Ежегодно Лас-Вегас привлекает толпы туристов, искателей ярких впечатлений и любителей азартных игр. Но для технологического мира этот относительно небольшой город, расположившийся посреди пустыни Мохаве, интересен другим — крупнейшим событием в мире электроники, выставкой Consumer Electronics Show. 

Традиционно на CES собираются производители потребительской техники — гаджетов и бытовых устройств — со всего мира. Событие привлекает как гигантов отрасли, так и игроков поменьше — и те и другие стремятся представить свои новинки многочисленным посетителям выставки. В павильонах CES можно встретить топов крупнейших мировых компаний, разработчиков инновационных продуктов, инвесторов, представителей компаний-интеграторов, дистрибьюторов, ритейлеров, а также огромное число журналистов технологических и других изданий, известных блогеров и просто гиков. 

CES 2016, проходившая с 6 по 9 января, оказалась еще более масштабной, чем выставки прошлых лет. По отзывам участников, никогда еще это событие не было столь инновационным — под стартапы различной направленности была выделена специальная зона, но инноваторы оккупировали и множество других площадок мероприятия. По данным организаторов, событие привлекло более 170 тысяч профессионалов технологической отрасли, более 50 тысяч из которых прибыли из-за пределов США. 

Марина Друженец и Роман Друженец на CES 2016. Фото предоставлено компанией Cardberry

По отзывам СМИ, наиболее заметными среди стартап-проектов в этом году  стали всевозможные дроны, «домашние» роботы, устройства и сервисы сферы мобильного здравоохранения (mHealth), технологии для «умных» домов, устройства, работающие на солнечной энергии, носимая электроника и устройства виртуальной реальности.  

Русские на CES

Фонд «Сколково» организовал поездку на CES для семи компаний-резидентов, разрабатывающих устройства и сервисы, попадающие в главные технологические тенденции 2016 года. В зоне для стартапов Eureka Park были представлены проекты: SVET (Tradematic), Cardberry, Fibrum, DoRa, Glance, Anti-latency tracker (Nettle), VicoVR (3DiVi). 

Проект SVET — выпускник акселераторов Центра мобильных технологий в IT кластере «Сколково» с  iDealMachine и HaxAsia — представил в Лас-Вегасе систему «человеко-ориентированного освещения» — LED-лампу с адаптивным управлением, позволяющим создать в доме освещение, максимально близкое к естественному. Ранее стартап заявлял о планах выйти на рынок США в ближайшем будущем, и первым шагом на пути к этой цели стало участие в CES. 

SVET на CES 2016. Фото предоставлено компанией SVET

По словам руководителя проекта SVET Алексея Дубова, команда собрала более 500 предзаказов непосредственно на стенде. Проектом заинтересовались крупные онлайн-дистрибьюторы из США, а также представители розницы. Кроме того, удалось пообщаться с руководством фабрики в Китае, которая занимается производством ламп конкурентов, познакомиться с крупными инвесторами — с ними команда SVET продолжит общение после выставки. «CES — отличная выставка. Это единственная выставка, где я встретил и пообщался со всеми — от дистрибуторов до профильных производств, которые меня интересуют, не говоря уже о потребителях и потенциальных партнерах из других индустрий. SVET нашел на CES полезные контакты, которые позволят нам развиваться быстрее», — поделился Алексей Дубов.

Много внимания привлек к себе на выставке CES проект Cardberry — электронная карта решающая проблему с хранением множества дисконтных карт. Все карты можно добавить в специальное приложение и оставить дома — для совершения покупок понадобится только смартфон и электронная карта Cardberry.

По словам сооснователя Cardberry Марины Друженец, CES принесла проекту множество новых полезных контактов, несколько предложений от инвесторов и потенциальных партнеров, а также интерес более 20 дистрибьюторов из Турции, Китая, Латинской Америки, Тайланда, Испании, Канады, Эмиратов, Португалии и США. Кроме того, проект получил много положительных откликов в СМИ и блогах. «В целом, мы поняли, что можем продавать наш продукт в США, причем достаточно легко», — поделилась представитель Cardberry. 

VicoVR на CES 2016. Фото предоставлено VicoVR

Довольны результатами поездки в Лас-Вегас и участники проекта DoRa — команда привезла на CES дозиметр-радиометр, работающий на базе любых мобильных устройств, и привлекла внимание представителей электронной промышленности и даже чиновников из правительства США. «Мы впервые побывали на выставке в США благодаря помощи Фонда «Сколково» и организационной поддержке IT кластера. В США мы прибыли со своими разработками, и сравнив с аналогичными выставками в иных странах мира, считаем, что CES наиболее интересна своими контактами по бизнесу и стратегическому развитию, с учетом крупнейшего рынка мира — Северной Америки», — рассказал руководитель проекта DoRa Владимир Елин. 

Интересным и полезным на CES, по словам Владимира Елина, оказалось буквально все — начиная от участников выставки с их инновационными проектами в Eureka Park и компаний-лидеров высокотехнологичной индустрии со всего мира, до посетителей. За период работы CES 2016 стенд DoRa посетили более 300 человек из различных компаний и организаций. «Нам удалось собрать более сотни полезных контактов, в частности, от таких компаний, как: Faxconn Group, Intel, Microsoft, Samsung, LG, Ford Motors, Huawei, Dyson, Daqri, Enolgaz Group, Air revive и других», — заявил Владимир Елин. 

Для компании Fibrum выставка оказалась крайне полезной, сказал Sk.ru представитель компании Алексей Свирский. Команда Fibrum представила на CES не только свой шлем виртуальной реальности (который сам по себе привлекает внимание и вызывает интерес публики), но и презентовала собственную глобальную платформу VR для пользователей и разработчиков, дающую доступ к качественному контенту для различных устройств виртуальной реальности. Для разработчиков всего мира открыт SDK Fibrum, позволяющий создавать VR-игры и приложения.

Fibrum на CES 2016. Фото предоставлено компанией Fibrum

Компания провела переговоры с рядом крупных ритейлеров, дистрибьюторов, вендоров, а также с известными производителями контента —  встречи оказались весьма позитивными, общение с потенциальными партнерами в США продолжается рассказали в Fibrum. «Мы хотим поблагодарить фонд «Сколково» за предоставленную возможность посетить самое масштабное  мероприятие в мире электроники — CES 2016. Это был первый опыт участия в подобном мероприятии для нас. За это время мы пообщались с множеством людей из разных уголков мира, получили качественные замечания, положительные отзывы и собрали первый фидбек о нашем продукте. Мы еще больше утвердились в том, что находимся на правильном пути, и выбранная нами стратегия себя оправдывает. Кроме того, мы услышали замечания и рекомендации, которые обязательно учтем», — рассказал Алексей Свирский. 

Еще один российский стартап — OKTO, который пока не получил статус резидента, но прошел программу акселерации Hardware 2.0, организованную Центром мобильных технологий в IT-кластере Фонда «Сколково» и акселератором HaxAsia, представил на CES свое «умное» кольцо для звонков. «В целом — выставка была очень успешной. Мы не ожидали такого большого количества положительных откликов от участников выставки и от публикаций в различных изданиях. Конечно, помимо восторженных откликов, были и негативные, но главное — проект не оставил людей равнодушными. Когда тебя ставят в один ряд с новинками от Samsung, LG, и прочих гигантов в обзорах лучших продуктов CES 2016 — это вдохновляет», — поделился основатель проекта OKTO Сергей Кушпелев.

OKTO на CES. Фото предоставлено компанией OKTO

Помимо положительных эмоций, CES принесла OKTO и более ощутимые плоды: к проекту проявили  серьезный интерес семь потенциальных инвесторов, с частью из них команда продолжает общение. Стартап собрал предварительные заказы от ритейлеров и дистрибьюторов. «Удивило, что есть компании, готовые заказать первые партии с предоплатой, чтобы мы не тратили время на краудфандинг — правда, пока эти договоренности не формализованы. Главное для нас — что мы нашли потенциальных партнеров по организации контрактного производства с опытом из нашей области. Свою главную задачу — начало зарубежной информационной кампании — мы выполнили», — считает Сергей Кушпелев. 

Задачи выполнены

Опыт российских компаний-резидентов «Сколково» на CES-2016 показал, что тщательная подготовка обязательно приносит плоды. Фонд организовал поездку на выставку для проектов, закончивших программы акселерации в Центре мобильных технологий в IT-кластере «Сколково», в том числе, программу Hardware 2.0. Участие «железных» проектов в CES, по сути, было кульминацией программы акселерации с презентацией продуктов на глобальном рынке — своеобразным demo-day мирового масштаба, рассказал в интервью Sk.ru  руководитель Центра мобильных технологий в IT-кластере «Сколково» Василий Рыжонков.

«Нашим компаниям было важно отработать выставку в нескольких направлениях. Первое — договориться с дистрибьюторами о распространении их продуктов на региональных рынках. Для примера — только одна компания Fibrum провела более 50 переговоров по дистрибуции своих шлемов по всему миру, — договориться с ритейлерами, включая таких гигантов, как Amazon, Best Buy и прочих. Второе направление — это работа с прессой и медиа-туры. CES — это то место, где нужно «засветиться». Если о вас написали журналисты, значит, на вас обратят внимание. О наших резидентах написали TechCrunch, Digital Trends, Reuters, профильные СМИ — такие как VRFocus или Virtual Reality Reports», — поделился Василий Рыжонков.

Василий Рыжонков на "выпускном" акселератора Hardware 2.0. Фото: Sk.ru

В задачи каждого стартапа входило получение отзывов от потенциальных заказчиков. В итоге, к стендам российских компаний выстраивались настоящие очереди, рассказал Василий Рыжонков: «И самое важное: почти все наши резиденты получили высокую оценку по сравнению с конкурентами. К примеру, компания Cardberry получила очень позитивные отклики по сравнению со своим прямым конкурентом Coin, а также убедилась, что цена в 100 долларов за карту на североамериканском рынке никого не пугает».

Часть компаний представляла свои проекты ранним евангелистами и разработчикам и собирала предзаказы на свои устройства. Это VicoVR, SVET, Cardberry, Glance — их результаты оказались очень впечатляющими — одному из резидентов удалось собрать около 2000 предзаказов за 3 дня выставки, другим — по несколько сотен.

«Выставка прошла для наших компаний успешно, и я думаю, во многом это связано с предварительной подготовкой. В Центре мобильных технологий мы заранее проработали программу поездки, наши резиденты имели четкие планы, знали, зачем едут на CES. Для многих это была первая выставка в США, и, на мой взгляд, компании по максимуму использовали возможности участия в самом масштабном  мероприятие в мире потребительской электроники для выхода продуктов на глобальный рынок», — подвел итог представитель IT-кластера «Сколково».