструментов», — рассказал Антон Воронов.

«Как и в любой большой программе, в Digital India участвует множество поставщиков и подрядчиков, каждый из которых выполняет свою часть работы. Наши компании, даже если не попадут в список первых поставщиков, то уж точно могут поучаствовать в данной программе в качестве подрядчиков. Необходимый опыт и компетенции у них есть. С точки зрения проникновения интернета и мобильной связи, к примеру, Россия куда более продвинутая страна, так что уровень сервисов в этих сферах у нас выше», — пояснил Игорь Богачев.

Контакты мало получить — их надо использовать

У каждого участника IndiaSoft 2015 из «Сколково» была своя насыщенная программа. «На этот раз у нас не было общего стенда на выставке — мы выбрали другой формат, предусматривающий много встреч, много самостоятельной работы резидентов. Компании, которые провели предварительную работу, подготовились к поездке, проводили по 5-6 встреч с потенциальными партнерами в день. Конечно, кто-то подготовился хуже. Но, судя по обратной связи, которую я получил от наших резидентов, никто не остался разочарованным, все получили те результаты, которых ожидали или даже лучшие», — рассказал Игорь Богачев.

С3D Labs и потенциальные партнеры. Фото: C3D Labs

Разработчик облачных платформ и бизнес-сервисов Zingaya, к примеру, смог представить свой продукт — платформу VoxImplant — ряду компаний, занимающихся разработкой веб и мобильных приложений на заказ, рассказал Sk.ru генеральный директор, сооснователь Zingaya Алексей Айларов: «Многие из тех компаний, с которыми мы встретились, заинтересованы в возможности начать использовать нашу платформу для встраивания телефонии и реал-тайм коммуникаций в проекты, над которыми они работают. Это скорее партнерская история. Но также нам удалось начать общаться с одним потенциальным клиентом, которому нужны наши сервисы непосредственно для его бизнеса».

Потенциального партнера нашел и разработчик средств отображения видео 2D и 3D на базе интерполяционных экранов 3D-TEK. Представитель компании Андрей Комолов сообщил, что технологией 3D-TEK заинтересовался крупный индийский партнер, специализирующаяся на телекоммуникациях — системах telepresence, телеконференций и прочем.

В целом, индийские компании верят, что в России есть отличные технологии, готовы слушать и воспринимать новое, рассказали участники поездки. «Как я говорил, потенциал огромный, отношение хорошее, все возможности, чтобы строить бизнес — есть. Государство в Индии поддерживает IT-отрасль — госпрограмма Digital India хорошее тому доказательство. Надеюсь, что первая поездка и первые же контакты принесут нам в итоге пару-тройку историй успеха о партнерствах между нашими резидентами и индийскими компаниями. Это будет хорошим доказательством востребованности наших технологий в Индии. После этого можно идти дальше. Фонд «Сколково» со своей стороны помог сделать первый шаг — организовал знакомство с рынком. Развитие событий будет зависеть от действий наших компаний — полученные контакты надо грамотно использовать», — подытожил Игорь Богачев.