«Сколково» и Министерство сельского хозяйства Израиля создают совместную рабочую группу для определения конкретных возможностей сотрудничества.  Договоренность об этом достигнута во время посещения Фонда главой Минсельхоза Израиля Ури Ариэлем. Как заявил министр, «Сколково» - одна из самых интересных вещей из тех, с которыми мы познакомились в России».

В России мало знакомы с арбузом без косточек, зато помидоры черри продаются в каждом столичном супермаркете. И то, и другое выведено израильскими селекционерами.

Старший вице-президент Фонда "Сколково" Василий Белов приветствует главу Минсельхоза Израиля Ури Ариэля.

В Израиле на орошаемых пустынных землях картофель дает урожай в 40 центнеров с гектара (в России в два раза меньше), а удои молока на одну корову в год составляют в 9-12 тысяч литров. Сельскохозяйственная отрасль Израиля обеспечивает 92% пищевой продукции, потребляемой населением страны.

Но есть и другое измерение израильского сельского хозяйства.

Ученые из университета Тель-Авива недавно нашли ген, экспрессия которого запускает механизм т.н. «девственного размножения» (апомиксис) в растениях, сообщает портал IsraelAgro. Открытие может пролить свет на эволюцию форм жизни, вышедших из моря на сушу, а также произвести революцию в сельском хозяйстве. В эксперименте был задействован один из видов мха. С помощью гена Bell1 исследователям удалось создать споры мха в обход половой репродуктивной системы растения. Подобный механизм может быть использован в сельскохозяйственных культурах, моделируя их определенным образом. Например, можно повышать питательные и вкусовые свойства фруктов, одновременно увеличивая резистентность к болезням. Метод позволяет производить абсолютно идентичные семена, и это открывает гигантские возможности для сельского хозяйства, повышая глобальную пищевую безопасность.

Олег Зайцев знает, что делать с иерусалимским артишоком

Вице-президент Фонда "Сколково", исполнительный директор кластера биотехнологий Кирилл Каем.

Сотрудничать с Израилем в области биотехнологий в сельском хозяйстве – почти то же самое, что пытаться продавать эскимо в Арктике. Но, как считает вице-президент «Сколково» Кирилл Каем, который по итогам переговоров с израильтянами возглавил российскую часть совместной рабочей группы, именно в этой сфере у сколковских компаний есть неплохие шансы.

«То, что участники «Сколково» делают в биомедицине с точки зрения биоинформатики, будет интересно и в области сельского хозяйства, - говорит исполнительный директор кластера биотехнологий Фонда. - Второе, что может быть интересно израильтянам, - это вещи, связанные с переработкой. У нас в стране есть хорошие ученые, которые правильно работают с ферментами, микроорганизмами, и это может достаточно легко продаваться во всем мире. Аквакультура и выведение климатоспецифических видов - это тоже потенциальная тема взаимодействия: недаром ей заинтересовался министр. Она интересна тем, что там все строится на генетическом уровне, когда вид непосредственно приспосабливают к тому или иному климатическому поясу».

Что может дать «Сколково» сотрудничество с Израилем?

По мнению Кирилла Каема, взаимодействие с израильтянами, прежде всего, ценно тем, что в Израиле очень сильная наука, в том числе, и в области сельского хозяйства: «Страна с очень ограниченной территорией, почти что в пустыне, с ограниченными человеческими ресурсами является достаточно крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, - указывает он. - Второе. Израиль является кузницей или колыбелью достаточно большого числа высокотехнологических стартапов – не только в ИТ, но и в биологии в целом. Часть интересных разработок, которые мы найдем в России, сможет получить какое-то финансирование из Израиля.

При этом венчурные компании, когда дают деньги разработчикам, работают с прицелом на один из самых интересных рынков, США. Это означает, что, работая с израильскими венчурными инвесторами, мы сможем в дальнейшем приоткрыть дверь на очень крупный и интересный рынок», - полагает вице-президент «Сколково».

«Сколково» - одна из самых интересных вещей из тех, с которыми мы познакомились в России»


Одна из разработок, которую представил на встрече с израильской делегацией глава сколковской компании East Agro Don Олег Зайцев, привлекла внимание министра Ури Ариэля. Речь идет о переработке  иерусалимского артишока, из которого российский стартап научился вырабатывать вещество инулин.

Роман Куликов: "Проект East Agro Don имеет для Фонда стратегическое значение"

Тема проекта, по понятным соображениям, вызвала заметное оживление в рядах делегации. Оказалось, что израильтяне не все знали об артишоке, носящем имя их столицы, более известном как топинамбур.

Руководитель направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве» кластера биомедицинских технологий «Сколково» Роман Куликов объяснил Sk.ru, в чем состоит инновационность проекта.

«Развитие такого бизнеса и производство инулина - это знаковое событие для страны, - считает Куликов.  – Инулин – стратегический продукт, полисахарид, важный для работы кишечника. Входит в состав большинства БАДов, молочно-кислых продуктов и крайне необходим в России, потому что у нас в стране очень низкое потребление пищевых волокон. До настоящего момента инулин в России никто не производил. Мы его полностью импортируем, хотя возможности для его производства в стране – огромные. Но это высокотехнологичное производство, и с точки зрения бизнеса – достаточно длинные деньги.

Нужно выращивать топинамбур, перерабатывать его в несколько стадий: механическая переработка, ферментация, потом кристаллизация. У московской компании East Agro Don проработаны все большие звенья этого бизнеса, у них есть выделенная площадка  - они участвуют в специальной экономической программе Липецкой области. Топинамбур – не самая распространенная в России культура, поэтому им пришлось поискать людей, которые в этом разбираются, за три года отработать технологию. Сейчас они с несколькими российскими институтами отрабатывают технологию производства инулина: кто-то им готовит микробов, кто-то биохимию. У них есть большой китайский партнер и еще софинансирование от Биофонда  РВК. Там большие деньги заявлены в качестве инвестиций, это дорогая игрушка. Для нас это стратегический проект. Надеюсь, у этого инулина есть и экспортный потенциал», - говорит руководитель сельскохозяйственного направления «Сколково».

Спор как двигатель технологий

По окончании  встречи в Фонде Ури Алиэль дал короткое интервью Sk.ru.

Глава торгово-экономической миссии Израиля в России Марк Канер и министр сельского хозяйства Израиля Ури Ариэль

-Авторы известной книги Startup Nation. The Story of Israel´s Economic Miracle называют Израиль «фабрикой идей». Каковы три базовые идеи, на которых основано израильское сельское хозяйство?

-Первым источником таких идей является Тора, которая была дана нам несколько тысячелетий назад. В Торе, например, описан севооборот, когда земля трудится шесть лет, а на седьмой год ей дают отдохнуть.

Второй элемент можно назвать культурно-образовательным. В течение двух тысячелетий у евреев не было своей страны, еврейский народ находился под постоянным гнетом, и семьи вкладывали все, что могли, в образование своих детей.

Ну, и третье – это то, как мы учимся. Обучение у нас происходит в формате постоянной дискуссии, спора, когда изначально ставят под сомнение какие-то постулаты. Подобные споры очень продуктивны, и они способствуют появлению новых идей.

-Развитие израильского сельского хозяйства изначально связано с киббуцами. Но складывается впечатление, что сегодня киббуцы уже не играют той ключевой роли, что несколько десятилетий назад. Так ли это?

-Вы совершенно правы. Раньше киббуцы были символом прогресса израильского сельского хозяйства, они были необычайно важны. Сегодня, хотя они еще играют существенную роль, но она заметно уменьшилась. Однако киббуцы все еще дают 40-50% сельскохозяйственного производства страны.

-Рынок Кармель в Тель-Авиве поражает тем, что на нем практически нет импортных фруктов и овощей. Все, что на нем продается, - местного, сезонного производства.

-Действительно, в Израиле выращивают практически все за вычетом нескольких экзотических фруктов, вроде ананаса. И большинство потребляемых нами овощей и фруктов производится в достаточном количестве и по приемлемым ценам. Мы рады часть нашего урожая экспортировать в Россию.

-Говорят, израильская делегация в ходе своего пребывания в Москве вела переговоры о возможности импорта яиц из России?

-Мы на самом деле интересуемся данной продукцией. Конечно, надо, чтобы наша ветеринарная служба оценила качество производимых в России яиц. В ближайшее время представители ветеринарной службы должны приехать сюда и убедиться в том, что российская продукция отвечает всем нашим стандартам. Если это подтвердится, то да, мы видим потенциал для импорта многих миллионов яиц из России.