Международная гимназия «Сколково», которая в минувшем учебном году вручила аттестаты первым выпускникам, готовится к очередному вызову. В новом учебном году количество учащихся вырастет в два с половиной раза, а сама школа переедет в новое здание, площадь которого в 10 раз больше прежней.

Помимо освоения нового жизненного пространства, из которого предстоит создать новую образовательную среду; помимо почти кратного расширения школьного сообщества, гимназия должна в начинающемся учебном году совершить важный качественный рывок и пройти авторизацию в качестве школы международного бакалавриата сразу по трем программам – начальной, основной и старшей школы - таких школ в Москве пока только две. Обо всех нововведениях сколковской гимназии, включая освоение преподавателями, а затем и студентами виртуального пространства в учебных целях, в интервью Sk.ru рассказала директор гимназии Оксана Демьяненко.

Оксана Демьяненко: "Дух захватывает, когда заходишь в семейный кампус, где будет располагаться гимназия в новом учебном году". Фото: Sk.ru

А нужна ли школа?

Все эти и многочисленные другие перемены происходят на фоне непрекращающейся в России и в мире дискуссии о том, какой быть образовательной школе и быть ли ей в принципе. В июле в Сколково побывал гендиректор крупнейшего в России интернет-магазина «Озон» Дэнни Перекальски. В свое время ему не удалось поступить в лучший университет Израиля, а уже через несколько лет этот университет пригласил провалившегося на экзаменах абитуриента рассказать о его успехах в бизнесе. Своим детям г-н Перекальски говорит, что вопрос о том, нужно ли им классическое образование, является «опциональным».

И это еще не самое радикальное мнение на сей счет, замечает в беседе с Sk.ru вице-президент Фонда «Сколково» Елена Зеленцова. «Интерес к сколковской гимназии настолько высок, в том числе, потому что нигде толком не получено внятного ответа на вопрос, каким образом необходимо реформировать среднюю школу, - считает г-жа Зеленцова, отвечающая в Фонде за развитие городской среды. - Институт средней школы формировался в индустриальную эпоху, которая выдвигала требования получения учащимися определенной суммы знаний для их прикладного использования в условиях индустриальной экономики. Сейчас существует две крайних точки зрения. Есть люди, полагающие, что школа будущего – это вообще не школа (то же, кстати, говорят и про университеты) и что традиционные институты образования прекратят свое существование, по крайней мере, в привычном виде.

Другая точка зрения предполагает, что необходимо сохранять эти институты в неизменности, сохранять присущую им некоторую особую атмосферу, традиции. Мне кажется, что истина, как обычно, располагается где-то посередине, но компромиссного решения, которое бы вылилось в создание новых убедительных программ, пока не найдено. В России, безусловно, много успешных школ, но сколковская гимназия сейчас всерьез замахнулась на то, чтобы попытаться дать ответ на этот вопрос».

За недолгий срок существования гимназии, по мнению г-жи Зеленцовой, главным достижением стало создание особой рабочей атмосферы. «Это институция, которая стремится опираться на лучшие традиции и создавать собственные, - считает вице-президент «Сколково». - Я бы сравнила это с атмосферой успешной лаборатории, куда приходят люди, чтобы каждый день делать какой-то прорыв. Мне кажется, что учащихся сколковской гимназии, даже самые маленьких, которые вовлечены в проектную деятельность, привлекает это ощущение прорыва. Все достижения, все стоящие перед гимназией задачи - всё крутится вокруг этого стержня. Мы очень надеемся, что с переездом в новое здание мы окончательно оформимся как инновационное образовательное учреждение». 

 

«Лучшая команда»

Собственно, с разговора о создании особой атмосферы гимназии началось интервью с Оксаной Демьяненко. Она называет это «достижением года» и подчеркивает, что в него вкладывались все педагоги: «Мы вместе решали и решаем задачи по созданию профессионального коллектива единомышленников, который настроен на развитие, а значит будет отвечать вызовам времени и ситуации. Создать в школе творческую и интеллектуальную среду, настроить всех участников образовательного процесса на открытое взаимодействие, совместный поиск и развитие - это большая внутренняя работа коллектива: личностная и профессиональная. Чтобы быть продуктивными, нужно научиться слышать друг друга, системно и командно планировать работу и ожидаемые результаты, формировать и разделять общие ценности. Это непросто, но без этого невозможно быть по-настоящему образовательной организацией, где свободное творчество и критическое мышление не мешает, а помогает студентам достигать высоких образовательных результатов. И достижения наших выпускников, мы считаем результатом, в том числе, этой внутренней работы».

«Сообщество формируется постоянно, оно развивается, прирастает. Но создан костяк, и поэтому нам не страшно, что в новом учебном году сообщество вырастет на две трети»

На церемонии вручения аттестатов первым четырем выпускникам гимназии то, о чем говорит Оксана Демьяненко, было особенно заметно. Дети были раскованными, счастливыми и благодарили педагогов за то, что в школе царит атмосфера интеллектуальной и человеческой свободы.

Анна Круглякова, по ее признанию, до поступления в сколковскую гимназию считала себя девочкой-гуманитарием и готовилась поступать на искусствоведение. Несмотря на гуманитарные задатки, стеснялась говорить на публике. В Сколково обнаружила в себе совершенно другие способности: «Я хочу и буду заниматься молекулярной биологией!» - решительно заявила девушка и назвала два года, проведенные в международной гимназии, «самыми важными в жизни». Старший вице-президент Николай Аверченко, вручавшей Анне аттестат, признался Sk.ru в том, что сам он в этом возрасте не умел столь естественно говорить на людях».

«Мы лучшая команда в Сколково», - подытожила другая выпускница, Софья Костеева.

То, о чем говорят студенты гимназии (а здесь всех учащихся от трех до семнадцати лет называют студентами), - невозможно подытожить. «Сообщество формируется постоянно, оно развивается, прирастает, - говорит Оксана Демьяненко. – Но создан костяк, и поэтому нам не страшно, что в новом учебном году сообщество вырастет на две трети, и мы будем дальше развиваться с новыми педагогами, родителями и учениками».

Чтобы что-то сложилось, нужно создать каналы коммуникации. «Мы в прошедшем году выстраивали коммуникацию с родителями. Важно, чтобы ценности, формы взаимодействия с детьми, требования гимназии разделяли родители. Не все получалось, - откровенно признает директор, - но сделан серьезный шаг вперед».

В отличие от таких материй, как атмосфера и формирование сообщества, состав учащихся определяется в цифрах. Прошедший учебный год гимназия завершила в составе 137 студентов. В новом году ожидается 336 студентов. В этом году были изменены правила приема; раньше в гимназии учились дети, родители которых - участники экосистемы «Сколково». В новом учебном году 30% обучающихся – дети «со стороны», прошедшие по конкурсу. Что, на взгляд директора, является позитивным фактором, потому что повышает конкуренцию между студентами.

В юридическом отношении гимназия - дочерняя организация «Сколково». Де факто гимназия стремится стать полноценным участником экосистемы Фонда, в том числе, за счет выстраивания себя как бизнес-структуры, поясняет Оксана Демьяненко. Когда вице-президент Фонда Елена Зеленцова говорит о том, что в гимназии складывается атмосфера успешной лаборатории, она, вероятно, имеет в виду и этот аспект.

Теперь достигнутое предстоит масштабировать. Как хорошо знают все отечественные стартапы (а сколковская гимназия по сути тоже стартап), масштабирование инноваций – едва ли не самое сложная часть процесса создания успешного предприятия. Г-жа Демьяненко называет эту задачу «главным вызовом наступающего учебного года». Потому что одно дело набрать по конкурсу детей, семьи которых привлечены брендом «Сколково», и совершенно иное – подтвердить их достаточно высокие ожидания.

Оксана Демьяненко. Фото: Sk.ru

«Мы видим, что большинство новых студентов серьезно мотивировано на обучение в Сколково, у них есть определенные ожидания в отношении качества образования, специфики, научно-исследовательской деятельности со школьной скамьи, новых форм обучения, хороших лабораторий, разнообразного дополнительного образования, - продолжает директор. - Это серьезное испытание – нет ничего хуже обманутых ожиданий.

Нам заново предстоит на новом месте запускать образовательный процесс и организовывать все бытовые аспекты школьной жизни. В прошедшем году мы обжились, потренировались в маленьком пространстве; теперь новый этап - мы снова будем делать все одновременно: и инфраструктуру налаживать, и обновленные образовательные программы реализовывать».

Обучение обучающих

Количество преподавателей в наступающем учебном году возрастает чуть больше, чем на треть. Когда учителей набирали в прошлом году, «акцент делался на молодой, драйвовый, ресурсный коллектив, который может развиваться», объясняет директор гимназии: «В новом году добавляем опыта, который мог бы принести дополнительные возможности, в том числе, для развития молодого коллектива, имея в виду, прежде всего, методический багаж».

В гимназии работает школа методического мастерства; обучение педагогов внутри гимназии и обмен опытом дополняют те программы переподготовки и дополнительного профессионального образования, в которых участвуют многие преподаватели. Плюс к этому все педагоги, которые приходят в гимназию, проходят обучение по стандартам международного бакалавриата.

Число педагогов-иностранцев в гимназии удвоится в новом году: шесть вместо трех. Они работают на разных уровнях образования, преподают не только язык, но и предметы, а также выступают тьюторами, занимаясь индивидуально со студентами, требующими особого внимания и дополнительных занятий.

Новых учителей гимназия ищет в течение всего года, в том числе, и делает, как выражается директор, «достойные конкурентные предложения». Поскольку количество звездных педагогов конечно, и они известны в профессиональном сообществе, ставка делается на формирование кадрового резерва внутри гимназии.

Идет поиск новых талантов, в том числе, в регионах. «Складывается добрая традиция – и это случилось абсолютно случайно, - что в начальную школу к нам приезжают педагоги из Нижнего Новгорода; их уже трое, причем все с опытом международного бакалавриата, - говорит Оксана Демьяненко. - Если люди разделяют философию школы и имеют опыт преподавания в международной образовательной среде, - я уверена, что большинство из них найдет здесь стабильную работу и будет развиваться вместе с гимназией».

Международный бакалавриат

Одна из самых амбициозных задач сколковской гимназии – пройти авторизацию по всем трем программам международного бакалавриата: программам начальных лет обучения, основной и старшей школы. Это достаточно трудный и длительный процесс, имеющий свои сроки и этапы, и гимназия движется в соответствии с ними, не выходя из графика. Итогом подготовительной работы к авторизации становится авторизационный визит, когда в гимназию приезжает группа международных экспертов и изучает положение дел.

«Де факто мы уже сейчас работаем в соответствии со стандартами международного бакалавриата. Получая авторизацию, мы получаем дополнительные возможности, доступные сообществу школ IB, а главное, подтверждение того, что IB это наш уже состоявшийся выбор»

Такой визит в рамках авторизации дипломной программы для старшей школы состоялся в апреле. До конца года планируются соответствующие визиты по двум другим программам, а вслед за тем, в случае положительного решения, гимназия должна быть авторизована как школа международного бакалавриата.

В этом году ведется первый набор студентов, которые в течение двух лет будут обучаться по дипломной программе международного бакалавриата и получат соответствующий диплом; одним из требований для поступающих является достаточное владение английским языком, которое позволит десятиклассникам обучаться на иностранном языке по предметам.

«Де факто мы уже сейчас работаем в соответствии со стандартами международного бакалавриата, - уточняет Оксана Демьяненко. – Получая авторизацию, мы получаем дополнительные возможности, доступные сообществу школ IB, а главное, подтверждение соответствия качества обучения международным стандартам, и того, что IB это наш уже состоявшийся выбор».

Собеседница SkReview считает, что гимназия развивается очень быстро, и динамика будет сохраняться. «Школе-стартапу одновременно нужно решать большое количество вопросов, от которых зависит становление и успешность системы: формируется инфраструктура, регламентная и нормативная база, организационно-управленческая структура организации, а главное - философия школы, информационно-образовательная среда и содержание образования, которое должно быть актуально и в чем-то уникально. Все это требует постоянной интенсивной работы и гармоничного взаимодействия всего гимназического сообщества. Мы все больше погружаемся в методологию и детально планируем образовательный процесс, преемственность образовательных программ, исследования как главную парадигму образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность делает необходимым планирование и осуществление глубоких междпредметных связей. Кроме всего прочего, это значит, что педагоги, предметные кафедры начинают взаимодействовать системно и вместе работают на образовательный результат каждого студента», - говорит она.

В наступающем учебном году студентам, которые поступают на дипломную программу IB предстоит изучать математику, иностранный язык и литературу, физику, биологию, экономику и мировую историю, а также, конечно, родной язык, один из базовых курсов дипломной программы. Круг предлагаемых к изучению курсов будет расширяться каждый год. В ближайших планах - Environmental systems, Business and Management, Chemistry. Выполнение требований стандарта IB в текущей учебной и общественной работе и успешная сдача выпускных экзаменов гарантирует поступление в зарубежные вузы. Диплом IB принимают около двух тысяч университетов в разных странах, включая Гарвард, Принстон, Оксфорд, Кембридж, Имперский колледж Лондона и Национальный университет Сингапура. В России выпускников Международного бакалавриата принимают МГУ имени Ломоносова и Плехановский университет. 

Первые выпускники Международной сколковской гимназии. Фото: Sk.ru

У тех студентов старшей школы, которые не планируют получать диплом IB и выбирают обучение на русском языке, формируются индивидуальные учебные планы с учетом профилизации и интересов. «Задача гимназии - научить каждого студента анализировать, критически мыслить, исследовать тему, уметь и хотеть учиться самостоятельно, и что не менее важно, быть социально активным, ответственным, милосердным, уметь признавать мнение других людей, делать свой осознанный выбор».

Директор рассказала, что гимназия формирует и свою уникальную часть содержания образования сколковской гимназии. «Не быстро, но верно, прирастаем интересными исследовательскими программами и курсами, в том числе, благодаря сотрудничеству со Сколтехом. В этом году у нас магистры Сколтеха вели курсы для студентов основной и старшей школы по естествознанию, физике – и не только на русском языке, но и на английском – по испанскому языку. Мы очень надеемся на то, что это сотрудничество со студентами и профессорско-преподавательским составом Сколтеха в следующем году будет развиваться. Обсуждали с ректором, академиком Кулешовым возможности менторской программы для гимназии, когда у наших студентов, занимающихся индивидуальными проектами будут персональные тьюторы – магистры или аспиранты Сколтеха».

В новом учебном году начальная школа вырастет в количественном отношении гораздо больше средней и старшей: спрос на нее и на дошкольное отделение огромный, что отражает, в том числе, возрастной состав работающих в экосистеме Сколково. Английский язык в начальной школе ведут только преподаватели – носители языка. «Это принципиально», - настаивает О.Демьяненко.

На каждом этаже - по футбольному полю

«Дух захватывает, когда заходишь в семейный кампус, где будет располагаться гимназия в новом учебном году, - признается Оксана Демьяненко. - По площади новое здание в десять раз больше нынешнего помещения – 22 тыс. кв. метров вместо двух тысяч. Это три стадиона, как я подсчитала. На каждом этаже - по футбольному полю. В принципе, пространство, в котором живет ребенок во многом формирует образ мышления и самосознание. Свободные пространства и эстетические стандарты формируют стандарты качества жизни. Да, это дополнительный бесценный ресурс для организации нестандартных форм обучения и досуга, а значит шанс научить чему-то большему и дать больше возможностей каждому ребенку для будущего самоопределения.

Вот где задачка непростая! Это все надо обжить, освоить, сделать полезным каждый квадратный метр. В школе вообще каждый уголок должен быть наполнен образовательным контентом, а превратить эту махину в информационно-образовательное пространство, - на это потребуются не только профессионализм, но и смекалка, и дополнительные человеческие ресурсы. И участие каждого педагога. Когда все уходили в отпуск, я настраивала педагогов на то, что каждому из них предстоит принимать в этом личное участие».

Вполне очевидно, что новое просторное здание, в котором гимназия будет соседствовать и сотрудничать с детским технопарком «Кванториумом», начинающим с этого года функционировать на территории Сколково по программам дополнительного образования, - это еще и новые огромные возможности.

В завершившемся учебном году студенты гимназии получали полноценное пятиразовое питание, но еда готовилась вне школьных стен и к качеству были вопросы. В новой гимназии школьные завтраки, обеды, полдники и ужины будут готовить на месте. «Сколково» построило и полностью оборудовало современный школьный пищеблок, который сдается в аренду партнеру по организации питания в гимназии. Выбору партнера предшествовал серьезный анализ рынка, подчеркивает Оксана Демьяненко: «Наши приоритеты – это качество, технологии и устойчивость компании. Это будет здоровая еда: разнообразная, свежая и качественная. Одно из требований к оператору питания в техническом задании - отдельные блюда для детей, страдающих аллергией; безглютенные блюда для тех, кто в таких нуждается, а также блюда, учитывающие конфессию семьи, в т.ч. халяльные».

Прекрасные возможности, по словам директора, предоставляет новое здание для спортивных занятий: два крытых бассейна, большой и малый; два спортзала, хореографический зал. В числе приоритетных, помимо плавания и гимнастики, - единоборства, игровые виды спорта.

От международного сотрудничества до виртуальной реальности

Международная гимназия «Сколково» начала обзаводиться международными партнерами, и первым из них стала школа в Пекине, специализирующаяся в естественно-научной области. С весны намечены первые студенческие и преподавательские обмены. Следующим официальным партнером станет школа в Голландии. «Интересно было бы сотрудничать с IB школой из Сингапура», - говорит директор.

«Дух захватывает, когда заходишь в семейный кампус, где будет располагаться гимназия в новом учебном году. По площади новое здание в десять раз больше нынешнего помещения – 22 тыс. кв. метров вместо двух тысяч. Это три стадиона, как я подсчитала»

Международное сотрудничество способствует обмену образовательными технологиями. Другим, возможно, еще более важным источником таких технологий являются для гимназии профильные стартапы-резиденты «Сколково». «Нам бы очень хотелось, чтобы их продукты появились и развивались в гимназии», - говорит О.Демьяненко. И приводит пример: с нового учебного года одним из дополнительных инструментов преподавания станет дополненная реальность. Резиденты «Сколково» обучат педагогов новым технологиям.

С первого класса студенты гимназии занимаются робототехникой, теперь это уже обязательный предмет, хотя Оксана Демьяненко признается, что найти хорошего учителя-робототехника, как это ни удивительно, очень непросто: «много харизматиков, но не все из них хорошие педагоги».

Между тем в сколковской гимназии уже есть собственная команда молодых робототехников, которая в прошлом году заняла второе место на международных соревнованиях «Евробот» в Калининграде.

Отношения с роботами у студентов гимназии складываются более удачно, чем с айпадами. В прошлом году каждому учащемуся в «Сколково» гимназия выдавала айпад в постоянное пользование. Дети, конечно, выполняли на планшетах задания, но не только…Это вызывало много вопросов у родителей. Поскольку айпады выдала школа, отнять у ребенка гаджет не было никакой возможности, а управлять этим процессом непросто, требует от взрослого настойчивости и силы воли. В наступающем учебном году айпады будут выдаваться в классах, на время уроков. Никто не запрещает приносить в школу смартфоны, но пользоваться ими на занятиях можно для пользы дела, например, для поиска информации, - и только. А вообще объем использования гаджетов на уроках во многом определяется педагогическим мастерством преподавателя.

Педагогика, - конечно, наука, но ей никогда не суждено стать наукой точной. Успех образовательного процесса зависит от множества факторов, которые трудно формализовать, например, от интуиции преподавателя.

В этом отношении у директора есть фора перед большинством коллег: она не только педагог, но и мама школьницы. 1 сентября дочка пойдет во второй класс сколковской гимназии. 

«Очень вырос мой ребенок за этот год, вырос во всех отношениях, - улыбается Оксана Демьяненко. - Школу любит, это очень важно, и для меня это определенный катализатор. Год был непростой, в том числе организационно, и все эти сложности я пережила не только как директор, но и как мама. А дочка хорошо окончила первый класс, любит решать разные нетривиальные задачи; слова «проект» и «исследования» у нас вошли в ежедневный лексикон. А еще она любит задавать критические вопросы, мама ищет на них ответы».