«В мире устроено так: либо ты строишь свои планы, либо становишься частью чужих планов». В рамках встречи со стартапами в Сколково, посвященной новым решениям для сферы ритейла, собственным видением рынка поделился основатель и гендиректор интернет-гипермаркета «Юлмарт» Сергей Федоринов. Недавно он стал участником менторской панели кластера информационных технологий Фонда «Сколково».

Сергей Федоринов на встрече со стартапами "Сколково". Фото: Sk.ru

На встрече со стартапами, организованной IT-кластером, Сергей Федоринов поделился собственным опытом выращивания большой компании с этапа идеи. Он рассказал о том, как выстроен крупнейший российский кибермаркет изнутри, а также поделился видением, какие технологии готов покупать современный ритейл, приводя примеры из практики «Юлмарта».

«Я считаю, что Юлмарт до сих пор в какой-то степени остается стартапом по одному простому признаку — коэффициент его развития во много раз превышает коэффициент его стабильности. Это означает, что компания продолжает развиваться  и расти очень быстро, несмотря на то, что мы давно перешли и по показателям выручки, и по числу сотрудников в разряд  крупных компаний. И я надеюсь, что эти темпы развития, этот дух стартапа удастся сохранить. В этом заключается уникальность нашей компании», — заявил руководитель «Юлмарта». По словам Сергея Федоринова, в настоящее время в компании работает около 6 тысяч сотрудников. В 2008 году компания была создана «с нуля», а по итогам 2014 года выручка «Юлмарта» составила 1,3 млрд долларов (без учета НДС).

 Презентация Guaranacam. Фото: Sk.ru

Успех любой компании зависит от того, насколько она умеет адаптироваться к условиям окружающей среды, убежден Сергей Федоринов:  «Стартап производит продукт, формирует вокруг себя рынок, реагирует на его интересы и потребности. И если компании удается удерживать этот подход, даже когда она становится большой — это становится ее конкурентным преимуществом. Применяя те или иные технологии, удерживать это состояние можно бесконечно долго.  Это не связано с отраслью, в которой работает компания, это связано с подходом к бизнесу, с предпринимательством. Ключевым звеном во всей истории являются люди — от них зависит все».

К примеру, «Юлмарт» — это не просто онлайн-гипермаркет, это ассортимент сервисов, рассказал руководитель компании: «Множество сервисов — ключ к успеху Юлмарта. Для каждого Юлмарт свой, каждому важен какой-то определенный аспект: для кого-то ключевым является ассортимент товаров, для кого-то — круглосуточная работа пунктов обслуживания,  для кого-то — возможность приехать туда на велосипеде». 

Важно и то, как строится в компании система принятия решений, ответственности в компании. В «Юлмарте» принята «модульная» система для объектов и проектов и используется «принцип боевого построения» для каждой единицы (группы, ответственной за свой модуль). Отдельная команда занимается исполнением текущих задач, отдельная — формированием будущих целей. При этом каждый человек в компании влияет на итоговый продукт, и на результат компании в целом, соответственно, к каждому сотруднику выдвигаются равные требования в таких показателях, как лояльность, ответственность и мотивация. 

Кроме того в компании исповедуют принцип «скользящего планирования» — общий план формируется из мини-планов каждого подразделения, плюс приняты процессы перепланирования, когда такая потребность очевидна. «Создав правильный контекст и правильное отношение, плюс дисциплину исполнения  — получаем правильный продукт и правильные процессы по его созданию», — говорит Сергей Федоринов.

Сергей Федоринов вручил памятные призы нескольким проектам. Фото: Sk.ru

Обобщенный вывод, который можно сделать из выступления руководителя «Юлмарта», таков: даже большая компания должна сохранять лучшие черты стартапа, оставаться «живой», отзывчивой по отношению к клиенту и рынку. Необходимо понимать, куда компания движется, какой потенциал у нее есть в будущем. Нужно знать своего покупателя, понимать, чем его «зацепить», в чем «продукт» — в товаре или сервисе.  Чем больше компания, тем бОльшая ответственность лежит на каждом из «модулей», ведь от каждого из них зависит общий успех. При этом нельзя забывать о постоянном развитии. Все это работает только при общей сфокусированности, гибком планировании и единой структуре целей и правильном отношении. 

Как отметил Сергей Федоринов, все приведенные тезисы — не истина в последней инстанции, а его личные выводы на основе опыта. Поэтому он открыт к предложениям и даже критике. Стартапы не преминули воспользоваться приглашением к диалогу и озвучили ряд вопросов и предложений, а затем перешли к самому интересному — представлению собственных проектов. 

В рамках встречи представлены очень разные проекты: система управления товарными запасами GoodsForecast, инструмент управления мобильной рекламой reLEADgion, облачный сервис видеоаналитики Guaranacam, литий-ионные аккумуляторы для складской техники EnSOL, беспроводная система управления освещением Deus, сервис мониторинга социальных медиа YouScan, решение для оптимизации бизнес-процессов в транспортной логистике для дистрибьюции и ритейла VeeRoute, «искусственный интеллект для бизнеса» Suprematik, облачная система управления видеоповерхностями Visiobox, облачная платформа для корпоративных коммуникаций и мотивации «Пряники».    

В финале встречи руководитель «Юлмарт» выделил несколько компаний, которые показались ему наиболее интересными, и вручил им символические призы. В пятерку вошли Visiobox и EnSOL — они понятны и применимы для ритейла. Также достаточно интересным показался Сергею Федоринову проект Deus, а в области, где работает Guaranacam, есть масса перспектив (но самому стартапу предстоит много работы, чтобы добиться успеха).

Ольга Стрелова. Фото: Sk.ru

Особое внимание Сергей Федоринов уделил проекту «Пряники», заметив, что до сих пор очень мало внимания уделяется технологиям мотивации людей — а именно работа с сотрудниками делает компанию успешной (или наоборот). «Всем большое спасибо. Я действительно получил большое удовольствие от ваших презентаций. Очень рад, что идеи живут, и не просто в виде фантазий, но и как прикладные проекты. Может когда-нибудь — очень хотелось бы на это надеяться — в Сколково появится кластер, который будет работать и над развитием человеческих компетенций. Потому что это очень большая область, в которой очень практически не осталось знаний. Сейчас есть слово «менеджмент» и каждый второй называет себя менеджером, а каждый пятый — директором. А что стоит за этими словами — мало кто понимает», — заявил Сергей Федоринов.

«Мы предлагаем нашим участникам доступ к лучшим отраслевым практикам, и сегодня в Сколково руководитель Юлмарт Сергей Федоринов поделился с нашими проектами «формулой Юлмарт» — принципами создания успешного бизнеса. Участники мероприятия также получили возможность представить свои идеи по улучшению процессов Юлмарт первому лицу компании и получить обратную связь. Это ценный опыт для наших участников, и мы планируем повторить его в будущем, поскольку получили множество положительных отзывов о встрече такого формата», — подытожила организатор мероприятия, руководитель направления «Облачные сервисы» IT-кластера Фонда «Сколково» Ольга Стрелова.