Иван Косенков из космического кластера Фонда «Сколково» побывал на Конгрессе астронавтической федерации, ознаменовавшемся громкими заявлениями основателя SpaceX, и поделился своими наблюдениями с Sk.ru

Рок-звезда

Ежегодный Международный астронавтический конгресс (IAC) в Гвадалахаре оказался несколько необычным. Как правило, это мероприятие остаётся «широко известным в узких кругах» профессионалов от космонавтики, однако в этот раз 27 сенября к Гвадалахаре оказались прикованы взгляды намного более широкого круга зрителей. Всё благодаря выступлению Илона Маска - генерального директора и конструктора SpaceX. Заранее было заявлено, что тематикой презентации будет освоение Марса. Интерес умело подогревался намёками и полунамёками в интервью СМИ.

Итог – толпа перед входом в большой конференц-зал, очередь, как на рок-концерт, сотни фанатов, отдельный VIP-сектор для глав космических агентств и директоров предприятий космической промышленности, мощный аудиовизуальный ряд презентации, включающий в себя объёмную проекцию вращающегося Марса посередине, постепенно изменяющегося под влиянием терраформинга. Космонавтика ещё никогда не была шоу до такой степени. Завсегдатаи ежегодной конференции, выражая скептицизм разной степени в отношении планов SpaceX, в один голос говорили, что такого не видели никогда.

Илон Маск на презентации корабля Dragon V2. Фото: Flickr

Основная составляющая интереса широкой публики к концепции от Space – амбициозность идей, заложенных в нее, и надежда на их реализацию. Речь идёт о полномасштабной колонизации Марса путём создания колонии из миллиона поселенцев уже в этом веке. Скупой на эмоции, отстранённый, погружённый в технические детали презентации, иногда запинающийся человек на сцене не был похож на звезду, но толпа из нескольких тысяч человек ловила каждое его слово.

Причина тому – представленное общее видение того, что предполагается осуществить, в минимальной степени зависящее от бюджетных циклов, смены космических политик, реорганизации космических агентств – того, почему изначальные планы марсианских экспедиций, назначаемые на 80-е года прошлого столетия, так и не были осуществлены и непонятно когда будут осуществлены.

Планы конкурентов

Пример - дорогостоящая программа NASA, нацеленная на марсианскую экспедицию в 2030-х. Она   включает создание корабля Orion, в прошлой итерации американской космической политики предназначенного для экспедиции на Луну, ракеты SLS - сверхдорогой, несмотря на широкое использование технологий и систем, разработанных для программы Space Shuttle. Она сих пор страдает от неопределённости. Так, общественность и Конгресс США критикуют низкую степень готовности к осуществлению промежуточного этапа так называемого «гибкого пути» - asteroid redirect mission, т.е. высадки на астероид, которая должна произойти по плану в середине 20-х годов. Что уж говорить о планируемом на 2030-е полёте к Марсу. Объёмы требуемого финансирования по программам, связанным с исследовательскими миссиями, всё растут, и уже сейчас очевидно, что программа NASA столкнётся с превышением, возможно многократным, первоначально требуемых средств. Пример другой дорогостоящей программы – создание космического телескопа следующего поколения James Webb, в итоге превысившее изначально заявленную стоимость в несколько раз - позволяет утверждать это с высокой точностью.

«Космонавтика ещё никогда не была шоу до такой степени. Завсегдатаи ежегодной конференции, выражая скептицизм разной степени в отношении планов SpaceX, в один голос говорили, что такого не видели никогда»

Что говорить об исследовательских планах других стран? Интересная, хоть и не такая крупномасштабная,как создание марсианской колонии, программа «Лунной деревни», провозглашённая Европейским космическим агентством на прошлогоднем астронавтическом конгрессе в Иерусалиме, находится на первоначальных стадиях проработки и потребует огромного объёма средств. Вовлечение же других стран в «Лунную деревню» находится под большим вопросом. Китайская космическая программа идёт своим срединным путём, который до конца 20-х годов предлагает лишь повторение пройденного другими космическими державами – создание постоянной модульной орбитальной станции, возможно, высадка на Луну. Российская космическая программа же на ближайшее десятилетие сосредоточена на реализации программ прикладного назначения, относя все перспективные проекты на период после МКС и на следующий программный цикл с 2025 по 2035 годы.

Конечно, для российского слушателя очень интересной показалась объявленная в Гвадалахаре новость о приобретении S7 Group «Морского старта» - проблемного проекта морских запусков. В словаах Филёва, нового владельца плавучего космодрома, о том, что «наш подход к ведению бизнеса кардинально отличается от многих компаний: мы не будем продавать обещания, мы будем продавать запуски только на готовых ракетах-носителях», многим экспертам почудился как раз намёк на марсианские планы Маска. Но пока проект «Морского старта» также вызывает много вопросов, касающихся, в первую очередь используемой ракеты-носителя: ранее для запусков использовался «Зенит», производимый в российско-украинской кооперации. Что будет использоваться сейчас «Морским стартом», ранее прошедшим через процедуру технического банкротства – полной ясности нет. В любом случае, амбиции S7 пока распространяются только на рынок запусков, без заявки на покорение других миров..

Новые подходы - новая надежда

В любом случае, сама идеология государственных космических программ остаётся прежней:  исследования космоса -  это удел государства, это долго, это дорого, это удел немногих. Есть от чего впасть в уныние. В этой ситуации частные игроки, появившиеся в начале XXI века, продают нам совершенно другое видение освоения космоса, близкое к тому, что мы видели в фантастическом кино – доступное почти каждому, относительно быстрое, с определёнными целями, способными вдохновить новое поколение учёных и инженеров. «Сделать человечество мультипланетным видом», как говорит Маск, или «Миллионы людей, живущих и работающих в космосе», заявленные другим участником частной космической гонки, президентом Amazon Джеффри Безосом, способны повлечь за собой.  Неопределённые планы космических агентств - к сожалению, нет. Планы традиционных игроков, вроде Lockheed Martin и Airbus - прагматичные, нацеленные на максимизацию собственной прибыли  - тоже вдохновят немногих. При этом глава Boeing заявил, что первый человек, который ступит на поверхность Марса, прилетит туда на ракете от Boeing. Маск, таким образом, инициирует соревновательный дух, утерянный после первых высадок американцев на Луну и завершения советской лунной программы. Такая «Космическая гонка 2.0» бесспорно пойдёт на благо космонавтике.

Иван Косенков. Фото: Sk.ru 

Именно поэтому можно простить продемонстрированной в Гвадалахаре презентации SpaceX некоторую поверхностность. Изначально её целью было показать обще видение направления работы, визуализация желаемого. При этом стоит отметить, что изложенный план не содержит в себе ничего нового и неизвестного. Детализация плана, по крайней мере, та часть, которая была показана публике, примерно соответствует уровню дипломной работы студента технического вуза.

Если бы такой план исходил от кого угодно, кроме главы SpaceX, он не был бы воспринят всерьёз. Тут есть к чему прицепиться. Как обеспечить надёжную работу 42 двигателей Raptor на первой ступени? Достаточно ли 700 кВт энергии межпланетному кораблю, получаемых от солнечных батарей? Зачем показывать эти солнечные батареи на рендерах, где корабль находится на орбите Сатурна? Почему астронавты запускаются первым запуском, а дозаправка для межпланетного полёта идёт со вторым? Общая непроработанность архитектуры межпланетного корабля, отсутствие информации о скафандрах и архитектуре марсианской базы и ещё тысяча вопросов, задаваемых профессионалами и любителями.

«Детализация плана Маска, по крайней мере, та часть, которая была показана публике, примерно соответствует уровню дипломной работы студента технического вуза»

Тем не менее, серьёзность планов Маска подтверждается и первыми огневыми испытаниями нового кислород-метанового двигателя Raptor, и первым изготовленным гигантским композитным баком для марсианской ракеты. В то же время, ни одна из предполагаемых к использованию в марсианской миссии технологий не является новой. Представленная архитектура миссии представляет собой масштабированную компиляцию уже созданных и протестированных технологий, за исключением одной – полной многоразовости изделий. Именно на неё делается ставка для обеспечения целевой стоимости полёта на Марс - $140 тыс. Также ключевыми компонентами обеспечения архитектуры миссии при заявленной цене перелёта являются дозаправка на орбите и использование марсианских ресурсов для доставки кораблей обратно на Землю.

Нужно сказать, что именно снижение цены и, как следствие, повышение доступности космических полётов является ключевой чертой подхода SpaceX. Именно этой цели служит высокая скорость итераций при разработке космической техники компанией и повышенное стремление к внедрению инноваций, в то время как большинство разработчиков космического железа исходят из парадигмы «не чинить то, что ещё не сломалось». Низкая цена продукции SpaceX, позволяющая им конкурировать даже с российской продукцией, является ключевым компонентом успеха компании, даже если по техническим характеристикам двигатели Merlin, используемые на ракетах Falcon, по словам отечественных двигателистов, находятся на уровне 60-х годов.

Финансирование мечты

Для представленного видения стоимость также критична – по словам Маска, снижение затрат на 5 млн процентов для доставки грузов на Марс критично для заявленного плана основать на этой планете колонию численностью 1 млн человек через 40 – 100 лет. Но даже при достижении желаемой ценовой эффективности, всё равно возникает вопрос - на какие деньги будет проводиться разработка будущих ракет и межпланетных кораблей. И здесь, судя по презентации, ясности нет.

Цитируя известную формулу успеха из South Park (-Steal Underpants, -???, -Profit!), предприниматель говорит о получении финансирования через основную деятельность компании – запуск коммерческих спутников в космос и отправку грузов на МКС, добавляя к источникам финансирования Kickstarter. Насколько при этом реально создать марсианский транспорт, затрачивая на проект около 10% ресурсов компании, остаётся под большим вопросом.Предполагается, что к такой задаче подключится широкий круг энтузиастов и предпринимателей, способных сделать выполнение этой задачи более реальным и готовых вкладывать деньги и усилия в данную инициативу. Тем не менее, проект Mars One, также рассчитывавший на привлечение широкого круга единомышленников, за прошедшие годы так и не сумел создать технологического задела для марсианской миссии.

Что любопытно, в качестве источника финансирования программы не был упомянут проект по созданию обширной группировки на низкой орбите для обеспечения глобального высокоскоростного доступа в Интернет, в определённый момент разошедшийся с похожим начинанием OneWeb. Предполагалось, что SpaceX создаст в Сиэтле подразделение компании для строительства малых спутников,  и именно с этим связывалось вложение в SpaceX $1 млрд со стороны Google в 2015 году. Тем не менее, связная группировка нигде в презентации не упоминается, хотя как раз она имела бы большой потенциал обеспечения SpaceX ресурсами, необходимыми для осуществления марсианской миссии.

Впереди у проекта долгая и сложная дорога. Вряд ли мы можем ожидать, что Маск уложится в заявленные сроки, учитывая то, что намного более простой и понятный проект Falcon Heavy уже задержался на 4 года. Добавим к этому возможные задержки, связанные с авариями, которые неизбежно происходят в процессе разработки новых космических средств. Кстати, презентация никоим образом не касалась расследования аварии, произошедшей 1 сентября на мысе Канаверал, когда в ходе наземных операций была уничтожена ракета Falcon 9 вместе с коммерческой полезной нагрузкой. Также не были упомянуты связанные с этим происшествием сдвиги сроков первого повторного запуска первой ступени в составе ракеты, несущей коммерческую полезную нагрузку спутникового телекоммуникационного оператора SES, а также сдвиги по первому запуску Falcon Heavy и пилотируемой версии корабля Dragon. Впрочем, это можно считать придиркой – выступление всё же касалось именно марсианских миссий. В связи с этим обращает на себя внимание подтверждение плана запустить в 2018 году к Марсу беспилотный космический корабль Dragon для отработки технологий посадки тяжёлых грузов в атмосфере планеты и в дальнейшем каждые два года – при возникновении пускового окна -  запускать полезные нагрузки к Марсу.

«Презентация в Гвадалахаре представляла новую парадигму освоения космоса, где может найтись место для многих, а не только для агентств»

Многим в постановке Маском далеко идущих целей, ещё до достижения ранее заявленных,   чудится некое мошенничество. Однако согласиться с ними сложно – фактические результаты деятельности компании впечатляют. Темпы создания новой техники напоминают о первых годах космической гонки, компания динамично вышла на рынок коммерческих запусков и оказания услуг государству. Критики, пеняющие Маску на получение технологий от NASA, забывают, что сама политика NASA предполагает бесплатное распространение технологий, разработанных на деньги налогоплательщиков, что является нормальной практикой для государственного агентства.

Государственное же финансирование, полученное по программам COTS (коммерческие орбитальные транспортные услуги) и CCP (коммерческая пилотируемая программа), является результатом государственной политики США, направленной на стимулирование частного космического сектора. По сути, это новая модель контрактов – вместо модели cost+, которая работала во времена программы «Аполлон», когда государство полностью финансировало создание космической техники, работает модель, по которой коммерческие компании сами вкладывают свои средства в разработку ракет и космических кораблей, получая премии по достижению результатов. При этом при выполнении полётов по программе CRS (коммерческие услуги по доставке) государство по сути оплачивает услуги по доставке грузов по фиксированной цене в заданную точку орбиты в заданные сроки в соответствии со своими техническими стандартами. Коммерческие игроки – SpaceX и Orbital ATK  - при этом на свои средства создают космические аппараты и обеспечивают запуск, оставаясь владельцами и операторами своих космических средств.

Новый фронтир

С марсианской программой сложнее – она никак не поддерживается государством и пока финансируется только из собственных средств SpaceX, по сути, конкурируя с государственной программой освоения красной планеты. И здесь Маску необходимо привлечь лучшие кадры, всех потенциальных союзников на свою сторону. Именно этой цели, как представляется, служила презентация в Гвадалахаре. Она представляла новую парадигму освоения космоса, где может найтись место для многих, а не только для агентств. Любопытно, что сам Маск на презентации сравнил свой марсианский транспорт со строительством железной дороги во времена освоения Дикого Запада, расценив его скорее как создание базовой инфраструктуры для колонизации, на основе которой должна вырасти экосистема игроков, делающих возможным и более безопасным создание второй обитаемой планеты в Солнечной системе.

Возможно, это было причиной того, что в презентации главы SpaceX подробно давались технические детали ракеты-носителя и двигателей при общей схематичности проработки межпланетного корабля. Вероятно, предполагается, что к созданию инфраструктуры будет привлечён широкий круг игроков – от космических агентств до стартапов, разрабатывающих те или иные системы для проекта. Но для вовлечения их в проект необходима мотивация.

Именно поэтому, на мой взгляд, в презентации много времени уделяется мотивации колонизации других планет. Основным фактором, согласно Маску, является возрастающий риск катастрофических событий на Земле, которые уничтожают цивилизацию. Запасная планета с устойчивой популяцией явилась бы, в таком случае, пропуском человечества как вида в бессмертие. Впрочем, здесь есть соблазн увидеть в эсхатологических построениях Маска стремление сыграть на человеческом страхе и искусственно создать потребность в колонизации, которая для большинства землян является как минимум не очевидной. За счёт этого SpaceX может стать компанией, которая перерастёт любую из ныне существующих корпораций.

Сложно сказать, насколько сам Илон верит в сроки, поставленные перед самим собой для воплощения своего видения. На фоне этого  достаточно иронично звучит заранее присвоенное первому кораблю название «Золотое сердце» в честь космического корабля из «Автостопом по Галактике», использовавшего для перемещений в пространстве невероятностный двигатель. Но нельзя отрицать, что сам Маск верит в свой проект, вкладывая в него свои собственные деньги.

Трудно сказать, насколько глава коммерческой компании действительно руководствуется альтруистическими побуждениями и насколько стремлением заработать деньги на масштабной инициативе, но в его видение хочется верить. Следующие несколько лет покажут нам, насколько его планы реальны: повторный запуск первой ступени, первый полёт Falcon Heavy, пилотируемой и марсианской версий корабля Dragon должны произойти в ближайшие два года. И за этими титаническими планами SpaceX и Илона Маска стоит следить. Шоу того стоит.