Когда проектировщики из группы компаний «Мортон» размышляли, как будущим жителям строящегося в Подмосковье микрорайона «Ильинское-Усово» добраться до станции, одним из рассматриваемых вариантов была сеть пунктов проката электросамокатов. Изначально идею отвергли – ездить на самокатах по внутриквартальным дорожкам, значительную часть года покрытым льдом и снегом, небезопасно и некомфортно

Недавно возможное решение транспортной проблемы поступило из «Сколково». Как рассказал Sk.ru Юрий Васильев, директор по инновациям ГК «Мортон» и руководитель «Русского технического общества», один из резидентов энергоэффективного кластера Фонда предлагает технологию подогрева пешеходных и самокатных маршрутов, которая может быть внедрена в «Ильинском-Усово». Это поселение в 10 километрах от Москвы по Новорижскому шоссе представители застройщика называют первым микрорайоном столичного региона в формате умный город. В том, чтобы технологии стали по-настоящему умными, а микрорайон - удобным и безопасным для жителей, компании в числе прочих помогает Фонд «Сколково» и наработки его резидентов.

Масдар-Сити, один из претендентов на звание "самого умного города". Фото: Flickr

«Мы хотим, чтобы умные городские технологии внедрялись уже в рамках первой очереди строительства микрорайона. Это «интернет вещей» в части ЖКХ, безопасности, транспорта, новые материалы и технологии, - рассказывает Юрий Васильев. – Тематику smart city мы раскладываем на 15 направлений, не ограничиваемся отдельными решениями, например, из области телекома или безопасности, а подходим ко внедрению технологий комплексно. Нам важно, чтобы жители «Ильинского-Усово», заехав в свои дома, могли убедиться, что они на самом деле оказались в умном микрорайоне и эти слова не пустая декларация».

Общепринятого определения того, какая городская технология может считаться стопроцентно интеллектуальной, а какой город — умным, не существует; одни специалисты начинают рассуждать об экологичности, другие вспоминают IT-системы управления. Некоторые считают эталонным Масдар-Сити в эмирате Абу-Даби, который после завершения строительства (срок из-за финансового кризиса неоднократно переносился, теперь говорят о 2020-2025 годах) примет до 40 тысяч жителей. Город возводят на платформе на некотором возвышении над землей - так проще обеспечить доступ к инженерным сетям. Масдар, где запрещены автомобили, называют еще «шоурумом зеленых технологий»: город будет питаться энергией возобновляемых источников, главным образом, солнечной, а для водоснабжения использовать опресненную морскую воду, росу и дожди. Использование столь экзотических приемов призвано превратить Масдар в город с нулевым экологическим следом.

В южнокорейском Сонгдо, другом претенденте на звание «самого умного», упор делают не столько на зеленые, сколько на информационные технологии. За его интеллектуальную составляющую отвечает компания Cisco. Благодаря ее решениям обитатели первого построенного умного жилого комплекса в Сонгдо наслаждаются благами всепроникающих сетевых технологий: открывают входную дверь не ключом, а смартфоном, за несколько кликов могут по видеосвязи получить консультацию врача, связаться с чиновником для решения административного вопроса, узнать, что творится на дорогах.

Схожие технологические и урбанистические решения, как следует из рассказа Юрия Васильева, планируется реализовать в микрорайоне «Ильинское-Усово», причем сделать их финансово приемлемыми («мы делаем решения умного города более доступными, но не в ущерб качеству, а за счет массовости», поясняет руководитель «Русского технического общества»). В «Ильинском-Усово» заложен базовый набор умного города: интеллектуальная система управления городским освещением, фотоэлементы, энергосберегающие материалы и покрытия, удаленный доступ к сервисам и услугам, беспроводные технологии, компьютерное управление основными системам. Разрабатывается система связей между модулями транспортной и инженерной системы для повышения уровня информированности и оперативности городских служб.

Юрий Васильев. Фото: Sk.ru

В частности, речь идет про применение коробочных решений умного дома, позволяющих дистанционно, с помощью смартфона или планшета, управлять температурой, работой электроприборов, освещением в квартире. Беспроводная сеть счетчиков, как поквартирных, так и общедомовых, позволит управляющей компании на расстоянии получать информацию о расходе воды, тепла и электроэнергии и избавит пользователей услуг от необходимости ежемесячно передавать показания приборов учета.

Будет и непривычное пока для России решение в области носимой медицины, причем у ГК «Мортон» уже есть партнер, развивающий это направление, рассказывает г-н Васильев. «Мы хотим дать пилотную площадку, в том числе стартапам, которые предлагают перспективные разработки в области носимой медицины. На уровне красивых презентаций таких решений много. На уровне отдельных клиник такие решения есть. Чтобы они могли заинтересовать среднестатистического москвича, их стоимость нужно снижать, а для этого необходима пилотная площадка», - отмечает Васильев.

«По уму» в подмосковном микрорайоне обещают обеспечивать и безопасность (с помощью системы камер наблюдения, единой системы датчиков). Важная роль отводится решениям из области видеоаналитики. «Мы недооцениваем возможности и перспективы видеоаналитики, которая может сигнализировать об элементах хулиганского поведения, подозрительных скоплениях групп людей и прочих потенциально опасных событиях, - поясняет собеседник Sk.ru. – Примечательно, что инфраструктура позволяет расширять базовые функции за счет их дополнения новыми сервисами. Например, функционал умного дома можно дополнить электронной коммуникационной системой, позволяющей жителям сообща обсуждать вопросы, которые имеют отношение к функционированию коммунальных служб, самоорганизации и развитию района».

«Сколково» стало заметным игроком на карте российских инноваций уже давно. Мы плотно и успешно взаимодействуем с командой Николая Грачева»

Для реализации пилотного проекта на базе микрорайона «Ильинское-Усово» было организовано индустриальное партнерство «Умный город». «Мы исходили из того, что крупные компании, работающие в этом направлении, заинтересованы в получении пилотной площадки для обкатки технологий. Одна из этих компаний – «Ростелеком», с которым мы планируем реализовать несколько решений. Уровень компетенций участников партнерства в профильных областях крайне высок, но требуется координирующий орган, чтобы при комплексном внедрении технологий не возникло ни технологического, ни экономического конфликта, - поясняет суть создания партнерства директор по инновациям ГК «Мортон». - Мы выступаем как интегратор и пытаемся объединить базовые решения на одной площадке. Других таких примеров в РФ я не знаю. Важно, что «Мортон» выступает не только как интегратор, но и как инвестор в ряд городских технологий, которые мы хотим обкатать в «Ильинском-Усово», а затем тиражировать на других объектах».

Одно из таких решений, реализуемое при участии «Сколково», - надземная пассажирская транспортная система «Стрела», которую называют еще «воздушным метро». Подвешенная к путевой конструкции кабина с пассажирами, но без машиниста движется на высоте нескольких метров над землей. «Стрела» основана на немецкой технологии H-Bahn и эксплуатируется в немецких Дортмунде и Дюссельдорфе.

 

В диспетчерском пункте "Инновационной компании ГМК» в Сколково. Фото: Sk.ru

Поскольку «Стрела» станет первой надземной транспортной системой подобного типа в России, к разработчику – «Русскому техническому обществу» - предъявлялись особые требования. Так, следовало внимательно изучить 30-летний опыт эксплуатации «воздушных» веток в Германии и Японии и предложить собственные решения с учетом российского климата и нормативной базы. Для этого в Дортмунде и в Санкт-Петербурге были созданы конструкторские бюро, в Сколково и в МФТИ размещена группа разработчиков автоматики, диспетчеризации и систем безопасности, рассказывает Юрий Васильев. Вся «несущая система» «Стрелы» была разработана в московском проектном институте «Мориссот», специализирующимся на проектировании сложных мостовых конструкций. «К металлоконструкциям предъявлялись те же требования, как и к мостовым структурам – надежный свайный фундамент, соответствующий почве; большой диапазон температур, которые может выдержать система; высокая износостойкость. Опоры рассчитаны на 100 лет эксплуатации, пролеты – на 60, а в летние дни конструкция сможет выдерживать до 50 градусов тепла (нагревание для металла – большее испытание, чем охлаждение, впрочем, и зимние температуры, к которым готова конструкция, в нашей полосе – за гранью экстремальных). Благодаря ноу-хау, которым гордятся проектировщики, точность крепления балок соблюдается до миллиметра», - уверяет руководитель «Русского технического общества».

«У нас получается действительно передовая транспортная система, - подчеркивает Юрий Васильев, – это подтверждается высоким интересом со стороны зарубежных заказчиков: как частных девелоперов новых территорий, так и государственных (муниципальных) организаций. Наша задача – создать такой роботизированный вместительный и комфортабельный вид общественного транспорта, который может передвигаться над пробками и в городской черте, и в пригороде, в режиме «24/365», в любую погоду. При этом мы заинтересованы в том, чтобы минимизировать расходы на выкуп земли, перенос коммуникаций, строительство несущих конструкций (опор и балок) и станций, а также быть окупаемыми на стадии эксплуатации от продажи билетов по принятым в городе тарифам. С учетом того, что станции для пешей доступности пассажиров строятся в среднем на расстоянии  750-1500 метров, то главным фактором в данной системе, на что мы обратили особенное внимание, является не максимальная скорость, а параметры ускорения и торможения, а также скорости прохождения многочисленных поворотов и отсутствие пересечений с другими видами транспорта».

«Мы очень тщательно подошли к выбору партнеров и поставщиков, к проработке всех автоматизированных систем. Наша система на 95% - российские разработки «Русского технического общества» и партнеров и лишь на 5% - адаптированные нами решения из Германии, Швейцарии и США. Когда проект заработает и покажет себя на первом километре в «Ильинском-Усово», мы сможем тиражировать аналогичные системы по всей стране, а также за рубежом», - рассчитывает Юрий Васильев.

Как говорится на сайте «Мортона», «Стрела» пройдет по территории микрорайона, занимающего площадь 215 га, а затем вдоль Новорижского шоссе и выйдет к транспортно-пересадочному узлу в районе  22-го км Новорижского шоссе. Протяженность этого участка составит более 8 км. Здесь планируется возведение нескольких остановочных пунктов на территории микрорайона и рядом с крупными инфраструктурными объектами вдоль Новорижского шоссе. Далее, от ТПУ до станции метро «Мякинино», будет проложена ветка подмосковного скоростного трамвая.

«У нас частные деньги, и быть эффективными нас заставляет сама жизнь. Иногда нужно начинать реализовывать проект в частной логике, чтобы потом, если повезет, к нему подключилось государство»

Проектом предусмотрено, что на каждой станции «Стрелы» будет не более двух человек персонала. Стоимость проезда на «воздушном метро» должна быть сопоставима с другими вариантами транспортного сообщения с Москвой. «У нас частные деньги, и быть эффективными нас заставляет сама жизнь. Иногда нужно начинать реализовывать проект в частной логике, чтобы потом, если повезет, к нему подключилось государство. С системой «Стрела» мы эту стадию прошли. Получилось хорошее решение не только по экономике, но и по технике, способное конкурировать с предложениями крупных корпораций, которые занимаются этим десятилетиями», - уверяет Ю. Васильев.

Минувшей зимой ГК «Мортон» получила разрешение на строительство первого участка беспилотной транспортной системы в Красногорском районе. С учетом того, что в России это будет первая ветка надземной пассажирской транспортной системы, многое пришлось создавать с нуля. Речь идет не только о технологических решениях, но и юридическом обеспечении проекта.

В отсутствии законодательно-нормативной базы, регулирующей деятельность в РФ «воздушного метро», Юрий Васильев видит не только минусы. «Мы заимствовали некоторые решения, используемые в РЖД, наземном городском железнодорожном общественном транспорте, но было много законодательных пробелов, которые пришлось восполнять самостоятельно». Например, для того, чтобы транспортная система могла работать в автоматическом режиме, на станции должны быть установлены платформенные двери. Из-за сложных приводов и толстого стекла этот элемент получается очень дорогим - по подсчетам, треть бюджета строительства и оборудования станции должна уйти на ее оснащение такой конструкций. Если пойти по пути Японии, где на общественном транспорте высота платформенных дверей составляет 120 сантиметров, и сделать эти устройства из композитов, выйдет намного дешевле. Но для этого нужны изменения законодательства, рассказывает директор по инновациям ГК «Мортон»: «Мы понимаем, каким путем добиться того, чтобы в нормативной базе появился тот или иной пункт. По этому поводу у нас в федеральном Минтрансе создана рабочая группа, отработано несколько важных моментов в Росстандарте. После майских праздников мы планируем создать рабочую группу при министре транспорта Московской области».

В общении с госорганами «Мортону» помогает статус партнера Фонда «Сколково». «Принципиальную работу с министерством транспорта мы начали с совещания, которое нам помог организовать кластер энергоэффективных технологий Фонда, - вспоминает Васильев.- Без серьезной поддержки здесь не обойтись. Только сильные игроки в состоянии привлечь внимание к необходимости изменения нормативной базы. Мы готовы к тому, что при внедрении технологий умного города столкнемся со многими законодательными ограничениями».

«Принципиальную работу с Минтрансом мы начали с совещания, которое нам помог организовать кластер энергоэффективных технологий, - вспоминает Ю. Васильев.- Без серьезной поддержки здесь не обойтись»

Разработкой программно-аппаратной платформы для системы «Стрела» занимался резидент IT-кластера, «Инновационная компания ГМК». Пока оборудование установлено в одном из корпусов офисного центра «Технопарк» в иннограде Сколково и работает в эмуляционном режиме. Вскоре оно переедет в пункт назначения - в депо в Красногорском районе, где начнет использоваться в управлении движением первой линии «воздушного метро». «В том, что касается размещения в Сколково, нам очень комфортно. Лаборатория распределенная - в Сколково и технопарке Физтеха», - рассказывает Юрий Васильев.

Работы по транспортной системе «Стрела» он называет главной точкой взаимодействия ГК «Мортон» и ее инновационного партнера, «Русского технического общества», с одной стороны, и Фонда «Сколково», с другой. В планах - активизация сотрудничества с энергоэффективным кластером, связанная с новыми материалами и базальтопластиковыми технологиями. В структуру ГК «Мортон» входит завод «Гален», основной российский производитель гибких связей, фасадных дюбелей и композитной арматуры. Юрий Васильев рассказывает: «Мы анализировали бизнес крупных девелоперов в Азии и на Ближнем Востоке. На строительство и девелопмент в их доходной базе приходится не более половины. Остальное - это услуги ЖКХ, транспорт, производство материалов и оборудования. Мы тоже стремимся к диверсификации и двигаемся в этом направлении».

На круглом столе «Новые технологии в строительстве и ЖКХ» в Сколково. В центре – Ю. Васильев, слева - команда энергоэффективного кластера (П. Морозов, Ю. Хаханов, О. Перцовский).

Со временем подразделение ГК «Мортон» в Сколково, рассчитывает директор по инновациям компании, переберется в большой Технопарк, который откроется в этом году. Там должен появиться один из центров коллективного пользования в формате «Открытых мастерских», сеть которых планируется развернуть в Москве и регионах.

Флагманский ЦКП, самый большой в России, откроется летом в Технополисе «Москва». «Это будет мейкер-центр, состоящий из полутора десятков цехов, которые разместятся на площади около 3 тысяч квадратных метров. Любой желающий за вполне приемлемую абонентскую плату получит доступ к сотне станков и станциям проектирования с установленным софтом для проектирования. Там же будет небольшой магазин для покупки заготовок. В Технополисе «Москва» мы организуем и Шоу технологий для 700 зрителей – там будут организованы большие мероприятия, связанные с разнообразными технологическими решениями. Все вместе это превратится в технологический коворкинг для тех, кто что-то делает руками, по аналогии с центрами, которые действуют за границей. Это глобальная тенденция; мейкерство – основа 4-ой промышленной революции», - уверен Юрий Васильев. Он надеется, что со временем такие ЦКП в формате «Открытых мастерских» получат распространение и в российских регионах, руководство которых, по его словам, готово содействовать развитию центров, в том числе финансово.

Для ГК «Мортон» организация ЦКП, проекта хоть и окупаемого, но не самого прибыльного, является дополнительным каналом вовлечения в свою орбиту перспективных команд, предлагающих интересные решения. «Хороших идей много не бывает», - говорит директор по инновациям «Мортона», напоминая, что в конце прошлого года эта компания стала лучшей в номинации «Лидер Открытых инноваций» по итогам семимесячной работы с проектами в рамках акселератора GenerationS. «С весны по осень мы отсмотрели более полутысячи проектов из числа потенциальных участников акселератора. До финала дошли 20, с 12 из них мы работаем в постоянном контакте. Это не значит, что во все команды мы инвестируем - некоторым проектам нужны не деньги, а пилотные площадки». В качестве примера успешного взаимодействия со стартапами Юрий Васильев называет сотрудничество с молодой командой, занимающейся аэромониторингом. «Они нам помогли сэкономить за последние несколько месяцев более 20-ти млн рублей. Мы же посоветовали им, как оптимизировать сервис, подстроиться под реальные запросы клиентов, и ребята успешно работают на рынке».

Насколько бизнесом востребованы решения, предлагаемые «Сколково»? «Фонд стал заметным игроком на карте российских инноваций уже давно, - отвечает Юрий Васильев. - Мы плотно и успешно взаимодействуем с командой Николая Грачева [вице-президент Фонда, руководитель энергоэффективного кластера]. Вопрос не к «Сколково», а в целом к системе. Нет ни одного на 100% готового проекта. С каждым надо заниматься, доводить до ума».

«Сколково» со своим потоком стартапов заметно, их много, они весьма структурированные. Во многих случаях через руководство Фонда удобнее работать, - добавляет представитель ГК «Мортон». - Например, с прошедшей в марте конференции «Новые технологии в строительстве и ЖКХ» я принес более трех десятков визиток представителей стартап-команд. Кластер проделал подготовительную работу и отобрал интересные для нас команды. Это очень удобно».