Omnia mea mecum porto: никогда еще за последние две с лишним тысячи лет со времен Цицерона одна фраза так точно не описывала состояние современного человека. Пусть не собственно в цицероновском смысле (человек всегда носит с собой свой внутренний мир – достаточно неочевидное утверждение здесь и сейчас), но в смысле личных данных, которые ныне умещаются в одном кармане. И никогда еще такая концентрация данных в носимых устройствах не приобретала столь опасного для их владельца характера.

Современный человек буквально излучает персональные данные со своего смартфона, кредитных и дебетовых карт и даже биометрического загранпаспорта. Ситуация, при которой мы в обмен на реальные или мнимые удобства, а то и просто из тщеславия расстаемся со своей персональной информацией, уже названа экспертами журнала The Economist «рабством данных» (data slavery).

Технофеодализм и технокрепостные

К каким неожиданным последствиям, в том числе и политическим, может приводить «рабство данных», показал недавний скандал с британской компанией Cambridge Analytica. Но в той ситуации были без спроса использованы данные, которыми люди по собственной воле делились с соцсетями. В случае с носимыми устройствами, вы не подозреваете, что в портфеле поравнявшегося с вами в толпе человека находится сканер, который за доли секунды считал данные вашей кредитки или электронного документа с чипом. Не говоря о записи геопозиции каждого шага.

Так создаются защитные устройства от рабства данных. Фото: Shield

«Мы живем в условиях технофеодализма», - говорит экономист из Йельского университета Глен Вейл в интервью The Economist.

Действительно, от горячей любви к технологиям до ненависти к их порабощающей силе - один шаг. И вот уже сколковский стартап Shield, специализирующийся на информационной безопасности, предлагает «технологии против технологий», как выражается его генеральный директор Андрей Федоров. Компания создает аксессуары, блокирующие электромагнитные сигналы смартфонов, планшетов, и других устройств инфокоммуникации.

В интервью Sk.ru г-н Федоров рассказал о возможностях своей технологии, ее истоках и амбициозных планах по выходу на мировые рынки.

«Мы взяли бы Фарадея в соучредители»

Теоретические истоки идеи восходят к работам Майкла Фарадея, и можно даже точно назвать дату, от которой берет начало разработка: это 1836 год, когда была изобретена «клетка Фарадея» - устройство экранирования аппаратуры от внешних электромагнитных полей.

Гендиректор компании Shield Андрей Федоров. Фото: Shield

«Мы бы, конечно, взяли Фарадея в соучредители, если бы могли», - смеется Андрей Федоров.

Практическая идея экранировать сигналы носимых устройств пришла к команде стартапа буквально из космоса. Не в том смысле, что у них, как теперь модно говорить, открылись чакры, и они принялись получать подсказки от внеземных цивилизаций. Сам генеральный директор компании – инженер с большим опытом работы в космической индустрии. Сооснователь бренда генеральный директор НПЦ «СОТИС» Михаил Купин — эксперт по электромагнитной совместимости и защите информации.

Компания «СОТИС» открыла в Технопарке «Сколково» лабораторию по испытанию микроспутниковых технологий. «В этом Центре коллективного пользования мы испытываем технику на электромагнитную совместимость, - рассказывает Андрей Федоров. - Помните, еще не так давно мы подносили телефон к монитору, и монитор начинал мерцать: это означало, что электромагнитная совместимость одного из устройств не обеспечена – то ли монитор не устойчив к внешним помехам, то ли излучение телефона превышает норму.

«Наша методика, наш ноухау заключается в том, что мы с учетом опыта изучения и применения разных материалов, можем скомбинировать их таким образом, чтобы получить универсальное работающее решение»

Мы построили в Технопарке экранированную палатку по принципу клетки Фарадея из металлизированной сетки, которая ослабляет внешние сигналы порядка 30 дБ (децибел). Для чего это нужно? Обращается к нам, например, сколковская компания, им нужно оперативно измерить уровень сигнала передатчика, внеполосные излучения, помехоэмиссию. Если бы мы просто поставили перед техническим средством приемную антенну в открытом помещении, то могли бы путать его сигнал с работой лифта, ламп, или других технических и радиоэлектронных средств. Сетка ослабляет внешние шумы, и мы видим конкретный сигнал. Когда происходят более сложные испытания, например, испытания на помехоустойчивость, мы проводим их в аттестованной безэховой экранированной камере: это уже металлическое сооружение с коэффициентом экранирования до 120 дБ, которое убирает все внешние шумы. Если сетка ослабляет радиосигналы в 1000 раз, то там – в сотни миллионов раз. Но для испытаний, что называется, on the go, сетки вполне достаточно.

Итак, мы создали большую экранированную палатку для тестирования технических средств космической отрасли, провели испытания, поняли, что эта штука мобильная и что ее можно собирать по нашей собственной методике. Тогда мы уменьшили изделие до размера чехла».

Со щитом или на щите

В организационном плане для развития этого бизнес-направления был создан Shield («Щит»), спин-офф компании «СОТИС». Заместитель гендиректора «СОТИС» Андрей Федоров возглавил стартап, резидент Фонда «Сколково».

Все устройства тестируются в собственной лаборатории компании. Фото: Shield

Shield производит защитные кейсы для мобильных гаджетов с непробиваемым для радиоволн экраном, кардхолдеры и бумажники, защищенные от дистанционного считывания бесконтактных банковских карт, специальные обложки для загранпаспорта, защитные аксессуары для автомобильных ключей. Эти вещи можно уже сейчас купить в магазине инновационных товаров Технопарка. Выход на более широкий рынок, по словам А. Федорова был невозможен без защиты интеллектуальной собственности разработчиков. После того, как компания подала через Центр интеллектуальной собственности «Сколково» заявку на полезное устройство (один из видов патентования), Shield готов к выходу на большие сети ритейла в России и за рубежом.

Если взять самое популярное устройство, кейс для смартфона, оно представляет собой обычный, на первый взгляд, чехол с двумя карманами. В одном можно просто переносить мобильник, другой полностью блокирует его от внешних сигналов и экранирует его собственные. Помимо того, что это делает смартфон «невидимым» для внешнего мира, он попутно выполняет еще две важные функции.

В кейсе батарейка телефона не разряжается, как это обычно происходит, допустим, на самолете или за городом, где из-за слабого сигнала телефон быстрее садится. Одновременно чехол полностью блокирует электромагнитное излучение гаджета. Вопрос о том, насколько это излучение вредно для здоровья, до сих пор не решен, но ВОЗ включила электромагнитное излучение в список потенциальных канцерогенов. «Наша разработка оставляет все излучение внутри, т.е. от телефона ничего не уходит во внешнюю среду», - говорит Андрей Федоров.

Чехол для смартфона с непробиваемым для радиоволн экраном. Фото: Shield

Генеральный директор признает, что у разработки Shield есть конкуренты в Китае и США, но указывает на преимущества своей технологии: «Применяемый ими материал не позволяет экранировать весь диапазон частот. Мы же изучаем все свойства материалов и понимаем, какой из них подходит для какой частоты. Например, в случае с кардхолдерами банковских карт, которые мы тоже делаем, - там вообще не работает материал, который применяется для мобильных телефонов; он просто прозрачен для низких частот.

Наша методика, наш ноухау заключается в том, что мы с учетом опыта изучения и применения разных материалов, можем скомбинировать их таким образом, чтобы получить универсальное работающее решение.

Эти решения постоянно тестируются в собственной лаборатории компании, а основы изделия собираются под нашим контролем на производстве одного из партнеров Shield в Москве, затем мы их тестируем у себя в лаборатории».

Из цифрового мира в реальный

Если цифровая зависимость или, как ее называет Андрей Федоров, «цифровая интоксикация» не поддается радикальному лечению, то ее последствия можно купировать опять же с помощью цифровых технологий.

У Пабло Неруды в воспоминаниях есть эпизод, когда он попадает на собрание мексиканских поэтов, каждый из которых возбужденно размахивает револьвером. Чтобы примирить темпераментных литераторов, Неруда взял большое сомбреро и попросил участников поэтического собрания сложить в него все револьверы.

Компания Shield предлагает нечто подобное для мобильных телефонов. Любому из нас знакома сцена, когда компания друзей собирается в ресторане пообщаться, но вместо этого каждый утыкается в собственный смартфон. Вернуть людей на время из цифрового мира в реальный можно с помощью разработки сколковского стартапа.

«Согласно исследованиям, из 50 человек, приходящих в ресторан быстрого питания, 40 сидят в гаджетах, - рассказывает собеседник Sk.ru. - Дети в этот момент сидят, обделенные вниманием. У нас сейчас разрабатывается металлическая экранированная капсула для нескольких телефонов. Мы хотим создать с помощью этой штуки, куда будут складываться телефоны, некий ритуал, понятный даже ребенку: папа положил телефон, мама положила телефон… Неважно, происходит дело в ресторане или на деловых переговорах: вы отключаетесь от виртуальности и возвращаетесь к живому общению».

Параллельно компания намерена идти в fashion tech.

«Допустим, бренд Henderson создал куртку, в которой карман с RFID-защитой; идея в том, что в такой карман кладешь несколько карт, и они находятся под защитой от сканирования, - говорит генеральный директор Shield. - Мы можем предложить делать весь диапазон защиты – не только RFID. Такая куртка позволяла бы полностью отключаться от виртуальности».

В этой идее, как во всех прочих разработках компании, суть не в том, чтобы что-то прятать от внешнего мира, а в том, чтобы управлять своими коммуникационными устройствами. «Те люди, которым нужно что-то прятать, вообще не будут пользоваться айфоном, из которого даже не вытащить батарейку, - резюмирует Андрей Федоров. - Наш посыл другой. Я как обычный пользователь не знаю, что это за черная коробочка, что она делает помимо моей воли. Теперь появляется возможность физически контролировать гаджет. Это технология по борьбе с технологиями. В нашей тяге ко всему умному мы отдаем слишком много данных на сторону. Кто-то должен эти данные защитить».