«Иногда мне кажется: последние сведения о Бельгии многие ваши соотечественники почерпнули из «Легенды об Уленшпигеле», - заметил на днях в неформальной беседе с Sk.ru европейский дипломат. Возможно, в своей оценке дипломат даже несколько преувеличивал степень осведомленности россиян о реалиях этой страны, поскольку молодому поколению более знаком английский мальчик с совой, нежели фламандский юноша с совой и зеркалом.

Что уж говорить о бельгийских инновациях. Между тем для страны с населением меньше московского, Бельгия является родиной удивительного количества изобретений. Благодаря бельгийскому химику Эдварду де Шмедту, человечество научилось покрывать дороги асфальтом. Бельгиец Карел Ван де Поле изобрел электрический трамвай, а вслед за ним и троллейбус. Двигатель внутреннего сгорания изобретен бельгийским инженером Этьеном Ленуаром.

Бельгийский мастер музыкальных инструментов Адольф Сакс создал – да, вы правильно догадались, - саксофон. Бельгийский врач Пол Янссен стал автором имодиума, препарата, которым большая часть человечества лечит понос; лекарство было впервые синтезировано в принадлежащей медику компании Janssen Pharmaceutica.

Другой бельгийский врач, Фердинанд Пеетерс, напротив, никогда не патентовал свое изобретение, противозачаточную таблетку. Будучи ревностным католиком, Пеетерс сознательно отказался от состояния, которое принесло бы ему это изобретение. Справедливости ради следует заметить, что первая противозачаточная таблетка произведена в 1957 году в США, но она имела множество побочных эффектов. Этого недостатка была лишена бельгийская таблетка, появившаяся четырьмя годами позже.

Такие разные изобретения, как пластик, индекс массы тела, JPEG, роликовые коньки и даже крикет (что бы об этом ни думали англичане) – все суть плоды бельгийского технического гения и бельгийской любознательности. Не говоря уже, о бельгийском шоколаде, бельгийском пиве и бельгийских вафлях. Даже картофельные чипсы, более известные как French fries, были изобретены в Бельгии (что яростно оспаривают французы).

«Обновление экономической ткани»

«Мы в нашей стране уже довольно давно усвоили для себя необходимость инноваций», - говорит Sk.ru посол Королевства Бельгия в РФ Жан-Артур Режибо, ссылаясь на пример своего родного города Льеж. Когда-то Льеж ассоциировался с тяжелой промышленностью: уголь, металл, сталь. В 60-е годы прошлого века жители города осознали, что эти производства более не дают необходимой добавочной стоимости и, как выражается посол, «пора обновлять экономическую ткань».

Посол Королевства Бельгия в РФ Жан-Артур Режибо. Фото: посольство Бельгии

Эта беседа состоялась в рамках проекта Sk.ru, начатого в декабре прошлого года публикацией «Окно в Швейцарию». Директор Швейцарского центра содействия бизнесу в России (Swiss Business Hub Russia) в Москве Лоренц Видмер рассказал в интервью сайту об особенностях модели инноваций в альпийской республике. Тему продолжает беседа с послом Бельгии, в которой также участвовал атташе по экономике Фламандского региона Андре Де Рейк.

«Мы прекрасно осознаем, что наша страна – не самая дешевая, но это компенсируется высокой производительностью труда. По этому показателю мы одни из мировых лидеров и, например, значительно обгоняем США»

Осознание необходимости «обновления экономической ткани» заняло некоторое время, но вылилось в поиск альтернативного источника доходов, с учетом того, что по уровню зарплаты бельгийцы опережает большинство государств. Очевидным выводом была необходимость поддержать новые технологии.

Конечно, можно было пойти по пути поддержки инноваций с помощью прямых госинвестиций, но это не вполне соответствовало бельгийской экономической традиции. «Мы – рыночная экономика, и роль государства в этом смысле заключается в том, чтобы предоставить частному бизнесу соответствующий инструментарий, - говорит посол. – В частности, все инвестиции в R&D уже достаточно давно освобождены в Бельгии от налога».

В последние пару десятилетий от налогов также освободили зарплаты исследователей, работающих в R&D-центрах. «Это позволяет Бельгии привлекать исследователей со всего мира. Эти люди либо вовсе не платят подоходный налог, либо его уровень значительно ниже, чем у прочих работающих в стране», - утверждает посол.

Бельгия – «Сколково»: взаимный интерес

Его коллега Андре Де Рейк упоминает в данном контексте компанию IMEC, одного из мировых лидеров в нанотехнологиях. В этой исследовательской организации работают инженеры из многих стран, включая Россию. Кстати, - и это тоже имеет непосредственное отношение к специфике бельгийской модели инноваций, - IMEC – «общественная организация» (эти слова г-н Де Рейк произносит по-русски); ее создали университет, государство и индустрия.

«Я привел IMEC в «Сколково», и они сейчас находятся в рабочем контакте», - рассказывает атташе. Контакты, о которых он говорит, были продолжены во время бизнес-миссии Фонда «Сколково» в Бенилюкс в сентябре прошлого года. Один из участников миссии, директор по развитию бизнеса сколковской компании «Тонкопленочные технологии» Григорий Улькин говорил тогда Sk.ru, что рассматривает IMEC как «якорного партнера и возможного заказчика». «Рынок Бенилюкса обширен, интересен и высокотехнологичен», - заметил он.

Питчинг сколковских стартапов в компании IMEC. Фото: Sk.ru

В октябре с.г. IMEC будет участвовать в форуме «Открытые инновации», который пройдет в иннограде, говорит Андре Де Рейк.

По его словам, помимо нанотехнологий, другой сферой потенциального сотрудничества компаний «Сколково» с Бельгией являются беспилотные аппараты. В Бельгии на месте бывшего военного аэродрома действует кластер по созданию и испытанию дронов Drone Port. Одна из сколковских компаний уже взаимодействует с этим кластером. «Вообще контакты со «Сколково» прогрессируют, и в их развитии имеется совершенно определенный взаимный интерес», - считает атташе по экономике Фламандского региона.

«Роль государства  заключается в том, чтобы предоставить частному бизнесу соответствующий инструментарий. В частности, все инвестиции в R&D уже достаточно давно освобождены в Бельгии от налога»

Посол Жан-Артур Режибо подчеркивает, что в российско-бельгийском технологическом сотрудничестве заинтересованы обе стороны. «Когда я только приехал в Москву, то убедился, что в ряде областей Россия находится на передовых позициях, - говорит он. – Например, здесь оплатить парковку автомобиля можно с помощью смартфона; в Бельгии такой сервис еще не получил развития. Или взять Яндекс и его потрясающую систему навигации: это лучше всего того, что имеется на данную тему в моей стране. Поскольку Москва с ее 13-миллионным населением больше Бельгии, где живет 11 миллионов человек, нам определенно есть что позаимствовать из того, что делается здесь, и применить у себя дома».

Сила в гибкости

Но вернемся к бельгийским инновациям.

«Мы прекрасно осознаем, что наша страна – не самая дешевая, но это компенсируется высокой производительностью труда. По этому показателю мы одни из мировых лидеров и, например, значительно обгоняем США, - отмечает глава дипмиссии. – Наша рабочая сила не только владеет несколькими языками, но и отличается большой гибкостью. На этих конкурентных преимуществах мы строим свою экономическую модель».

К числу других конкурентных преимуществ относится география: Бельгия находится в самом центре Европы, до большинства крупных европейских городов и промышленных центров – рукой подать. Что позволяет бельгийцам претендовать на то, чтобы считаться логистическим центром Европы. И это – еще один источник создания добавленной стоимости. В России, кстати, работает несколько логистических компаний из Бельгии.

Все это, по мнению дипломата, является результатом сотрудничества частного сектора и правительств. Посол говорит о правительстве во множественном числе, поскольку в Бельгии, помимо федерального правительства, существуют еще и три региональных: во Фландрии, Брюсселе и Валлонии. В частности, не только федеральное правительство имеет возможность снижать налоги на определенные роды деятельности, но и власти регионов. Так, в Валонии, откуда родом г-н Режибо, вот уже полтора десятилетия действует свой «План Маршалла» (по аналогии с одноименным американским планом, способствовавшим возрождению послевоенной Европы). Этот план предусматривает частно-государственное партнерство между индустрией и региональными властями в некоторых тщательно отобранных отраслях, например, в биотехнологиях.

Другой отраслью, которая получает господдержку в Бельгии, является аэрокосмическая промышленность.

Еще один способ поддержать инновации – развитие фундаментальных исследований в университетах. «Это происходит не только в Льеже, но также, например, в Левене, где результаты таких исследований практически немедленно становятся достоянием частных компаний, создающих на их основе продукты, которые они затем выводят на рынок. Все это есть результат не какого-то одного действия, а целого комплекса мер, предпринимаемых совместно федеральным правительством, региональными властями и частным бизнесом. В этом смысле можно говорить о том, что в Бельгии смешанная экономика», - указывает глава дипломатической миссии.

По его мнению, каждый из партнеров несет равную нагрузку в плане развития инноваций. «Для нашего частного бизнеса инвестиции в исследования – не только условие развития, а способ выживания в глобальном мире. У нас просто нет другого выбора», - замечает он.

В политическом отношении Бельгия – достаточно сложно устроенная страна и сложное общество. В то же время бельгийцев, как считает посол, отличают два качества, которые способствуют их приверженности инновациям: это прагматизм и ориентированность на результат: «Мы можем годами обсуждать политические проблемы, но важно то, чем мы живем день ото дня», - уверен он.

Главный бельгийский секрет

Применительно к технологиям бельгийский подход, в частности, заключается в том, что в стране наберется немного по-настоящему крупных глобальных компаний, таких, как Unilever или Shell. Экономика Бельгии основывается в значительной степени на средних и мелких компаниях, многие из которых по-прежнему являются семейными фирмами. Их относительно небольшие размеры позволяют им быть гибкими и быстро принимать решения.

И еще одно: «Начиная со Средних веков, мы всегда были торговой нацией. Даже когда Бельгии как таковой не существовало, был Брюгге, был Антверпен. Торговля – кровь нашей экономики», - отмечает посол, приводя удивительный пример. Если исходить из того, что ВВП любой страны – это добавленная стоимость, то объем бельгийского ВВП практически равен ее товарообороту.

«Начиная со Средних веков, мы всегда были торговой нацией. Даже когда Бельгии как таковой не существовало, был Брюгге, был Антверпен. Торговля – кровь нашей экономики»

Может ли Россия применить у себя что-то из бельгийского опыта? Посол Бельгии полагает, что сравнивать две экономики – все равно, что пытаться одинаково управлять мышью и слоном. «Мне бы не хотелось в этом смысле давать какие бы то ни было советы. Но одну вещь я хочу отметить. Мы нашли свой путь через страдания, точно так же, как Россия. Когда русские говорят о жертвах в Великой отечественной войне, нам это понятно, потому что мы тоже пережили эту войну, мы четыре года были оккупированы Германией. Количество жертв несравнимо, но многие люди в Бельгии хорошо помнят, что такое война. Мой отец провел в немецком концлагере три года.

Мы усвоили уроки истории, и именно поэтому мы поддерживаем Евросоюз: в Европе было слишком много войн, и почти все они прокатывались по территории Бельгии. Если взять карту Европы, включая Россию, и отметить на ней точками все основные битвы за последние четыре столетия, то наиболее густо эти точки будут расположены в одном месте, и это место – Бельгия. Так что уверяю вас, с нас войн хватит. И в этом, если хотите, состоит главный секрет Бельгии: мы знаем цену миру – не только в плане безопасности, но и в смысле экономического процветания и благосостояния».