Технологические достижения последнего времени и цифровизация окружающего мира кардинально изменили сферу промышленного дизайна. Появился даже такой термин, как slow design (по аналогии со slow cooking); уже не только производители, а потребители получают все больше возможностей по конфигурированию продукта в том виде, в котором ему, потребителю, необходимо

Эти  тренды были обозначены в ходе прошедшей в Технопарке «Сколково» пленарной сессии «Экосистема промышленного дизайна». Она состоялась в третий, заключительный, день международного проекта «Дни промдизайна в Сколково», объединившего технологические стартапы, дизайнеров и экспертов из разных стран. Программа строится вокруг пяти основных тем: робототехника, космос, агротехнологии, биомедицина и транспорт.

Елена Зеленцова, вице-президент Фонда "Сколково": промышленный дизайн – основа конкурентоспособности компаний на современных рынках. Фото: Sk.ru

По мнению Елены Зеленцовой, вице-президента Фонда «Сколково» и  модератора пленарной сессии, область промышленного дизайна не ограничивается парадигмой «заказчик-исполнитель». «Промышленный дизайн – это большая экосистема, насыщенный рынок, на котором действует довольно много других структур, напрямую не вовлеченных в отношения клиента и исполнителя, но при этом оказывающих существенное влияние на развитие этой сферы. Очень важно, чтобы это сообщество росло и развивалось в разных направлениях, чтобы это была живая и органичная система», - сказала г-жа Зеленцова. Она убеждена: промышленный дизайн – основа конкурентоспособности компаний на современных рынках. Именно поэтому тема важна для развития компаний-резидентов «Сколково», а также для всех тех, кто думает о том, как создать востребованный и коммерчески эффективный продукт.


Сергей Хапров, промышленный дизайнер, генеральный директор «Семансис Груп». Фото: Sk.ru

Своим видением перспектив формирования экосистемы промышленного дизайна в РФ поделился Сергей Хапров, гендиректор "Семансис Груп". Процесс идет непросто, констатировал г-н Хапров.  

Коррадо Беккьо, представитель итальянской компании Giugiaro Design (Italdesign Giugiaro, один из мировых лидеров в области промышленного дизайна), пояснил: «Промдизайн не только определяет форму продукта (она важна, но только до определенного предела), но и делает продукт более качественным, надежным, экономичным. За последние десятилетия отношения к промышленному дизайну серьезно поменялось, все больше людей и компаний осознают его важность».

Коррадо Беккьо. Фото: Sk.ru

Одним из революционных событий, изменивших не только сферу промышленного дизайна, но механизм взаимодействия людей, стало появление мобильных телефонов в 1990-х гг. «Технологии меняют наши взаимоотношения с продуктом. У потребителя все больше возможностей для развития, конфигурирования и настройки тех устройств, которыми он пользуется», - подметил голландец Аренд-Ян Роелинк, который читает курсы промдизайна в нескольких европейских университетах. Интерактивность и цифровизация - вот те понятия, которые стремительно меняют лицо дизайн-индустрии.

Аренд-Ян Роелинк. Фото: Sk.ru

Один из ключевых трендов, обозначенных  голландским исследователем – «гуманизация» промышленного дизайна. «Дизайнеры все чаще задумываются о том, насколько морально и этично то, что они делают, служит ли результаты их труда интересам крупных корпораций или общества»,  - сказал Аренд-Ян Роелинк.

Лекция Галины Балашовой. Фото: Sk.ru

Кульминацией трехдневной программы стала лекция архитектора Галины Балашовой, которая разрабатывала дизайн жилых отсеков советских космических кораблей. Три десятилетия деятельность г-жи Балашовой была засекречена, и  многие из рассказанных ею историй публично прозвучали впервые. В атриуме технопарка Сколково на протяжении трех дней, что длились Дни промдизайна, проходила выставка работ Галины Балашовой.