По прогнозу Томаса Фрея, ведущего футуролога из американского института Да Винчи, крупнейшим интернет-бизнесом к 2030 году будет образовательная компания, о существовании которой сегодня никто не подозревает. Если судить по темпам роста российского EdTech, среди таких компаний может оказаться и какой-то из отечественных стартапов.

Студенты Международной гимназии "Сколково". Фото: Sk.ru

Российский рынок образования, по различным оценкам, прирастает на 17–25% в год. В пятилетней перспективе его ждет рост как минимум на 20% год к году. Такой прогноз содержится в первом масштабном российском исследование рынка онлайн-образования, которое выйдет в сентябре с.г.

В работе принимает участие сколковская компания «Нетология Групп», познакомившая Sk.ru с некоторыми результатами и выводами исследования, которое проводится совместно с НИУ ВШЭ, Rusbase, ФРИИ, comScore, а также другими аналитическими компаниями.

Авторы пионерской работы установили объем рынка, динамику развития, аудиторию и финансовые показатели — в целом и по каждому отдельному сегменту, от дошкольного до дополнительного профессионального образования.

Источник:  «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital   

Исследование состоит из двух частей. Предметом первой части, вышедшей в апреле, стало b2c-направление отрасли. Ее b2b-составляющая будет разобрана во второй части, которая выйдет в сентябре 2017 г.

Если по относительным показателям отечественный рынок EdTech в сравнении с мировыми выглядит достаточно обнадеживающе, то абсолютные цифры вызывают меньше энтузиазма. В 2016 году весь объем рынка образования в РФ оценивался в 1,8 триллионов рублей, что при среднем курсе в 60 руб за единицу американской валюты составляло примерно 54 млрд долл.

Сопоставим это с мировыми показателями. Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн, из чего следует, что на российский рынок EdTech приходится немногим больше 1%. При этом свыше четырех пятых российского рынка находится в руках государства.

Доля онлайн-образования в РФ почти втрое ниже, чем в среднем по миру, и в 2016 г.  едва превышала 1% (1,1%), или менее 21 млрд рублей.  

Источник:  «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital   

Исследователи отмечают укрепление позиций частного бизнеса на образовательном рынке. В абсолютных цифрах его доля вырастет с нынешних 351,7 млрд руб. до 385,4 млрд руб. к 2021 г, хотя в процентном отношении останется более или менее неизменной.

На пороге фазового перехода в онлайн-образовании

 

А вот проникновение онлайн-технологий в российское образование ожидает бурный рост. За ближайшие пять лет показатель поднимется до 2,6%, т.е. почти достигнет мирового уровня. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб.

Максим Спиридонов, основатель компании «Нетология Групп». Фото: Sk.ru

Судя по результатам аналитической работы, даже со скидкой на консервативный характер прогноза, намечается быстрый, по меньшей мере на уровне других развивающихся рынков, подъем онлайн-образования в стране. «Флагманы EdTech в России растут по выручке до двух-трех раз в год. Мы на пороге фазового перехода: вслед за „ранними последователями“ дистанционные технологии обучения примет и начнет активно использовать массовый пользователь», — утверждает Максим Спиридонов, основатель компании «Нетология Групп», принявшей участие в исследовании.

С точки зрения сегментов отечественного рынка, наиболее глубоко проникновение онлайна в дополнительное профессиональное (6,7%), дополнительное школьное (2,7%) и высшее образование (1,8%). И к 2021 г. эти сегменты останутся digital-флагманами, полагают авторы работы.

Больше всего денег EdTech сейчас зарабатывает в дополнительном профессиональном и высшем образовании — около 7 млрд руб. и 6,8 млрд руб. соответственно.

Источник:  «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», http://edumarket.digital 

Наиболее слабо внедрены цифровые технологии в общее среднее образование: кроме онлайн-экстернатов, здесь практически нет технологических игроков. Зато дополнительное среднее образование — в первую очередь подготовка к ОГЭ, ЕГЭ — глубоко «интернетизировано»: на онлайн в 2016 г. приходилось 3,57 млрд руб. от всего объема сегмента.

Стремительно растет российский рынок услуг частного общего образования: за пять лет, к 2021 г., он вырастет до 40,8 млрд руб. в год. Причем 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн.

С инвестиционной точки зрения, российский рынок находится на стадии формирования. С 2014 по 2016 г. в России было зафиксировано 65 инвестиций в образовательные стартапы. При этом все опрошенные исследователями инвесторы и корпорации единодушно выражают интерес к нему.

Совокупные инвестиции в российские образовательные проекты за три года составили по меньшей мере $16,8 млн — с учетом тех сделок, данные о которых открыты и доступны.

Самым активным инвестором в российском EdTech за указанный период был ФРИИ: он участвовал в 26 из 65 сделок.