При входе в парижский супермаркет Monoprix охранник в черном костюме и с красной повязкой Sécurité на рукаве обыскивает рюкзаки и дамские сумочки. Слухи о том, что Париж неузнаваемо изменился после терактов, похоже, сильно преувеличены, но некоторые перемены бросаются в глаза. Несмотря на это столица Франции продолжает оставаться одной из мировых столиц ритейла, о чем свидетельствует с размахом проведенная на днях Paris Retail Week.

Дело даже не только в том, что весь мир по-прежнему съезжается в Париж за покупками. Сам ритейл родом из Парижа, и многие инновации в этой области впервые были изобретены и опробованы здесь. Так что, перефразируя известную фразу, приписываемую Генриху IV («Париж стоит обедни»), можно сказать, что Париж определенно стоит ритейла.

Три дня Paris Retail Week поместились на одном электронном табло. Фото: Sk.ru

Первым из числа так называемых Grands Magasins («больших магазинов» или универмагов) стал Le Bon Marché (основан в 1838 г.), с которым связано множество революционных для своего времени инноваций. В этом универмаге впервые появились сезонные коллекции, бесплатная доставка товаров покупателю, каталоги продукции и возможность вернуть не подошедший товар. О степени воздействия инновационного магазина на современников можно судить по тому, что Эмиль Золя посвятил ему один из романов. После смерти владельца его вдова построила шикарный отель «Лютеция» на бульваре Распай для иногородних покупателей первого в мире универмага.

"Большие магазины" на парижском бульваре Осман. Фото: Sk.ru

Под Новый год Printemps и расположенной рядом с ним на бульваре Осман Галереи Лафайет соперничают в убранстве витрин. Каждый магазин тщательно подбирает основной цвет, который задает тон модным цветам во Франции на предстоящий сезон. Другим источником инноваций в ритейле стал Printemps («Весна»), который открылся в 1865 г. Это здесь придумали распродажи. Здесь стали впервые выставлять манекены в витринах, а клиентам дарили букетики фиалок в первый день весны. В 1888 году Printemps первым стал использовать электрический свет и первым соединил торговые помещения со входом в метро.

На рубеже ХХ века один из основателей Галереи Лафайет имел обыкновение прогуливаться вокруг парижской Оперы в компании дизайнера, который делал наброски одежды модно одетой публики. Впоследствии эти наброски становились основой для собственных модных линий Лафайет. Магазин гордился тем, что продает одежду исключительно под собственной маркой: отсюда идет концепция private labels. 

Бенчмаркинг

По прошествии столетия Франция вновь оказалась в авангарде инноваций ритейла с изобретением концепции гипермаркетов и магазинов самообслуживания (Carrefour), напоминает Sk.ru маркетолог Лоран Уит из агентства Iloveretail.fr. Затем те же принципы были распространены из области фудритейла на торговлю спортивными товарами (Decathlon).

Флагманский магазин Decathlon в Париже. Французская компания проявляет большой интерес к технологиям Сколково, в частности, компании TRY.FIT

Но с появлением электронной торговли Франция начала утрачивать лидерские позиции, отстав на старте от США и ряда других стран. 

Маркетолог Лоран Уит и  Джоана Рутабуль (Business France). Фото: Sk.ru

Сейчас это отставание начинает сокращаться, в том числе, благодаря новейшим технологиям, которые разрабатывают французские стартапы, говорит Джоана Рутабуль, отвечающая за направление «ритейл» в Business France. Эта правительственная организация опекает французские стартап-компании, помогает им принимать участие в главных мировых выставках и конференциях (Paris Retail Week – не исключение), сводит их крупнейшими мировыми сетями ритейла. Т.е. занимается в этом смысле примерно тем же, чем в России – «Сколково».

Электронная торговля все еще составляет незначительную долю французского ритейла. Во Франции нет своего «Амазона» или «Алибабы». Французы по-прежнему предпочитают покупать товары в магазинах. Другое дело, что они тоже дорожат своим временем, поэтому популярны смешанные схемы покупок: выбираете товар в магазине, а затем его доставляют домой или в пункт выдачи. 

Парижский Макдоналдс: современные технологии, нерасторопный сервис. Фото: Sk.ru.

«Сегодня быть хорошим ритейлером во Франции означает быть многоканальным ритейлером, - утверждает Лоран Уит. - Только электронная торговля или только традиционный ритейл уже не выживают: требуется глобальный подход. Нужно разнообразить возможности оплаты товаров, хотя во Франции все еще очень велик объем торговли за наличные.

Где мы не столь хороши, это в сервисе: играет роль человеческий фактор. В магазинах не хватает продавцов. Во Франции рабочая сила дороже, чем в США, а нанять и, особенно, уволить сотрудника очень непросто. Нашему трудовому рынку не хватает гибкости, и сейчас, при новой администрации, есть надежда на то, что ситуация изменится».

Рассказ французского маркетолога иллюстрирует поход во французский «Макдоналдс» на территории крупнейшего парижского выставочного центра, где проходила Неделя ритейла. Заказ блюд происходит на электронных терминалах, и есть опция не стоять в очереди, а сесть за столик, где посетителей обслуживают официанты. Только вот официанта можно прождать 45 минут. То есть современные технологии каким-то образом уживаются с допотопным и не всегда дружелюбным сервисом.

Впервые в Paris Retail Week (PRW) принял участие Фонд «Сколково» - и сразу 9 компаний-резидентов, представлявших широкий набор сервисов: от виртуальных примерочных одежды и обуви до облачных платформ для грузоперевозок, управления товарами на полках торгового центра и даже музыкой в торговом зале. 

В бизнес-миссии участвовали сколковские резиденты: intraMarket, TRY.FIT, Texel, CargoOnline, DAMASK, Timebook, Market Music, GoodsForecast и Inspector Cloud

Как любит повторять советник Президента «Сколково» Пекка Вильякайнен, главным смыслом участия стартапов в международных конференциях и выставках является бенчмаркинг. Слово это, все еще не имеющее точного русского аналога, предполагает сравнение себя с неким аналогом, международным эталоном.

В этом смысле Парижская Неделя ритейла предоставила сколковским участникам широкие возможности. Когда Sk.ru попросил Лорана Уита назвать удачную, по его мнению, разработку французского стартапа в области ритейла, он упомянул проект по управлению очередями.

CEO и основатель сколковской компании DAMASK Александр Другов. Фото: Sk.ru.

Между тем это направление – главное в деятельности резидента «Сколково» DAMASK; компания уже восемь лет с успехом работает в этой области на российском рынке. Когда вы приходите в отделение Сбербанка, МФЦ или Налоговой службы и распечатываете билетик электронной очереди, вы, скорее всего, пользуетесь сервисом DAMASK.

«Мы занимаемся автоматизацией процессов обслуживания клиентов банков, государственных учреждений и коммерческих структур, - говорит CEO и основатель компании Александр Другов. – На данный момент в России установлено уже более 8 тысяч наших систем. Самые крупное внедрение наших технологий – это Сбербанк, где более 4,5 тысяч отделений оборудовано системой DAMASK.  Если говорить про госструктуры, доля нашей компании составляет примерно 30% рынка. В частности, весь Пенсионный фонд работает на DAMASK; 40% отделений Налоговой службы и 30% МФЦ тоже используют нашу разработку».

Бенчмаркинг в действии: стенды Сколково и шведской компании QMatic на выставке располагаись неподалеку. Фото: Sk.ru.

Если на российском рынке сколковская компания занимает лидерские позиции, то мировым лидером является шведская компания QMatic, которая, собственно, и создала технологию четверть века назад. Стенд Q-Matic, украшенный большим красным шаром, находился неподалеку от стенда «Сколково».

Глава DAMASK считает, что у его компании также есть потенциал выхода на международный рынок, и участие в PRW – шаг в этом направлении: «У шведов есть сильная сторона, которая одновременно является и их слабостью. Они производят не только софт, но и оборудование; никакое другое оборудование не может быть использовано при построении системы QMatic, что хорошо для масштабирования, но дорого в обслуживании. Мы со своей стороны предлагает софт, который может работать практически с любым оборудованием, присутствующим на рынке».

«Посмотреть, что творится в Европе»

Сколковская компания GoodsForecast уже начала экспансию за пределы России, работает в СНГ, а также с такими международными компаниями, как Philip Morris и Carlsberg. «Смысл участия в выставке – посмотреть, что творится в Европе, в том числе, тренды, новые технологии; Франция - достаточно показательная страна в этом отношении, - говорит директор по развитию Сергей Котик. - Одновременно – прощупать рынок на предмет последующего выхода на него».

По словам собеседника Sk.ru, в области supply chain management, в которой в основном работает его компания, в Париже было представлено много достаточно интересных решений, в том числе, от стартапов, для которых на выставке была выделена отдельная зона. Сергей также побывал на стендах конкурентов, решения которых представлены на российском рынке. Общий вывод: «Все так или иначе пытаются собирать как можно больше информации, оцифровывать ее и выжимать из нее по максимуму».

Сергей Котик (GoodsForecast):«Смысл участия в выставке – посмотреть, что творится в Европе». Фото: Sk.ru.

Чем, собственно, занимается и GoodsForecast, компания достаточно узко специализированная, предоставляющая продукты и услуги в области прогнозирования спроса и оптимизации процессов. Продукты и сервисы GoodsForecast позволяют ритейлерам, дистрибьюторам и производителям  планировать продажи, оптимально управлять запасами, предсказывать эффективность промоакций, улучшать представленность товаров на полках супермаркетов. Помимо линейки готовых решений компания помогает клиентам совместно решать их нестандартные задачи в рамках исследовательских проектов.

Большим спросом на рынке пользуется разработка GoodsForecast, позволяющая компаниям правильно планировать промоакции и заранее оценивать их возможный эффект. Сейчас большинство компаний планирует такие акции методом «пальцем в небо», либо вручную, на основе отрывочных статистических данных.

Лиза Маруфова (справа)  представляет разработку сколковской компании TRY..FIT, которая позволяет по цифровому аватару подбирать идеально сидящую на ноге обувь. Фото: Sk.ru 

GoodsForecast  запускает систему, анализирующую аналогичные релевантные акции в прошлом, факторы, влияющие на их проведение, и рассчитывает эффект планируемой активности.

«В случае с FMCG более 50% товаров сегодня продается по акциям, - говорит представитель GoodsForecast. - Для правильного проведения акций такой инструмент необходим, чтобы не было дефицита товаров во время промо, и, напротив, по окончании не оставались залежи товаров на полках и на складе, - все это нужно уметь корректно прогнозировать».

С января данное решение будет использоваться в компании «Балтика»; в немного кастомизированном виде оно уже работает у крупнейшего дистрибьютера P&G – ООО «ЦДК»; также сейчас GoodsForecast делает подобный пилот для одной из российских федеральных сетей.

Догнать XXI век

Сколковский участник TimeBook, по словам директора по развитию бизнеса Константина Ошерова, помогает компаниям «перевести табельный учет и в управление персоналом наконец-то в XXI век». За последние двадцать лет эти процессы практически не изменились, утверждает он.

Для наглядности Константин проводит сравнение с состоянием бухгалтерии в отечественных компаниях: «Раньше бухгалтерия осуществлялась с помощью записей в амбарной книге, сегодня в России без 1С, SAP или аналогичных систем никто себя не мыслит. А в том, что касается табельного учета – люди до сих пор приходят на работу, отмечаются в журналах, затем кто-то переносит эти данные в ERP-систему, и вот так составляется зарплатная ведомость. Поэтому одним из направлений нашей работы является перевод табельного учета в цифру, введение автоматизированного табельного учета в ритейле, на предприятиях и т.п. Когда у торговой сети распределенная структура – сотни магазинов, десятки тысяч сотрудников – введение такой системы дает серьезную синергию и экономию, которую можно «пощупать» в цифрах уже в первый месяц после ее установки. По свидетельству наших действующих клиентов экономия составляет от 1 до 3 % экономии ФОТа.

Алексей Силаев, директор по ИТ, и Константин Ошеров, директор по развитию бизнеса TimeBook. Фото: Sk.ru 

Компания уже работает с «Лентой», а также с региональными российскими сетями ритейла. Весной прошли пилотные проекты с «Ашан» и в самое ближайшее время сколковский участник готовится перейти на национальный контракт с сетью; в М-Видео завершается пилот и развертывание системы TimeBook на все четыре сотни магазинов сети. 

За рубежом решения TimeBook еще не представлены. Выставка в Париже стала первым зарубежным выездом представителей компании – «с целью понять рынок и найти первых клиентов», как это формулирует Константин Ошеров. 

Ольга Стрелова и Вера Бунина в Лилле перед штаб-квартирой компании Ашан. Фото: Sk.ru

Предварительные итоги участия «Сколково» в Paris Retal Week подвела директор Центра ритейла Фонда Ольга Стрелова. По ее словам, каждый участник собрал в среднем по 20 релевантных контактов: ритейлеров, производителей товаров, интеграторов.

«Цели у компаний были разные, - говорит она. - Кто-то хотел встретиться с производителями и продавать им решения напрямую. Кому-то нужны были партнеры – такая модель больше устраивает те стартапы, которые в ближайшее время не планируют открывать офис в Европе. Наш стенд получился достаточно ярким, присутствие на нем виртуальных примерочных от компаний Texel и TRY.FIT постоянно привлекало внимание. К нам подходило много российских компаний; у вообще меня сложилось ощущение, что мы познакомились за эти дни со всем русскоговорящим Парижем. Было также много представителей известных французских компаний, работающих в России, например, Yves-Rocher».

По окончании Paris Retal Week бизнес-миссия Фонда «Сколково» продолжилась в городе Лилль, где расположены штаб-квартиры крупных французских ритейлеров, с которыми работают компании Фонда. Здесь же состоялась встреча с ритейл-акселератором PICOM.

Участники бизнес-миссии "Сколково" в Лилле. Фото: Sk.ru

«Мы посетили головные офисы Leroy Merlin и Auchan, рассказали про "Сколково" и предложили семь сколковских решений ритейлерам, - резюмирует Ольга Стрелова. - С четырьмя компаниями французы решили продолжить общение  сразу после презентации.  Мы узнали о возможностях для российских стартапов в технопарке Eura Technologies, а также посетили демо-зону с новейшими наработками для ритейла. Это был насыщенный продуктивный день, и мы продолжим сотрудничество с нашими новыми партнёрами».