АНТВЕРПЕН, БЕЛЬГИЯ. В Антверпене есть все. Крупнейший в Европе химический кластер находится на территории этого фламандского города – в мире он уступает только Хьюстону. Второй в Европе грузовой порт (после Роттердама) также расположен в Антверпене.

Алмазный центр Антверпена - не только старейший, но и крупнейший в мире: 85% необработанных камней и 50% обработанных продаются именно здесь, на что намекают развешанные на его улицах баннеры: «Бриллианты – в нашем ДНК с 1447 года».


Строительная компания в Антверпене по-своему поддерживает курс на строительство умного города: "Мы создаем городские пространства, которые делают людей счастливыми".  Фото: Sk.ru

С недавних пор Антверпен также стал Меккой для шопоголиков и именует себя «столицей европейского ритейла»: ежегодно через городские магазины (без учета супермаркетов) проходит 16 миллионов покупателей: это два населения Бельгии или 32 населения самого Антверпена.

Однако амбициозным антверпенцам и этого недостаточно. Мэрия энергично реализует план по превращению Антверпена в самый умный город Европы. Зачем это нужно в зажиточном городе, где и итак всего в достатке?

Крупнейший в мире алмазный центр расположен в Антверпене. Фото: Sk.ru

Ответ на этот вопрос Sk.ru пытался в течение двух дней получить на месте, изучая инновационную экосистему Антверпена. У этого проекта есть некоторая предыстория. В апреле в Сколково побывала делегация Антверпена во главе с мэром Бартом де Вевером. Три десятка крупнейших компаний, около сотни участников – такой представительной иностранной делегации Фонд «Сколково» не принимал никогда. Помимо переговоров с руководством Фонда о возможностях сотрудничества, мэр много рассказывал об опыте Антверпена в реализации крупномасштабных инноваций. Через некоторое время городские власти пригласили корреспондентов Sk.ru ознакомиться с тем, что бельгийцы конкретно имеют в виду, когда говорят о smart city.

«Размеры Антверпена идеальны для любого эксперимента: если работает здесь, сработает везде»

В мэрии Антверпена за разработку инновационной стратегии отвечает Гвидо Мюленер. В недавнем прошлом он был издателем экономического журнала, а затем принял предложение городских властей на практике реализовать то, о необходимости чего говорилось на страницах его издания.

Гвидо Мюленер: Если инновации работают в Антверпене, значит они сработают везде. Фото: Sk.ru

Гвидо затрудняется ответить на вопрос о том, что стало отправной точкой программы инновационного развития Антверпена. В этом смысле бельгийский город отличается от иконы голландских инноваций, Эйндховена (от фламандского города до голландского – рукой подать, 90 км). Эйндховен тоже был зажиточным городом, но однажды все изменилось: градообразующая компания Philips перенесла сборочные предприятия в Китай. Вот тут голландцы всерьез задумались о необходимости создания умного города, чтобы избежать массовой безработицы.

В Антверпене, где пока никакой подобной катастрофы не случилось, инновации осуществляют, так сказать, впрок: «Мы занимаем проактивную позицию со взглядом в будущее», - утверждает Гвидо Мюленер. Для того, чтобы сохранять лидерство, Антверпен должен все время бежать вперед.

Антверпен - столица европейских шопоголиков. Фото: Sk.ru

Впрочем, есть и нечто общее между голландским Эйндховеном и бельгийским Антверпеном (не считая общего нидерландского языка их жителей); идея создания smart city рассчитана, прежде всего, на решение сугубо местных проблем. Как выражается Гвидо Мюленер, «этот проект обращен вовнутрь». Но от того, насколько успешно Антверпен будет решать свои внутренние задачи, в чем-то зависит и судьба подобных проектов в других странах: «Размеры Антверпена идеальны для любого эксперимента: если работает здесь, сработает везде», - говорит он.

Ратушная площадь Антверпена со знаменитым фонтаном римского солдата, отрубившего руку злобному великану, почти вся в строительных лесах. Фото: Sk.ru

Среди первоочередных проблем, которые решают с помощью новых технологий в бельгийском городе, главной, по мнению собеседника Sk.ru, является мобильность. Для человека, который в эти дни впервые попадет в Антверпен, наличие проблемы очевидно с первого взгляда. В городе ведутся такие масштабные строительные работы, как если бы его восстанавливали после вражеской бомбардировки. Это особенно удивительно на фоне того, что нынешний год объявлен в Антверпене «Годом барокко» в честь юбилея Рубенса, но иностранным туристам насладиться фламандским барокко непросто среди котлованов и строительных лесов.

В действительности, по словам представительницы мэрии Катлин де Найер, - это последствия того, что предыдущая городская администрация слишком долго откладывала решение повседневных городских нужд; теперь все приходится делать сразу.

Катлин приехала на встречу на электрическом велосипеде. Как оказалось, решение пересесть с машины на двухколесный транспорт было принято всего полгода назад, когда Катлин перешла на работу в мэрию.

Катлин де Найер пересела с четырехколесного транспорта на двухколесный и теперь точно знает, что не опоздает на деловую встречу. Фото: Sk.ru

На ее прежней работе в частной компании автомобиль входил в ее компенсационный пакет. Мэрия своим сотрудникам машин не предоставляет. На семейном совете было решено, что покупать машину за свой счет (а тем более содержать ее в городских условиях) – слишком большая роскошь, тем более, что дети уже подросли и сами могут ездить в школу - опять-таки на велосипеде.Передвигаться по Антверпену на двух колесах, особенно в условиях временно наступившей разрухи, - гораздо быстрее, чем на автомобиле. Ну а если у сотрудника муниципалитета возникает нужда по служебным надобностям поехать на относительно большое расстояние, можно взять в гараже мэрии разъездной электромобиль, что Катлин и сделала, когда повезла нас в порт Амстердама.

Это частный – но небезынтересный случай решения проблемы мобильности. На самом деле речь идет о гораздо более амбициозном проекте, который нацелен на создание комфортных условий для всех горожан, причем не только велосипедистов и автомобилистов (в отличие, допустим, от Хельсинки, Антверпен не ставит себе цель полностью отказаться от частного транспорта в городе, говорит Гвидо Мюленер), но и, прежде всего, - пешеходов.

На них, в частности, рассчитан проект smart zones. В одной из таких смарт-зон устанавливают умные светофоры, которые с помощью технологий распознавания лиц могут быстрее или медленнее переключать красный свет на зеленый и обратно. Для пожилых людей и детей, переходящих улицу, зеленый свет придержат; молодой и спортивной публике придется шагать энергичней.

Умные зоны также предполагают наличие умного освещения улиц и площадей, интенсивность которого меняется в зависимости от интенсивности естественного света. Вплоть до того, что, если на темной улице ночью появился пешеход, над ним не только зажжется фонарь, но луч света будет сопровождать человека, как если бы ему посветили фонариком.

Это любопытно еще и потому, что Бельгия занимает первое место в Европе по яркости ночного освещения городов, что подтверждает ночной снимок, сделанный с борта МКС: вся Европа более или менее погружена во мрак, и только бельгийцы жгут почти все из 2 миллионов своих городских фонарей. В отдельно взятом Антверпене полагают, что электроэнергией можно распоряжаться разумней: зажигая свет только там и тогда, где и когда это необходимо.

Социальный микс по-антверпенски: во двор мэрии любой может прийти поиграть в баскетбол. Фото: Sk.ru

Важнейший аспект инноваций по-антверпенски – социальный. В Антверпене усвоили урок аномальной жары, вспышки которой прокатились по Европе несколько лет назад. Создана система, помогающая пожилым горожанам легче переносить погодные аномалии.

Прообразом устойчивого городского развития призван стать новый энергоэффективный район New South, первые дома в котором уже построены. Они отапливаются теплом, которое генерируют мусороперерабатывающие заводы. На вопрос о том, хватит ли Антверпену мусора, если распространить подобное решение на другие кварталы, Гвидо Мюленер с улыбкой отвечает: «Не сомневайтесь, хватит».

Матрасы в таких домах сделаны из материала, произведенного на основе углекислого газа; это разработка антверпенского стартапа. Насколько лучше спится в городе, где вместо того, чтобы дышать CO2, можно на него в прямом смысле слова облокотиться.

Так выглядит подземная парковка порта Антверпена. Фото: Sk.ru

Интересно, что New South задуман отнюдь не как элитный район. По условиям выделения земли, частные застройщики возводят и дорогое жилье, и достаточно демократичное в пределах одного квартала. Таким образом достигается то, что здесь называют «социальным миксом». Тоже своего рода инновация.

В этом энергоэффективном квартале Антверпена дома отапливают теплом с мусороперерабатывающего завода. Фото: Sk.ru

Вообще городской чиновник, отвечающий за инновационную стратегию, убежден, что инновации могут кардинальным образом изменить буквально любую сферу человеческой жизни и деятельности. Неожиданный пример из такой сугубо консервативной области, как огранка алмазов. В Антверпене недавно изобретен автомат, который способен заменить человека; Гвидо Мюленер называет это «самым революционным изобретением за всю историю обработки драгоценных камней».

«Бриллианты – в нашем ДНК с 1447 года», - гласит текст баннера в алмазном центре Антверпена. Как выясняется - и инновации тоже. Фото: Sk.ru

В следующем репортаже спецпроекта Sk.ru речь пойдет о том, что такое умный порт Антверпена, и как эти и многочисленные другие инновации взаимодействуют между собой в рамках единой экосистемы.