Во время конференции Startup Village спортплощадка на территории Сколково превратилась в демонстрационный полигон для ховербайка - гибрида мотоцикла и квадрокоптера. Летающий мотоцикл сконструировала команда во главе с инженером и бизнесменом Александром Атамановым, успешно запустившим в рамках «Сколково» несколько стартапов

Атаманов пришел в «Сколково» с проектом промышленной установкой для мягкого бластинга - струйной очистки, оказывающей минимальное воздействие на обрабатываемый объект. «Это щадящая очистка без повреждения поверхности. В струе воздуха распыляются либо мягкие частицы, либо воздушно-аэрозольная струя с примесями, - пояснил Александр в беседе с Sk.ru. – Аналогов у этой установки нет, мы видим большой спрос со стороны промышленных предприятий, связанных с энергетикой, в том числе атомной, нефтегазовым сектором, ВПК и космической отраслью».


Летающий мотоцикл и его разработчики в Сколково. Фото: Sk.ru

За установкой для промышленной очистки (проект реализуется в энергоэффективном кластере Фонда «Сколково») последовал айтишный стартап – сервис «Онлайн Патент», позволяющий защитить интеллектуальную собственность через интернет. На специальном сайте можно получить российский патент на изобретение, полезную модель, программу, оформить товарный знак.  По уверению Атаманова, «Онлайн патент» стал основным каналом подачи заявок в Роспатент. «На сегодняшний  день это самый быстрый, прозрачный и простой способ оформления патентов, при этом доступный, - уверяет изобретатель. – Я создавал его для таких людей, как я, занимающихся изобретательством. Пользователю необходимо только заполнить специальную форму, состоящую из нескольких анкет и предоставить необходимые данные, которые затем анализируются, отправляются в Роспатент по электронному каналу. Параллельно совершаются оплата пошлин и другие нужные действия».

И вот сейчас Александр Атаманов и его коллеги решили занять нишу на стремительно развивающемся рынке беспилотных летательных аппаратов. «Эта сфера переживают бум, дроны повсюду. Очевидно, что вскоре их начнут использовать для транспортировки не только грузов, но и людей. Отрадно, что мы в авангарде этого процесса – нам первым в мире удалось поднять в воздух пилота на электрическом квадрокоптере. Прежде на такой разновидности дронов никто не летал».


Александр Атаманов. Фото: Sk.ru

Проект запускался как некоммерческий – он был нацелен на то, чтобы воодушевить людей, популяризировать науку и вызвать wow-эффект, вспоминает Александр. Довольно быстро хобби трансформировалось в компанию, выпускающую грузовые дроны, на которых можно летать и поодиночке, и вдвоем.

Первый отечественный ховербайк Scorpion 1 (на Startup Village широкой публике он был показан впервые) - это грузовой электрический квадрокоптер, на раму которого сверху садится пилот. Им во время демонстрационных полетов в Сколково выступал сам Александр Атаманов. Запаса батарей той модели, что была показана на Startup Village, хватает на 15 минут полета со скоростью 60 км/час (если лететь быстрее, пилота может сдуть, пояснил Атаманов). Разработчики предлагают также дроны с силовой установкой на углеводородном топливе, бензине или дизеле. Одного бака хватит на час полета с той же скоростью – 60 км/ч. Грузоподъемность демонстрационного ховербайка - до 100 килограммов, есть модели, которые поднимают более 300 килограммов.


Видео предоставлено А. Атамановым.

Какие ощущения испытает пилот? Необычные, отвечает Атаманов, управлявший и самолетом, и вертолетом. «Их сложно с чем-то сравнить. Кажется, что перестаешь ощущать гравитацию. Поначалу было немного непривычно и страшно. С учетом того, что это новый вид транспорта и мы делаем только первые шаги, большое внимание уделено безопасности». Так, пока пилоты ховербайка, одетые в мотоциклетную защиту, не поднимаются выше двух метров – при падении большей высоты такая экипировка может не спасти. «Один из моих следующих проектов, вероятно, будет связан с разработкой правильной защиты для пилотов ховербайка», - не исключает собеседник Sk.ru

Несмотря на то, что технология требует серьезной доработки, недостатка в желающих купить ховербайк нет. На сайте производителя предлагается оформить предзаказ транспортного средства за 34 тысячи долларов США. У компании уже есть первые заказчики, сообщил Александр Атаманов.