АНТВЕРПЕН, БЕЛЬГИЯ. В порту Антверпена в любой данный момент находится самый большой по сравнению с любой другой точкой планеты запас кофейных зерен. Кофе выращивают на противоположной стороне Атлантики, но Антверпен, через который зерна расходятся по миру, играет ключевую роль в том, выпьете ли вы привычную чашку кофе на завтрак.

Порт Антверпена существует с середины XVI века и всегда являлся важным игроком в мировой торговле, но в новые времена и вплоть до Второй мировой войны Антверпен был в особенности известен как пассажирский порт. С 1873 по 1934 годы через него выехало в Америку более двух миллионов эмигрантов преимущественно из Восточной и Центральной Европы, а также самих бельгийцев.

В этом футуристическом здании по проекту Захи Хадид находится администрация порта Антверпена. Фото: Sk.ru

Менеджер по инновациям порта Антверпена Пиет Опстале живет в небольшой фламандской деревне, из восьмисот жителей которой двести перебрались за океан. Все они пользовались пароходами бельгийской компании Red Star Line. До наших дней компания не дожила, став жертвой экономической депрессии в 1934 году, но в принадлежавшем ей здании, где переселенцев подвергали дезинфекции перед плаванием в Америку, сегодня устроен уникальный в своем роде Музей эмиграции. Среди его экспонатов - письмо о выходе из состава Прусской Академии наук, которое написал в 1933 году на борту корабля бельгийской пароходной компании Альберт Эйнштейн, покидавший Европу.

Музей эмиграции, устроенный в здании, где европейских эмигрантов подвергали дезинфекции, прежде чем отправить кораблями Red Star Line в Америку. Фото: Sk.ru

Маяк IOT

Сегодня в обязанности Пита Опстале и его коллег входит разработка таких программ, которые превращают порт из транзитного пункта на пути эмигрантов в Америку в маяк для инноваторов. Собственно, одна из программ мэрии, которую поддерживает порт, так и называется The Beacon – «Маяк».

Когда в здании Tolhuis закончится ремонт, оно будет полностью соответствовать названию бизнес-хаба «Маяк». Фото: Sk.ru

Речь идет о бизнес-хабе, специализирующемся на интернете вещей. Его резиденты занимаются также кибербезопасностью, connectivity и большими данными, совместно создавая новые индустриальные и логистические приложения. Партнерами в проекте выступают те самые три кита, на которых держатся все инновации умного города Антверпена: мэрия, порт и Университет Антверпена.

Крупнейший корпоративный партнер проекта - imec, международный микро- и наноэлектронный научно-исследовательский центр. В этом исследовательском центре работают инженеры из многих стран, включая Россию. Кстати, - и это тоже имеет непосредственное отношение к специфике бельгийской модели инноваций, - imec – общественная организация; ее создали университет, государство и индустрия. Со «Сколково» бельгийский центр поддерживает рабочие контакты, как на уровне отдельных стартапов, так и институционально: принимал участие в Strartup Village-2018, а также будет участвовать осенью в «Открытых инновациях».

Бизнес-хаб The Beacon, который еще не полностью вступил в строй, расположился в здании Tolhuis, в чем антверпенцы усматривают определенный символ сотрудничества города и порта. Ранее здесь находились штаб-квартиры крупнейших морских компаний, а теперь здание подновляют, чтобы оно и своим внешним обликом соответствовало новому назначению. Пока же «Маяк» выглядит не слишком презентабельно; впрочем, представительница мэрии Антверпена не стала отговаривать Sk.ru от того, чтобы запечатлеть здание из окна машины. 

Что вынюхивает электронный нос 

При всей важности мэрии Антверпена, задающей стратегические направления инноваций в городе, и Университета Антверпена, который своими исследованиями создает научную базу, а его студенты пополняют ряды стартаперов и сотрудников крупных технологических компаний, подлинным мотором инноваций здесь является порт Антверпена.

На порт Антверпена приходится 25% европейских контейнерных перевозок, или 200 миллионов тонн грузов. Прямо или косвенно порт обеспечивает работой 150 тысяч человек, что соответствует примерно трети жителей второго по величине города Бельгии.

Порт исторически и даже географически доминирует на карте Антверпена. Если сравнить площадь города без окраинных спальных районов с акваторией порта, то последняя кратно превышает городскую территорию. Даже в архитектурном отношении доминантой Антверпена является новое здание администрации порта – и это в городе, который всегда славился своим барроко.

Здание представляет собой шедевр бюро Захи Хадид и было введено в строй в 2016 году; до того полтысячи сотрудников администрации работали в разных локациях. Когда стала очевидной необходимость объединить их под одной крышей, был объявлен международный конкурс. Перед архитекторами поставили только одно обязательное условие: сохранить старое историческое здание бывшего пожарного управления.

Интерьер здания портового управления Антверпена. Фото: Sk.ru

Проект Захи Хадид представляет собой символический союз старого и нового, традиций и инноваций: солидное кирпичное здание, служащее основанием для воздушной стеклянной конструкции. Трудно не прочитать в этой конструкции силуэт корабля, нос которого обращен в сторону реки Шельды. Поверхность корабля, составленная из расположенных под разными углами друг к другу треугольных окон - это живая картина, где вместо красок - постоянно меняющаяся игра света и тени, которые, в свою очередь, - суть отражения серо-стальных вод реки и, как правило, схожего оттенка неба Антверпена. Функционально такое световое решение позволяет нагревать внутренние пространства энергоэффективного здания зимой и охлаждать летом.

Вполне очевидно, что главной темой внутренних пространств здания являются корабли, и даже стойка, за которой сидят секретари в гигантском холле, выполнена в виде лодки. Часть напольного покрытия представляет собой интерактивную карту порта и прилегающих к нему городских районов. Именно стоя на этой карте, мы и познакомились с главным штатным инноватором порта Пиетом Опстале. Вместо длинных приветствий Пит навел свой смартфон на карту и показал, как на дисплее у него оживают названия кораблей, стоящих под погрузкой-разгрузкой в том или ином доке. «Удобная штука, но вообще-то – игрушка», - смеется фламандец и ведет нас в переговорку рассказывать о более серьезных вещах.


Пиет Опстале наводит свой смартфон на карту порта, чтобы узнать, какие суда в данный момент стоят под разгрузкой. Фото: Sk.ru

Один из проектов, которые спонсирует порт, называется iNose. Из 15 тысяч судов, который в течение года заходят в порт Антверпена, многие доставляют в своих трюмах, помимо собственно грузов, еще и разнообразные газы. Ну, например, банановоз использует для перевозки тропических фруктов специальные газы, позволяющие бананам дозревать с нужной скоростью за время пути. Если на обратном пути корабль берет другой груз, он избавляется от ставших ненужными газов. Если помножить такие газовые выбросы на количество кораблей, получится, что Антверпен ежечасно подвергается угрозе настоящей газовой атаки.

Преднамеренно стравливать газы в порту незаконно, однако капитаны кораблей часто идут на это по финансовым соображениям. Кроме того, нередки аварии, когда происходит непреднамеренная утечка газов. Теперь можно вовремя обнаруживать такие выбросы с помощью системы электронных датчиков, получивших название «Электронного носа».

Другая проблема гигантского порта, расположенного при впадении реки Шельда в море, - постоянное заиление акватории. В год объем осадков, откладывающихся на дне, составляет 2 миллиона кубометров. Для того, чтобы порт мог беспрерывно работать, требуется постоянно мониторить уровень накапливающихся на дне осадков. Как это сделать, когда в доках одновременно находятся десятки и сотни судов? Для этого разработаны smart ships, автономные суда-роботы, которые могут сновать между грузовыми судами, не мешая работе и при этом постоянно отслеживая все, что происходит на дне.

По словам Пиета Опстале, еще большей степени, чем в роботах в воде, порт заинтересован в роботах в воздухе. К 2020 году над портом Антверпена будут постоянно кружить дроны. Их задача – предупреждать о разливах нефти и, конечно же, сообщать обо всем, что может угрожать безопасности второго по величине грузового порта Европы.

Поскольку порт – это открытая система, подчиняющаяся ритму приливов и отливов, он призван стать энергоэффективным, максимально используя волновую энергию. Это задача несколько более отдаленного будущего, чем создание флотилии дронов, отчего она, впрочем, не представляется Пиету Оптсале и его коллегам менее актуальной. Море должно питать энергией порт точно так же, как солнце помогает нагревать здание администрации порта.

Для развития всех этих технологий нужны стартапы, а их в морской индустрии явно не хватает, говорит Пиет. Для утоления этого кадрового голода порт Антверпена проводит совместно с другими крупнейшими мировыми портами хакатон, участвовать в котором могут стартапы со всех континентов.

Startup Village по-антверпенски

На инновационном жаргоне цвет, закрепленный за инновациями, – обычно зеленый. Антверпен и в этом нарушает традицию. Масштабный частно-государственный проект новой зоны технологического развития называется Blue Gate. Как признает Гвидо Мюленер, отвечающий в мэрии Антверпена за стратегию инноваций, использование синего цвета в названии проектов, - это отчасти попытка отстроиться от других подобных начинаний в других городах и странах. Конкуренция между инновационными системами в мире – нешуточная. Ну, а в случае с Антверпеном синий – это еще и цвет моря, хотя, если говорить честно, море и река Шельда, на которой стоит город, в действительности имеют серый цвет.

Антверпенский стартап создал технологию, использующую VR для проведения хирургических операций без наркоза: при определенных условиях очки виртуальной реальности могут действовать на пациента как наркоз

А вот главная инициатива в области электронного здравоохранения в Антверпене – синего цвета и именуется Blue Health. Одноименный инновационный центр расположился в здании, на фасаде которого выведено: Startup Village. Ничего не поделаешь – как ни отстраивайся, но инновационные проекты в разных странах обречены на то, чтобы повторять одни и те же названия. В данном случае то, что в «Сколково» является главным двухдневным событием года, в Антверпене представляет собой постоянно действующий акселератор для компаний eHealth. Справедливости ради следует заметить, что сколковская инициатива старше. Инноцентр Blue Health обосновался в своей «стартап-деревне» всего полтора года назад, рассказал Sk.ru директор центра Том Брекелейрс.

Это не Сколково. это - Антверпен. Фото: Sk.ru

По профессии экономист, Том возглавил Blue Health по приглашению компании Microsoft, стратегического партнера проекта. Как это довольно часто происходит в Бельгии, Том Брекелейрс, по его признанию, проводит большую часть жизни за рулем: живет на другом конце страны и разъезжает между домом, Антверпеном и Брюсселем.

В Blue Health принимают только стартапы на зрелой стадии, при этом проекты должны отвечать определенным критериям. Прежде всего, в их основе должны лежать большие данные. Они также должны быть социально ориентированными, мобильными и интерактивными. И, наконец, - забавными, т.е. пытаться максимально соединять самые серьезные медицинские задачи с игровым интерфейсом. Суть того, чем занимаются в Blue Health, Том Брекелейрс определяет как «цифровую трансформацию здравоохранения». В чем-то деятельность центра напоминает работу биомедицинского кластера «Сколково»: стартапы не платят за акселерацию, а антверпенский инновационный центр не претендует на их equity. Всего в поле зрения центра находится порядка 80 компаний; одновременно в коворкинге «стартап-деревни» работает два десятка стартапов.

Том Брекелейрс: Антверпен - испытательная площадка для инноваций. Фото: Sk.ru

Так, компания Karaton разработала технологию для лечения дислексии. Интерфейс представляет собой компьютерную игру, участники которой – дровосеки и заняты тем, что рубят деревья. Для дислектиков одна из проблем – преодолеть ситуацию, когда слова делятся для них на слоги, располагающиеся в произвольном порядке, что мешает чтению. Оказалось, что игра в дровосеков помогает обрести навыки нормального чтения.

Oncomfort, другой антверпенский стартап, который Том упомянул в своей презентации, создал технологию, использующую VR для проведения хирургических операций без наркоза: при определенных условиях очки виртуальной реальности могут действовать на пациента как наркоз. Речь идет о работающей технологии, которая уже применяется хирургами Антверпена.

По мнению Тома Брекелейрса, Антверпен, расположенный на перекрестке основных путей в Европе, может выполнять функцию инновационной испытательной площадки. Удачные эксперименты можно затем масштабировать в любой стране. В сущности, то же можно сказать и обо всех других составляющих того, что в Антверпене считают умным городом.

В заключительном репортаже Sk.ru из Антверпена речь пойдет об инновационной конференции Supernova, которая состоится в конце сентября с участием трех стартапов из «Сколково».

Первый репортаж спецпроекта Sk.ru: Антверпен: масштаб инноваций имеет значение