Ирина Дежина, возглавляющая группу по научной и промышленной политике Сколтеха, стала кавалером самой престижной научной награды Франции - Ордена Академических Пальм. Несколько архаичное название ордена неслучайно: его основал Наполеон без малого двести лет назад.

У ордена три степени, первая из которых кавалер (Chevalier). Перейти на следующую ступень, «офицер» может только шевалье. А чтобы удостоиться высшей степени ордена, командор, надо, соответственно, быть обладателем титула офицер. Все три степени свидетельствуют о возведении их обладателя в рыцарское достоинство. Орден выдают за заслуги в области образования и науки.

Ирина Дежина, кавалер Ордена Академических Пальм. Фото: Sk.ru

Указ о присвоении награды подписывает премьер-министр. На этой неделе орден был вручен Ирине Дежиной в резиденциисла Франции.

Доктор экономических наук Ирина Дежина оказалась в неплохой международной компании. Кавалером ордена Академических пальм (по аналогии с Орденом Почетного легиона его принято называть «Лиловым легионом» – по цвету орденской ленты) являются писатель Людмила Улицкая и академик Евгений Чазов. Среди командоров ордена - Альбер II Монакский и президент Российской академии образования, бывшая ректор СПбГУ Людмила Вербицкая.

Ирина Дежина была фулбрайтовским стипендиатом в рамках программы «Наука, Технологии и Общество» Массачусетского технологического института (MIT), научным сотрудником института им. Кеннана Центра международных исследований им. Вудро Вильсона в Вашингтоне, работала аналитиком по научной политике в международном Стэндфордском исследовательском институте (SRI International). Автор 10 монографий и более 200 статей.

Научные интересы г-жи Дежиной находятся в сфере научной и инновационной политики, науковедения (сама она называет свою область «наукой без формул»), что делает ее необычным кавалером Ордена Академических Пальм. Беглый анализ списка других кавалеров, офицеров и командоров показывает, что большинство из них в своей работе так или иначе связаны с Францией.

В случае с Ириной Дежиной посольство Франции обратило внимание на ее обзоры науки и инноваций в России. Более двух десятилетий эти обзоры на русском и английском являются своего рода научным путеводителем по отечественной науке. «Я делаю эти обзоры каждый год, начиная с 1995 года, - рассказала г-жа Дежина в интервью Sk.ru . - Оказалось, что такой информационно-аналитический материал очень востребован у иностранцев. Разные люди говорили мне, что когда они читают мои обзоры, им становится понятна логика событий. Мне это приятно, из-за этого я и продолжаю эту работу».

50 лет научно-технического сотрудничества

Присуждение награды ученому из Сколтеха совпало с празднованием 50-летия научно-технологического сотрудничества между Россией и Францией. Сами научные связи между двумя странами, естественно, гораздо старше, но первое формальное соглашение о научном и технологическом сотрудничестве между Россией и Францией было подписано в 1966 году во время визита президента Де Голля в СССР. Тогда генерал побывал, помимо Москвы, в Новосибирском Академгородке.

Юбилей, как можно понять, натолкнул французов на идею нового проекта, участие в котором согласилась принять Ирина Дежина. По ее словам, посольство Франции – одно из немногих, сохранивших полноценный отдел науки, оно активно контактирует с российскими учеными. С приездом в Москву советника по науке и технологиям Алексиса Мишеля эти контакты активизировались.

Ирина Дежина на церемонии вручения награды в посольстве Франции. Фото: Анна Тихомирова / Посольство Франции в России

Как можно понять, мсье Мишель, в частности, прочитал работу «Межсекторальная мобильность научных кадров» под редакцией Ирины Дежиной. В ней, в частности, рассматривается роль диаспор в научном сотрудничестве между странами. Французы переформулировали задачу: они предложили провести исследование о ходе российско-французского научного диалога без особого упора на русскую диаспору во Франции. Часть этой работы предложили реализовать Ирине Дежиной, другая часть проекта – за Высшей школой экономики.

«Российско-французское сотрудничество в науке развивается неравномерно, что-то идет лучше, что-то затухает, и на это есть причины, - говорит Ирина Дежина. - Французы хотят разобраться, что стоит за тем и другим явлением. При этом они настаивают на том, чтобы было мнение российской и французской сторон. Подразумевается, что я проведу серию интервью по своему собственному списку вопросов - здесь и во Франции. Они помогают с кандидатами во Франции и отчасти в России. Начинаю я в какой-то мере с очевидного подхода: я знаю, кто из профессоров Сколтеха сотрудничает с Францией, и договорилась с ними поговорить. Заодно апробирую свои вопросы и получу от них дружественную критику. Пока я составила первые десять из наиболее очевидных вопросов. Но обычно у меня идет так, что в ходе разговора возникает что-то любопытное. И дальше эту тему можно развивать с другими людьми. Я хотела бы, чтобы участники опроса были из самых разных областей».

По оценке собеседницы Sk.ru, работа может занять около года. Вторую часть исследования проводят коллеги из Высшей школы экономики, там составляют картину российско-французского научного сотрудничества через библиометрические индикаторы. «Может быть, эти две части взаимно дополнят друг друга, а может быть, и взаимно исключат», - предполагает Ирина Дежина. Пока она находится в самом начале работы.

Возвращаясь к присвоению ей французского ордена, г-жа Дежина признается, что достаточно давно знала о номинации на награду. Больше года назад французское посольство попросило прислать CV, пояснив, что дипломаты хотят включить ее в список кандидатов: «С этого момента я знала, что номинирована. Я отправила свою биографию и забыла об этом. Откровенно говоря, я тогда даже не поняла, о какой награде идет речь. Потом подумала: вряд ли что-нибудь получится. Но мне было приятно, потому что я это не искала, никого ни о чем не просила, и никто из влиятельных лиц за меня об этом не просил. Для меня самое важное то, что мои тексты кому-то нужны, и мои работы читают».