Грантовая и экспертная служба Фонда «Сколково» поделилась с Sk.ru первыми результатами программы микрогрантового финансирования. По данным службы, за первые полгода программой воспользовались 177 резидентов «Сколково», которые подали в общей сложности 522 заявки на микрогранты. Из них одобрено 107 заявок на общую сумму около 23 млн рублей, произведена оплата по 62 заявкам на сумму более 18 млн рублей.

Программа микрогрантового финансирования стартапов-участников «Сколково» стартовала в августе 2015 года. Она позволяет в короткие сроки получить необходимые средства (до 1,5 млн рублей единоразово) на определенные цели по четырем направлениям: «Защита интеллектуальной собственности», «Прототипирование», «Проведение испытаний», «Участие в выставках и конференциях». Участник «Сколково» может обращаться за микрогрантовым финансированием любое количество раз, при этом в рамках одной заявки нельзя получить более 1,5 млн рублей, а общая сумма микрогрантов на участника в год по всем программам не должна превышать 4 млн рублей.

Кирилл Булатов. Фото: Sk.ru

Программа микрогрантового финансирования «Сколково» уникальна в своем роде: она разрабатывалась внутри грантовой и экспертной службы Фонда «Сколково» непосредственно под «живые» задачи участников всех пяти кластеров, рассказал  Sk.ru руководитель программы, вице-президент Фонда по грантам и экспертизе Кирилл Булатов: «За время, прошедшее с момента запуска программы, мы убедились, что этот инструмент очень востребован. Мы запускали программу, потому что видели, что нашим проектам зачастую нужна минимальная поддержка, чтобы они могли сделать рывок вперед. Сегодня в Сколково более полутора тысяч участников. И очень сложно подходить к каждому индивидуально по отдельному запросу. Поэтому мы создали универсальный инструмент, позволяющий быстро выделить необходимые для продвижения проекта средства».

Средний срок принятия решения по микрогранту в настоящее время составляет 13 дней, вообще же на рассмотрение заявки отводится 20 дней — в течение этого срока заявитель точно получает ответ о предоставлении микрогранта. «Таких сроков на принятие решения о финансировании нет ни в одном институте развития в России. Даже когда я рассказываю о нашем опыте коллегам за границей, они удивляются, потому что таких сроков ни у кого нет. При этом мы даем хороший шанс для компаний продвинуться на рынок», — подчеркивает Кирилл Булатов. 

В мире есть похожие программы госфинансирования стартапов — во Франции, Швейцарии, Сингапуре, говорит Кирилл Булатов: «Но у нас своя специфика, и программа разработана после общения с экспертами и анализа нашего опыта работы с молодыми компаниями. В рамках программы микрогрантового финансирования нельзя «поднять» деньги на весь проект, зато можно сделать шаг, который поможет приблизиться к созданию готового продукта, его вывода на рынок, и его защиты с точки зрения интеллектуальной собственности».

Запросы и требования

Стенд участника C3D Labs. Фото: C3D Labs

Востребованность той или иной программы во многом определяется родом деятельности компании-участника, объясняют авторы программы. Так, для кластера биомедицинских технологий самыми востребованными оказались программы «Защита интеллектуальной собственности» (38% от общего количества поступивших заявок) и «Проведение испытаний» (60% от общего количества поступивших заявок). Резиденты кластера космических технологий и телекоммуникаций чаще всего запрашивают микрогранты на прототипирование — 51,4 % от общего количества поданных заявок по программе связано именно с этим. Наибольшую популярность у проектов кластера энергоэффективных технологий получила программа «Защита интеллектуальной собственности» — 21% от общего количества поступивших заявок. У компаний кластера информационных технологий и кластера ядерных технологий наибольшей популярностью пользовалась программа «Участие в выставках и конференциях» — 41 % и 16,6 % соответственно. 

«Мы начали с четырех программ и специально сделали их очень узкими. Например, в разделе «прототипирование» пока всего три направления: корпусирование, промышленный дизайн и, собственно, создание прототипа. Мы хотели накопить достаточно статистики, чтобы понять, что могут сделать в рамках такой программы наши стартапы, чтобы не усложнять им жизнь заполнением лишних документов, чтобы они смогли быстро продвигаться вперед. Для этого мы создали абсолютно прозрачный и формальный протокол получения денег, — рассказал Кирилл Булатов. — Первые полгода ушли на «оттачивание» программы, сейчас же грантовая и экспертная служба готовится расширить список поднаправлений для микрогрантового финансирования».

В рамках программы затраты стартапов по четырем перечисленным направлениям либо авансируются Фондом «Сколково», либо компенсируются постфактум. В первое время многие стартапы запрашивали суммы большие, чем нужно на выполнение одного из этапов развития — стремились получить максимум возможного. Однако жесткие ограничения программы не дают получить большую сумму, чем реально необходимо, например, на одну поездку на выставку или на создание одного прототипа.

Прототип аппарата Анизопринт. Фото: Анизопринт.

«Прелесть программы — в ее простоте, хотя с другой стороны она ставит очень строгие рамки. Необходимо четко соблюсти все формальные требования — то есть, правильно заполнить документы, вплоть до запятых. Если в заполненной заявке есть хотя бы одна ошибка — мы вынуждены принимать решение об отказе. Часто бывает так: человек заполняет электронную форму, видит какой-то вопрос или уточнение, и просто убирает их. Но наше формальное требование — невозможность изменения анкеты. С одной стороны, вроде, лишняя бюрократия. С другой — нам просто необходимо убедиться, что стартап делает то, что разрешено финансировать микрогрантами. Как раз за счет этих формальных требований мы смогли сделать очень быструю процедуру, и ее необходимо соблюдать. И только если заявка соответствует всем требованиям, участник получает деньги», — поделился Кирилл Булатов.

Неправильно заполненная заявка — самая частая причина отказа в микрогранте. Поначалу процент отказов по заявкам был очень высоким — лишь около 10% заявок получали одобрение с первого раза. По итогам первого полугодия показатель вырос до 30% — компании научились прислушиваться к замечаниям и учитывать их при подаче заявок на следующие цели, говорит Кирилл Булатов: «Эта же статистика показывает, что более 65% компаний, подавших заявку во второй раз, получают одобрение. И это означает, что 65% стартапов слышат наши замечания и не повторяют ошибок. Есть, конечно, и те, кто подается и в третий раз. С третьего раза справляются практически 100% заявителей. Хотя остается некая доля заявок, которые мы не можем профинансировать и отклоняем, потому что они в принципе не попадают в четыре направления микрогрантов».

Первые результаты 

На старте программы по микрогрантам Кирилл Булатов заявлял, что главными ее преимуществами станут быстрые и очевидные результаты. Первые полгода действия программы это подтверждают. 

Так, в рамках программы «Защита интеллектуальной собственности», целью которой является поддержка делопроизводства при реализации зарубежных патентов за время действия одобрена компенсация/авансирование 86 услуг по переводу заявок на национальную фазу в более чем 14 странах мира. Одобрено 36 заявок на общую сумму свыше 7.6 млн рублей. 25% заявок переведены на национальную фазу США также микрогранты помогают резидентам защитить интеллектуальную собственность на рынках Японии, Канады, Ирландии, Кореи и в других странах. Так, одна из компаний, «Фарминтерпрайсез», с помощью программы микрогрантов осуществила и компенсировала затраты по 15 услугам перевода заявок на национальную фазу. Частично возместить расходы на защиту IP благодаря микрогрантам смогла и компания «НГТ-Синтез»

Прототип медицинского аппарата "Аэлита". Фото: "Аэлита"

По программе «Прототипирование» одобрено 10 заявок на общую сумму более 3,1 млн рублей. За счет микрогрантов уже произведено 13 прототипов, в том числе два проекта по созданию промышленного дизайна продуктов. Самой популярной услугой в рамках этой программы является создание прототипа на основе конструкторской документации (более 60% заявок). «Тот десяток прототипов, сделанных на микрогранты — это реальные работающие девайсы, которые можно показать инвестору, принести на презентацию, подключить к автомобилю или еще как-то продемонстрировать работоспособность, — говорит Кирилл Булатов. — Так, например, благодаря нашему микрогранту создан прототип лазерной системы зажигания ракетного двигателя, который уже тестируется в реальных условиях».

По программе «Испытания» одобрено 12 заявок на сумму более 6,2 млн рублей. За счет микрогрантов проведено более 90 различных испытаний. Самыми популярными являются испытания, проводимые для изучения определенных характеристик, свойств испытуемого объекта (более 65%). «В результате испытаний одной компании удалось подтвердить перспективность лекарственного кандидата для препарата по лечению нейропатической боли. Другой фарм-стартап смог показать предварительную эффективность/токсичность исследуемых препаратов», — рассказал Кирилл Булатов.

Наконец, самое популярное направление заявок на микрогранты — «Участие в выставках и конференциях». За полгода было одобрено 49 заявок на общую сумму почти 10,6 млн рублей. В результате: стартапами проведено более 150 переговоров с потенциальными клиентами; выбраны иностранные представители для 4-х компаний; подписан ряд соглашений о намерениях; сделано 9 докладов о проектах участников. Самой популярной статьей расходов по этому направлению являются расходы на стенд.

Бизнес-поездки в рамках программы микрогрантов жестко регламентированы. «Нельзя улететь за неделю до начала конференции и вернуться через неделю после — бизнес-туризм мы не финансируем, это не соответствует нашим целям и задачам. На конференцию можно прибыть не ранее, чем за день до ее начала и вылететь на следующий же день после ее окончания, — подчеркнул Кирилл Булатов. — Очень часто компании жалуются, что они договариваются на конференции о дополнительных встречах с инвесторами, но у них не остается времени на проведение встреч. Мы пока обсуждаем возможность изменений требований, чтобы увеличить срок пребывания на еще один день после конференций». 

"ЭлигоВижн" на выставке в Азии. Фото: "ЭлигоВижн"

Участие в международных мероприятиях — важный аспект развития компаний. Так, например, компания Promobot использовала микрогрант для поездки на выставку Irex 2015, нашла там заказчика и партнера из Китая, с которым добилась долгосрочных договоренностей о сотрудничестве. Другая компания — «ЭлигоВижн» — получила приглашение для начала переговоров в области продвижения продукта компании в китайские образовательные учреждения от представителей инвестиционных компаний, инновационных центров и университетов.

«Таких примеров с каждым днем становится все больше. А наша цель — создание экосистемы, в которой стартапы смогут производить новые продукты, создавать новые команды, привлекать деньги под новые проекты, наконец, смогут создать «национальных чемпионов». И наша роль — оказывать им поддержку в этом, — заявил Кирилл Булатов. — Финансирование в виде микрогрантов помогает стартапам пройти «долину смерти», и чем больше компаний пройдут ее, тем лучше — не только для Фонда «Сколково», но и в целом для российской экономики».