Девиз Люксембурга очень простой: на люксембургском языке, одном из трех официальных языков Великого Герцогства, он звучит так: 'mir llebleiwewatmirsinn'. Что означает: «Мы хотим оставаться такими, как есть».

Единственное великое герцогство в мире; страна, которая оспаривает с Катаром право считаться самой богатой на планете; одно из самых малых государств на карте мира с населением 600 тысяч человек – это все Люксембург.

Люксембург: старинные крепости и современные инновации. Фото: Виталий Шустиков, Sk.ru

Кстати, о картах. Ресторан с самой большой винной картой, свыше 2,2 тысяч наименований вин, также расположен в Великом Герцогстве. И если уж речь зашла о ресторанах, то в Люксембурге насчитывается 12 заведений со звездами Мишлена.

По данным ООН, Люксембург является самым безопасным государством на Земле. При своих карликовых размерах (площадь 2,586 км², для сравнения площадь Москвы лишь немногим меньше, 2 511 км²) Люксембург мог бы считаться городом-государством, но в действительности треть территории Великого Герцогства занимают леса.

Жизнь удалась

Не удивительно, что девизом Люксембурга является: «Мы хотим оставаться такими, как есть».

В каком-то смысле, однако, девиз вводит в заблуждение. Люксембуржцы считают себя еще и одними из мировых лидеров инноваций. Посол Великого Герцогства в РФ Жан-Клод Кнебелер и представители агентства Luxinnovation пришли в Сколково, чтобы рассказать о том, что это означает на практике.

Посол Великого Герцогства в РФ Жан-Клод Кнебелер: "Мне нравится приезжать в "Сколково". Фото: Sk.ru

«Мне нравится приезжать в «Сколково», потому что всякий раз это внушает надежду на то, что в стране растут блестящие предприниматели, которые создают очень интересные компании», - заявил дипломат. По словам посла, который возглавляет дипмиссию в Москве последние два года, но в том или ином качестве работает с Россией более пятнадцати лет, у двух стран «всегда были хорошие отношения». Другие дело, за последние пару лет их характер изменился, считает он.

«В 90-е Люксембург был местом, куда богатые, успешные люди, в том числе, из России, перевозили свои семьи, – вспоминает дипломат. - Я спрашивал этих людей, зачем они это делают. Ответ, как правило, был таким: «Это безопасное, стабильное место, и оно находится достаточно близко от Парижа, чтобы жена могла съездить по магазинам».

Событием, которое в значительной степени все изменило, стал финансовый кризис 2008-09 гг.

«Многие люди, которые до этого работали в представительствах крупных банков, больших компаний, решились на то, чтобы открыть собственное дело, развивать свой проект, в который они верили, - продолжает Жан-Клод Кнебелер. - Я знаю российского предпринимателя, который занимал важный пост в крупном российском инвестбанке. В какой-то момент он пришел к выводу, что корпоративный сектор – не для него, что он хочет заниматься чем-то другим. Это совпало с переменами в семье: они с женой ждали первого ребенка. И вот их семья переехала в Люксембург. Сейчас этот джентльмен возглавляет технологическую компанию со штатом в 60 человек; они производят 3D-сканнеры. При этом он не порывает связей с Россией, где его компания занимается R&D. Т.е. это российская технология, по которой сканнеры собирают в Люксембурге и продают в другие страны.

Цифровая крепость

Мой месседж в том, что для того, чтобы работать в Люксембурге, вам нет нужды представлять «Газпром». Мы – маленькая страна, оптимальная для работы малых компаний, каждой из которых оказывают индивидуальную поддержку. Если у вас есть стоящий, прорывной проект, он будет здесь должным образом оценен и поддержан теми, кто принимает решения, вплоть до министерского уровня. Посольство Люксембурга в Москве также занимает проактивную позицию, мы помогаем российским предпринимателям, которые хотят поехать в Люксембург и собственными глазами оценить возможности работы у нас. Мы также убеждаем наших соотечественников приезжать в вашу страну, открывать для себя Россию, чтобы ощутить живой пульс ее предпринимательства и новых технологий и строить мосты между нашими странами. Мы всячески приветствуем диалог между ними.

В Люксембурге много старинных крепостей, но одновременно это очень современная и разнообразная страна, находящаяся на переднем крае инноваций», - говорит посол. В скобках заметим, что в цифровую эпоху само слово «крепость» приобретает неожиданное звучание. По словам Дэвида Фоя из агентства Luxinnovation, Люксембург может считаться своего рода «цифровой крепостью». Так, правительство Эстонии доверило люксембуржцам резервное копирование всех правительственных данных балтийской страны; их цифровая копия хранится в самом сердце Европы.

Когда иностранец приезжает сюда, он не выглядит белой вороной, он становится одним из нас, потому что более половины из живущих и работающих в Люксембурге родились за его пределами, уверяют представители Великого Герцогства.


Дэвид Фой: в середине октября в Москву приедет бизнес-миссия из 40 люксембургских компаний, которая примет участие в форуме "Открытые инновации" в Сколково. Фото: Sk.ru

В качестве примера интернационального характера люксембургского общества посол сослался на своих спутников, представляющих агентство Luxinnovation: «Оба они родились и выросли в других странах, - заметил дипломат. - Я даже не уверен, что они говорят на люксембургском языке», - улыбнулся он.

Тут из зала послышалось нечто невообразимо непонятное: это Дэвид Фой, отвечающий в Luxinnovation за развитие цифровой экономики, блеснул лингвистическими способностями, продемонстрировав, что он-таки владеет официальным языком Великого Герцогства, который представляет собой диалект немецкого саксонского с вкраплениями французских слов.

Кстати, о языках. Хотя английский не является официальным языком Люксембурга, он на практике выполняет роль языка бизнеса – настолько, что контракты, заключенные в Люксембурге на английском языке, не требуют перевода на официальные языки Великого Герцогства. «На мой взгляд, это очень удобно», - подчеркивает Дэвид Фой. Он знает, о чем говорит, ведь Дэвид – англичанин. 

Его коллега и также англичанин Ян Кресвелл, отвечающий за международные связи в Luxinnovation, рассказывает, что экономика Люксембурга всегда была сильна средними и малыми компаниями, которые традиционно обеспечивают большую часть экономического роста страны. За последние 3-5 лет в Люксембурге также возросла роль стартапов. Изначально стартапы были поддержаны правительством, которое со своими партнерами создавало венчурные фонды. «Сейчас на смену правительству пришел частный бизнес, который заменил его в этой роли, - замечает он – В стране появилось много небольших, четко сфокусированных частных инкубаторов».

Ян Кресвелл, глава международного департамента Luxinnovation, с коллегами из международного департамента "Сколково" Анной Безлепкиной и Максимом Романовым. Фото: Sk.ru

Не в последнюю очередь благодаря этому Люксембург занимает вторую строчку в Глобальном индексе инноваций в нынешнем году.

Со своей стороны, Luxinnovation создал восемь инновационных кластеров. Помимо таких очевидных областей, как ИТ, космос, CleanTech, есть даже кластер, занимающийся морскими инновациями, - и это в стране, не имеющей выхода к морю.  

Сотрудничество со «Сколково»

Сотрудничество «Сколково» с Люксембургом началось в 2013 году, напомнил руководитель международного департамента Фонда Максим Романов. В последние два года сколковские компании побывали в Люксембурге в составе бизнес-миссий. В прошлом году в форуме «Открытые инновации» в Сколково участвовал премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель.

Как сообщил Sk.ru Дэвид Фой из Luxinnovation, в «Открытых инновациях-2018» Люксембург тоже примет самое активное участие. На форум приедет деловая миссия из 40 люксембургских компаний.

Что касается непосредственно связей Фонда с Национальным агентством по инновациям и исследованиям Люксембурга, то в феврале с.г. «Сколково» подписал с Luxinnovation меморандум о сотрудничестве.

Как отметил на церемонии подписания вице-президент «Сколково» по международному и региональному сотрудничеству Юрий Сапрыкин, «Люксембург - это не только крупнейший финансовый центр Европы, чьи банки активно внедряют новейшие финансовые технологии и программы информационной безопасности. Это и крупнейший центр спутниковых исследований в Европе. Компании «Сколково» уже установили контакт со спутниковым концерном SES, несколько наших стартапов заинтересовались разработкой тем, представленных SES в качестве своих инновационных приоритетов».

Посол Люксембурга выступает перед участниками "Сколково". Фото: Sk.ru

Космической и финансовой сферами сотрудничество между «Сколково» и Люксембургом не ограничивается. Когда нынешним летом одному из самых успешных сколковских стартапов, компании ExoAtlet, производящей медицинские экзоскелеты, нужно было открыть европейское представительство, выбор пал именно на Люксембург.

«В ближайших планах ExoAtlet Global на этот год – начать в Европе процесс сертификации; найти клинических партнеров и понять, существует ли возможность грантовой поддержки части клинических исследований и научных медицинских исследований с участием клиник, - сказала Sk.ru сооснователь компании ExoAtlet Екатерина Березий. - Необходимо также начать процесс изучения существующей системы медицинских страховых выплат в европейских странах. В каждой стране эта система уникальна. Для того, чтобы пройти медицинскую сертификацию в странах Евросоюза, достаточно получить ее в любой из европейских стран. Этот же сертификат действителен во многих других странах, например, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке».

Другой компанией Фонда, активно выходящей на международные рынки, является производитель сверхпрочных 3D-принтеров Anisoprint, который печатает детали для вертолетов, микроспутников и самолетов Airbus. Основатель компании Федор Антонов рассказал, зачем ему потребовалось открывать офис в Люксембурге.

По его словам, он рассматривал для продвижения на зарубежные рынки несколько стран. Но в итоге решающую роль сыграло то, как к его идее отнеслось агентство LuxInnovation: «Они были очень открыты, очень полезны», - сказал Федор Антонов. Агентство также помогло найти партнера для проведения R&D, им оказался Люксембургский институт науки и технологий. «Сейчас мы работаем с ними над несколькими совместными проектами», - добавил глава Anisoprint, который отмечает, что люксембуржцы очень сильны в материаловедении.

Другой фактор, который отметил Антонов, – география: «Очень удобно находиться в центре Европы. В нынешнем году мы начинаем продажи в Германии, в следующем – во Франции».

И последнее. По мнению основателя компании Anisoprint, расстояние до людей, принимающих решения, еще короче, чем географические дистанции. «Когда требуется поддержка, нет нужды обращаться к бюрократам средней руки. Мы получаем помощь от людей самого высокого уровня».