7-го ноября в Москве появится новый, уже восьмой, оператор каршеринга - Car4you. Никаких исторических аллюзий в этом факте искать не стоит: то, что сервис запущен в 100-летную годовщину октябрьских событий 1917 года - простое совпадение, заверил Sk.ru гендиректор Car4you Валерий Хайтович. А вот что неслучайно, так это выбор платформы для сервиса. Ее разработала сколковская компания Cariot, резидент космического кластера Фонда. По словам г-на Хайтовича, общавшегося с несколькими командами разработчиков, предложение Cariot оказалось оптимальным

Сколковская компания предлагает каршеринговым операторам коробочное решение для краткосрочной аренды автомобилей. Оно включает оборудование, приложение для iOS и Andriod и CRM-систему, которая контролирует все бизнес-процессы. «Мы решили пойти по пути предоставления партнерам услуг в формате «все включено», когда мы контролируем все три сегмента и ни от кого не зависим. В этом одно из наших преимуществ, - рассказывает в интервью Sk.ru Михаил Седых, гендиректор компании Cariot.  – Мы разработали этот продукт с нуля, он заточен именно под операторов каршеринга: и оборудование, и прошивка, и тесная интеграция оборудования с приложением. Это очень сложная услуга, но разработка такой платформы – крайне увлекательный процесс».

Car4you стартует 8-го ноября. Фото: Car4you

В послужном списке компании Cariot – взаимодействие с несколькими сервисами каршеринга в РФ и СНГ, где решения сколковской компании внедрены у оператора, сдающего в аренду электромобили. Работа в рамках проекта Car4you началась в марте 2017 года. К тому моменту Cariot был довольно хорошо известен на российском рынке разработчиков решений для операторов каршеринга. «В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей, к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке, - рассказывал Sk.ru Михаил Седых. – Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование  в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения. Кроме того, мы  посчитали, что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей). Заказ мы получили, но,  когда система была готова на 30%, компания-заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик. Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом «Сколково». Проект оказался очень перспективным и инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе,  рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России».

Михаил Седых. Фото: Sk.ru

Используемые в Европе и США решения дороже российских и не слишком удачно вписываются в российские реалии, главным образом из-за особенностей менталитета российских пользователей каршеринговых сервисов. «У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое – не жалко». Так как мы занимаемся разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга, то постоянно проводим исследования рынка  каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и техническую составляющую существующих сервисов. Наша задача – выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб»,  - приводит пример гендиректор Cariot.

Валерий Хайтович. Фото: Sk.ru

Вот как это эти национальные различия выглядит на практике. Во многих европейских странах завершение аренды каршеринговой машины не подразумевает блокировку двигателя. Считается, что раз уж законопослушный водитель нажал кнопку «Завершить аренду», значит, он заглушил двигатель и  вышел из машины. У нас - по-другому; завершение аренды должно сопровождаться блокировкой двигателя или размыканием цепи бензонасоса. Из той же серии особенностей национального каршеринга – планы по оснащению автомобилей алкозамками, датчиками дыма (курение в машинах запрещено) и видеокамерами.

В разработке оборудования и повышении степени его надежности компании Cariot очень пригодилось грантовое финансирование со стороны фонда «Сколково». «Мы чувствуем себя частью большой инновационной экосистемы. Нас постоянно зовут участвовать в выставках, конкурсах и профильных мероприятиях, и это очень мотивирует на дальнейшую работу. Сейчас мы возлагаем большие надежды на то, что «Сколково» поможет нам с поиском инвесторов. Недавно с подачи Фонда я участвовал во встрече с венчурным предпринимателем из Сингапура. Может быть, нам удастся запустить там сервис каршеринга. Мы решили, что в следующем году Cariot будет штурмовать все конкурсы, проводимые либо самим Фондом, либо при его непосредственном участии: Startup Village, «Открытые инновации» и так далее», - делится планами г-н Седых. Он активно взаимодействует с теми резидентами «Сколково», которые занимаются разработкой бесплотных автомобилей и электротранспорта, и не исключает, что в будущем на территории иннограда Сколково появится сервис краткосрочной аренды электромобилей на базе платформы Cariot.

«С основателем компании Cariot Михаилом Седых мы познакомились на конференции Connected Car в  2016 году, я пригласил его стать нашим резидентом,  - вспоминает Владимир Пучков, директор по акселерации космического кластера Фонда «Сколково».  - Михаил рассказал, что у его компании есть план разработать новый продукт - бизнес–платформу и телематическое оборудование для каршеринга. Отличие Cariot в том, что они не являются оператором каршеринга, а предлагают платформу для таких операторов. Первые операторы (Делимобиль, Смартдрайв, Белкакар) использовали адаптированный зарубежный софт и/или разрабатывали решение сами «под себя». Но рынок каршеринга растет, появляются все новые игроки (по оценкам самих участников рынка, спрос на каршеринг в Москве удовлетворен пока не более чем на 30%) и, соответственно, начали появляться клиенты у Cariot.  

В начале лета 2017 года Михаил попросил меня помочь на переговорах с новым клиентом, иностранной компанией, которая собиралась выйти рынок каршеринга в Москве. У этой компании было все готово: финансовый партнер (лизинговая компания), поставщик автомобилей, лицензии и разрешения. Но за 2 месяца до запланированного старта проекта выяснилось, что у них нет платформы и оборудования для каршеринга. У сторон возникли разногласия по ряду причин с иностранным поставщиком софта и оборудования. Проект оказался на грани срыва, так как лизинговая компания отказалась финансировать проект, пока не будет проведена полная демонстрация работы сервиса. Cariot  получил предложение подготовить пилот на 300 автомобилей, но в совершенно нереальные сроки. Михаил решил рискнуть - это был шанс провести стресс-тест системы. Требовалось удовлетворить не только основного заказчика (будущего оператора каршеринга), но также пройти натурные тесты в лизинговой компании и у автопроизводителя. Команда Cariot и их продукт выдержали все проверки с первого раза. 

В итоге, 2 месяца гонки 24/7 без выходных  - и все получилось. Заказчик запустил свой сервис, как планировал по бизнес-плану и начал зарабатывать, а Cariot, доказав рынку качество своего продукта и умение решать сложные задачи, получил новый заказ. С чем я их и поздравляю»,  - сказал г-н Пучков. 

В автопарке Car4you  - Renault Logan II поколения. Фото: Car4you  

«К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе. Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы,  - рассказывает М. Седых. -  В итоге просчитываются  хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые  и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам».

К числу таких пионеров относится и сервис Car4you, который, как уверяет его гендиректор Валерий Хайтович, станет во многом революционным для российского рынка краткосрочной аренды автомобилей. Во-первых, сервис ориентирован на ту аудиторию, которую другие операторы обходят стороной - пользователей от 18-ти лет с минимальным - или вовсе нулевым - стажем вождения. Это студенты, учащиеся колледжей и так далее. «С учетом роста цен на автомобильном рынке все меньше молодых людей могут позволить себе покупку новой машины. Мы же предлагаем им воспользоваться новыми автомобилями. Что до безопасности, то мы убеждены: начинающий водитель ездит аккуратнее остальных. Многочисленные исследования показывают, что новички за рулем более осторожны, чем те, кто за рулем уже несколько лет, - говорит В. Хайтович. – Отрадно, что нам удалось убедить в этом и страховую компанию». Во-вторых, в сервисе предусмотрена посекундная тарификация поездки, что экономит деньги клиента.

Работа в рамках проекта Car4you началась в марте 2017 года. Фото: Sk.ru

Оператор Car4you основан выходцами из девелоперского бизнеса. На рынок аренды автомобилей они обратили внимание после того, как в конце 2014 года в силу неурядиц на рынках их основной бизнес стал менее прибыльным. В автопарке Car4you – Renault Logan II поколения. По словам г-на Хайтовича, «мы сравнивали стоимость популярных у других каршеринговых компаний моделей, продукции АвтоВАЗа, но только представители Renault Россия сделали нам такое ценовое предложение, от которого невозможно было отказаться. Не первом этапе мы выпускаем на линию 55 автомобилей, до конца этого года их количество должно составить 155, а к концу 2018 – тысячу машин».

Гендиректор Car4you высоко отзывается о сотрудничестве с командой Cariot: «Их продукт очень хорош, в нем учтены все наши пожелания. Отдельно хочу обратить внимание на клиентооринетированность партнеров. Перед тем, как  начать сотрудничество с этой компанией, я связывался с двумя командами разработчиков. Но только  с Cariot мы сразу нашли общий язык».