Корреспондент Sk.ru познакомился с работой первой в России цифровой патоморфологической лаборатории. Уникальны и предлагаемые ей услуги. «Некоторые этапы диагностического процесса в мире делают только в трех центрах – у нас и в двух зарубежных», - уверяет представительница «ЮНИМ» Ольга Карпова

Направление онкологической диагностики до сих пор оставалось в стороне от инноваций, говорит собеседница Sk.ru. Ключевую роль в нем, как и прежде, играет патолог, который изучает поступающие к нему биообразцы, полагаясь исключительно на свой опыт и навыки. Результат оказывается во многом субъективным, напрямую зависящим от квалификации и загруженности (как правило, крайне высокой) этого специалиста. Как признался Бадма Башанкаев, практикующий хирург-онколог, «без квалифицированного патолога бессмысленны все достижения МРТ, визуализации, искусственного интеллекта».

Фото: Sk.ru.

Отсюда - пугающие цифры подлежащих исправлению диагнозов, которыми охотно делятся в компании «ЮНИМ». В рамках одного из проведенных ее специалистами исследований были проанализированы более 500 случаев, когда пациенту ставили онкологический диагноз. 82% из них были скорректированы по клинически значимым характеристикам заболевания, 14% случаев получили критическое исправление (онкологический диагноз или подозрение на него не были подтверждены полностью или же доброкачественный диагноз был исправлен на злокачественный).

По данным «ЮНИМ», наиболее часто корректируется диагностика лимфом, рака предстательной железы, опухолей мягких и костных тканей. «Я не видел ни одного патолога, который исключил бы возможность ошибки при диагностике. Качественные скандинавские исследования говорят о десятках процентах случаев гипердиагностики», - рассказывал зимой этого года на открытии лаборатории в Технопарке Сколково гендиректор и основатель «ЮНИМ» Алексей Ремез.

Компания постарались максимально цифровизировать сферу онкологической диагностики и разработала два типа программного обеспечения. Первый - это лабораторно-информационная система (ЛИС), которая курирует все процессы внутри лаборатории. Второй - система Digital Pathology, основанная на облачных технологиях сетевая платформа для диагностики. Доступ к ней имеют сотни патологоанатомов, которые получают возможность коллегиально ставить диагноз. В практике «ЮНИМ» бывали случаи, когда данные одного пациента изучали до 700 специалистов из разных стран, что очевидно сводит практически к нулю субъективизм при принятии решения. Любопытная деталь: микроскоп, традиционный рабочий инструмент патолога, есть и в этой цифровой лаборатории, но используется он довольно редко.

Фото: Sk.ru.

Помимо преимуществ, связанных с нахождением в центре инновационной экосистемы (об этом - позже), Ольга Карпова обращает внимание на удобство физического нахождения лаборатории ЮНИМ в Технопарке Сколково. «Технопарк пошел нам навстречу и предоставил специальным образом организованное помещение. Здесь раньше размещался медицинский центр Технопарка, который удовлетворял почти всем требованиям законодательства, регулирующим деятельность лабораторий вроде нашей. Мы специально находимся возле одного из служебных выходов - только через него к нам может поступать биоматериал. Обязательное требования для лаборатории – люди и материалы не должны пересекаться. Также для получения лицензии на наш вид деятельности необходимо иметь отдельную вентиляционную систему, и она у нас есть».

Специалисты «ЮНИМ» определяют, какая часть поступившего в лабораторию материала является диагностически значимой. Оставшийся материал поступает во влажный архив. Хранить его в течение определенного срока- это обязательное требование законодательства. Материал фотографируют, помещают в кассеты с уникальным штрих-кодом (были случаи постановки неверного диагноза из-за того, что в лабораториях путали образцы) и загружают данные в лабораторно-информационную систему ЮНИМ. Далее следуют еще несколько подготовительных процедур - рутинных и выполняемых повсеместно. Жидкость в материале замещают спиртом и формалином (этап проводки), заливают парафином, чтобы образец не испортился и материал сохранил изначальную клеточную систему (этап заливки), нарезают на фрагменты толщиной 1 микрон (этап микротомии), помещают на стекло и окрашивают клетки и мембрану в сиреневый и розовый цвета (окраска). Такая раскраска позволяет специалисту лучше рассмотреть особенности клеточной структуры.

А вот дальше начинается то, что Ольга Карпова называет «магией». Ее физическое воплощение - аппарат для проведения иммуногистохимических исследований. «Это самый точный и пока не слишком распространенный в силу своей дороговизны метод онкологической диагностики. Между тем, это один из наиболее информативных методов морфологической диагностики, позволяющий выявить характер и фенотип новообразования, определить стадию заболевания, - рассказывает представительница ЮНИМ. – На следующем этапе мы оцифровываем полученную информацию и загружаем ее в систему Digital Pathology, с помощью которой специалисты могут общаться в чате, работать одновременно с несколькими стеклами и так далее. И в этом кардинальное отличие от других лабораторий, где стекло попадает не в облако, а на стол патолога». Подобный механизм, кроме «ЮНИМ», есть только в двух лабораториях - в США и Нидерландах. Кроме того, в российской компании создают нейросеть, которая помогала бы патологам ставить верный диагноз.

Как следствие: результат исследования перестает зависеть от местонахождения врача, с ним могут ознакомиться узкие специалисты, занимающиеся конкретным видом онкологического заболевания. Ольга рассказывает: «В сообществе зарегистрированы около 1,5 тысячи патологов, на договорной основе мы сотрудничаем примерно с полусотней из них. Пока этого вполне достаточно». Большая часть экспертов «ЮНИМ» – российские специалисты. «Проблема с патологами в том, что они перезагружены. Например, раком кости в РФ профессионально занимаются всего 3 человека. Это штучные специалисты. Вы сами представляете, как сложно для пациента попасть к ним со стороны. Мы же даем им такую возможность и гарантируем, что исследование займет 72 часа. Конечно, бывают очень сложные случаи, на которые требуется больше времени».

К такой сложной категории, вспоминает собеседница Sk.ru, относился случай 14-летнего юноши из Казахстана, у которого на родине диагностировали рак яичка. Он прошел четыре курса химиотерапии, перенес операцию по резекции яичка и окружающих лимфоузлов. Когда стекла оказались в лаборатории «ЮНИМ» и специалисты детально исследовали образцы, они пришли к выводу – опухоль была доброкачественной.

Фото: Sk.ru

В эффективности анализа, который предлагает лаборатория, имел возможность убедиться и хирург Башанкаев. «3-го января, когда вся страна приходила в себя после празднования Нового года, мы заказали в лаборатории «ЮНИМ» исследование для нашей клиники. Результаты были готовы у 8-му января, причем качество исследования было колоссальным», - поведал г-н Башанкаев.

За неделю в лаборатории «ЮНИМ» рассматривают около двух сотен случаев. Основной пласт клиентов - частные клиники, специализирующиеся на онкологических заболеваниях. «У нас есть несколько договоров с государственными учреждениями, в основном в отдаленных регионах: Тюмень, Архангельск, Еврейская АО. Их пациенты могут очень быстро получить помощь ведущих специалистов. Приходят образцы из других стран: Казахстана, Узбекистана, Украины и Белоруссии», - говорит Ольга Карпова.

До того, как расположиться в «Сколково», компания «ЮНИМ» работала с тем же ПО на базе других лабораторий. Но, вспоминает Ольга Карпова, «когда мы поняли, что не сможем внедрить наши разработки по цифровизации в партнерских организациях, с удовольствием переехали в Технопарк».

Поддержка этого проекта Фондом «Сколково» началась после победы команды в номинации «Система для диагностики» конкурса «ОнкоБиоМед-2015». Тогда стартап получил статус резидента Фонда и финансирование на развитие системы поддержки принятия решения при постановке диагноза. В 2016 году «ЮНИМ» стала финалистом конкурса Startup Village. Летом 2017 года было объявлено: ЮНИМ привлекла инвестиции стратегического инвестора на рынке цифровой медицины, компании Medme. Инвестсоглашение было заключено при содействии Инвестиционной службы Фонда «Сколково».

«Бренд Сколково настолько силен, что наши встречи на самом разном уровне проходят гораздо проще и эффективнее, - рассказывает представительница ЮНИМ. – Большие ожидания мы связываем со скорым запуском Московского международного медицинского кластера на территории инновационного центра. Насколько я знаю, там нет патоморфологической лаборатории. Мы можем быть им полезны».