«Она созрела и как спелый плод готова упасть с дерева, - пишет ресурс Wired. – Похоже, наступил момент, когда она по-настоящему начнет оказывать влияние на нашу жизнь».

О чем это? О технологии (точнее, технологиях) распознавания лиц. За год, что прошел с момента, когда компания Apple презентовала iPhone X, миллионы людей по всему миру сделали разблокирование смартфона с помощью собственного лица частью повседневного опыта.

Как подчеркивает журнал Forbes, популярность биометрической идентификации с помощью распознавания лиц, помимо сугубо практических причин, имеет под собой психологические основания. Вместо того, чтобы получать доступ к искомому с помощью чего-то, что вы знаете (пароль), или имеете при себе (ноутбук, бейдж), вы расширяете круг возможностей, используя то, чем вы, собственно, являетесь.

Не только зеркало души

Парадокс заключается в том, что на фоне того, как миллионы людей во всем мире приобретают личный пользовательский опыт, ежедневно сталкиваясь с практическими применениями технологии распознавания лиц, сама по себе технология часто воспринимается как преимущественно способ ловли преступников.

Иммобилайзер узнает хозяина авто по его лицу и не позволит тронуться с места угонщику. Фото: VisionLabs

Так, Forbes в недавней статье о перспективах технологии иллюстрирует ее успехи на примере аэропорта имени Даллеса в Вашингтоне, где уже на третий день после установки новой биометрической системы она выявила человека с фальшивым паспортом; сотрудники аэропорта, проверявшие документ, не нашли в паспорте ничего подозрительного.

В мае с.г. сообщалось, что система распознавания лиц от российской компании VisionLabs за первый месяц работы в московском метро помогла поймать 42 рецидивиста, значившихся в розыске.

«Это очень узкий взгляд, что наши технологии только помогают ловить преступников, - говорит Sk.ru Александр Ханин, основатель и генеральный директор участника «Сколково» компании VisionLabs. - Так сложилось, что в банках мы тоже помогаем ловить преступников. Но дело в том, что преступников – не больше одной десятой доли процента от всего населения. Это не голословное утверждение, мы пользуемся, в частности, статистикой банков, где с помощью нашей технологии обработаны миллионы обращений. И мы знаем, что уровень мошенничеств составляет примерно 0,1%.

Поэтому 99,9% клиентов банков и в целом 99,9% людей – это добропорядочные граждане. В России в федеральном розыске находится несколько десятков тысяч – отнюдь не миллионы, как кто-то может думать, т.е. это доля процента от населения России. Приоритетные задачи нашей платформы, которые дают эффект в большом масштабе, относятся к основной массе населения».

Основатель и генеральный директор компании VisionLabs Александр Ханин: «Наша платформа в большинстве случаев не требует для  эффективной работы специального оборудования. И за это нас любят». Фото: Sk.ru

В интервью Sk.ru Александр Ханин рассказал о трансформации, которую претерпели технологии и бизнес его компании за минувший год. Под управлением софта VisionLabs в мире работает полтора миллиона видеокамер; у компании сейчас имеются партнеры в 38 государствах, офисы в Москве и Амстердаме, а международный конкурс выпускников лучших технологических вузов на право стать стажером VisionLabs – не менее пяти человек на место.

Think globally

«За последний год мы проделали большую работу по выводу продукта на международный рынок, - говорит А.Ханин. - Мы трансформировались в плане технологии, научились распознавать лица в разных регионах с одинаковым качеством. Это подтверждается международными тестами.

Мы провели продуктовую трансформацию: привели продукт в соответствие с нормами законодательства разных стран. Например, в Европе у нас продукт соответствует нормативным актам GDPR, а в ряде европейских стран - местным нормативным актам. В ряде азиатских стран наш продукт также сертифицирован. Поэтому мы продаем там не только технологию, но сертифицированный продукт, который можно использовать эффективно и легально.

В Северной Америке у нас тоже есть внедрения: не на тестах, не в шоурумах, а в продакшн; им пользуются люди»

Под управлением софта VisionLabs в мире работает полтора миллиона видеокамер; у компании  партнеры в 38 государствах, офисы в Москве и Амстердаме, а международный конкурс на право стать стажером VisionLabs – не менее пяти человек на место


Говоря это, Александр показывает на своем смартфоне видео, снятое в офисе одной из компаний в Сан-Франциско. Человек подходит к закрытой двери, и установленная на дверном косяке небольшая коробочка, сосканировав лицо, распахивает перед сотрудником дверь. «Пропуск не нужен» - комментирует Ханин.

В отношении нормативной базы в Америке все достаточно просто, продолжает он; сертификации не требуется, если только речь не идет об участии в государственных проектах, но VisionLabs там не участвует в государственных проектах, как, впрочем, и в остальных регионах, где компания работает преимущественно с коммерческими партнерами.

В России, в отличие от зарубежного рынка, компания чаще всего осуществляет продажи напрямую.

Видео предоставлено компанией VisionLabs.

  

Другим важным итогом года стало изменение бизнес-стратегии на глобальном уровне. «Мы не продаем напрямую, мы продаем только через партнеров, - поясняет собеседник Sk.ru. - Большинству наших клиентов требуется готовое интегральное решение - вместе с оборудованием, вместе с настройкой, круглосуточной техподдержкой. Поэтому мы выступаем в роли Intel Inside. Неважно, какую внешнюю оболочку выберет партнер; неважно, в конце концов, с каким клиентом он начнет работать, - а партнеров у нас много, - в большинстве случаев внутри будет наша технология.

Мы планомерно вытесняем те движки, которые раньше были массово распространены в 2000-х, начале 2010-х гг, и заменяем их на более современные. В ряде компаний-партнеров мы на примерах большого количества референсов рассказываем, как надо правильно работать, и они этим пользуются, несут лучшие практики своим клиентам.

Т.е. мы не пытаемся открывать офисы во всех точках земного шара, конкурировать с нашими партнерами, продавать готовые комплексные решения. Часто мы делаем продажи как white label: партнер продает продукт под своим именем, но внутри - наша технология.

Вообще у нас концепция такая. Мы не приходим и не пытаемся кому-то навязать свою камеру чудесную или оборудование нашего партнера. Мы стараемся работать на той инфраструктуре, которая уже создана. Можно сказать, что наш софт, наша платформа в большинстве случаев не требуют для своей эффективной работы специального оборудования. И за это нас любят».

70% выручки VisionLabs в России приходится на финансовый сектор; далее по степени популярности технологии идут телеком и ритейл. «В силовые структуры мы ничего не продаем», - подчеркивает Александр Ханин.

«Мы не продаем напрямую, мы продаем только через партнеров. Неважно, какую внешнюю оболочку выберет партнер; неважно, в конце концов, с каким клиентом он начнет работать, - а партнеров у нас много, - в большинстве случаев внутри будет наша технология»

Основные продажи на мировом рынке приходятся на Юго-Восточную Азию и Японию. Там продаются решения в основном для ритейла и банков. Приоритет в этом регионе – контроль доступа и общественная безопасность, технологии для smart city.

Умные решения для умного города

В течение последнего года Sk.ru опубликовал не менее полутора десятков новостей от VisionLabs, связанных с внедрением того или иного применения созданной компанией платформы LUNA. В московском жилом комплексе Архпроект «ЛИЦА», например, была реализована система бесконтактной идентификации жильцов, которые могут входить в дом без ключа, функцию которого выполняет видеокамера домофона, безошибочно распознающая лицо собственника.

В гостиничном бизнесе решение VisionLabs позволяет быстрее регистрировать постояльцев. А в будущем распознавание лиц может быть внедрено для автоматического открытия замков в номерах. Эта история имеет большие перспективы. Согласно докладу Hotel Report 2025, подготовленному компанией Oracle, системы, основанные на распознавании лиц для идентификации и интерактивного общения с клиентами, вызывают растущий энтузиазм операторов гостиничных сетей: 72% опрошенных планирует внедрить такую технологию в ближайшие четыре года.

Аналогичная система заменяет ключ от автомобиля. О внедрении этого сценария объявил партнер компании NVIDIA. Как рассказывает глава VisionLabs, решение было внедрено достаточно давно, но партнер решил объявить о нем только в октябре на международной конференции GTC Europe в Мюнхене. Что, кстати, иллюстрирует политику VisionLabs в отношении новостей. «Это может показаться достаточно скучным, но мы анонсируем сделку только когда подписан контракт и завершено внедрение», - говорит гендиректор. При этом компания сама предпочитает не объявлять о своих успехах, предоставляя это право партнерам.

На конференции GTC Europe в Мюнхене было анонсировано внедрение функции распознавания лиц внутри и снаружи автомобиля в платформу NVIDIA DRIVE. Фото: VisionLabs

В случае с NVIDIA, продолжает А.Ханин, «они по своей инициативе взяли наш движок, сравнили с другими, выбрали именно нас – основными конкурентами были китайцы, - встроили себе в платформу и теперь показывают это решение. 108 производителей OEM электроники [original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования»— компания, производящая детали и оборудование, которые могут быть проданы другим производителям под другой торговой маркой – Sk.ru] для автомобилей будут рекламировать этот продукт».

В Японии одна из ресторанных сетей использует технологию VisionLabs для выявления постоянных клиентов. Если человек раз за разом ходит в это заведение, неважно, в какую именно локацию сети, его могут наградить скидочной картой. «Эту карту необязательно носить с собой – главное, что у вас всегда с собой лицо, - улыбается Александр. - Вас могут посадить за любимый столик, налить любимый чай, приветствовать персонально».

Нечто похожее VisionLabs делает для выявления постоянных клиентов авиакомпаний в России и за рубежом. Если брать шире, то компанию весьма интересуют возможности применения своих технологий в крупных аэропортах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, где у сколковского участника сейчас идут крупные пилотные проекты.

В России основной поток новостей, связанных с VisionLabs, касается банковских сервисов. Главные инновационные сценарии компании в этой сфере – обслуживание без документов, ускоренная процедура проверки документов, получение услуг дистанционным образом.

«Именно это создает основную ценность, - отмечает Александр Ханин. - То же самое с транспортом. Конечно, мы можем ловить людей, которые перепрыгивают через турникет, пытаются пройти «паровозиком», не заплатив, но основная ценность – это оптимизация потоков, когда вы понимаете реальное количество людей, частоту их появления и можете дальше прогнозировать и оптимизировать пассажиропоток.

Москва сейчас – это город для людей, для пешеходов, и общественный транспорт активно развивается. Поэтому нам интересно участвовать в подобных проектах, чтобы на большом масштабе отрабатывать технологию. Аналогичные проекты smart city мы реализуем не только в Москве, но и во многих других городах в разных странах, в том числе, в Азии, в Латинской Америке.

Масштабные идеи

«Поскольку в отличие от 99% наших конкурентов мы работаем в коммерческой сфере, у нас периодически возникают масштабные идеи, - замечает Александр Ханин. - Под управлением нашего софта сейчас работает порядка полутора миллионов камер в России и за рубежом (не считая мобильных телефонов). На большом объеме данных удается учесть реальный пользовательский опыт. В итоге мы пришли к ряду сценариев, которые могут быть еще сильнее масштабированы. Например, оплата покупок с помощью лица».

Справедливости ради следует заметить, что случаи применения такого сценария уже есть в Китае, хотя до массовых внедрениях дело пока не дошло. В Китае есть банкоматы, в которых можно снять деньги без карты, показывая QR-код и лицо вместо пин-кода.

«Поскольку в отличие от 99% наших конкурентов мы работаем в коммерческой сфере, у нас периодически возникают масштабные идеи»

«Но Россия в плане технологий тоже очень продвинутая страна, - настаивает А.Ханин. - Например, российский банковский сектор – один из самых продвинутых в мире: по уровню технологий он опережает Соединенные Штаты, не говоря уже о Европе. Поэтому у нас есть сценарий оплаты покупок лицом как альтернативы Apple pay, наличных и банковских карт.

Мы верим в то, что в ближайший год будет много проектов, связанных с коммерческим транспортом, когда в грузовики, автобусы устанавливается дополнительный девайс – транспондер, который мониторит состояние водителя, чтобы он не писал эсэмэски, не спал за рулем и не пьянствовал. Устройство также проверяет его личность. Если мы говорим про общественный транспорт, про грузоперевозки, там очень важна идентификация – и для общественной безопасности, и в интересах логистических компаний, которые теряют большие деньги из-за того, что дальнобойщики засыпают за рулем».

VisionLabs внедряет ряд сценариев по банкоматам. Пока что это не полностью бескарточное обслуживание, а дополнительный фактор проверки. Александр ссылается на личный пример, чтобы проиллюстрировать ценность такой дополнительной проверки. У него за этот год два раза деньги украли с карты т.н. «скиммеры», которые делают копию карты, а затем миниатюрная камера фиксирует, когда клиент вводит пин-код. С дубликата карты снимают наличность в другой стране. Деньги главы VisionLabs злоумышленники сняли в Коста-Рике. Банк потом всю сумму вернул, но опыт был неприятным. Этого опыта можно было бы избежать, если бы в банкомате использовалось решение, которое с помощью технологии распознания лиц позволяет установить, пользуется ли картой ее владелец.

Говоря о масштабных проектах, собеседник Sk.ru особо отмечает участие компании в единой биометрической системе (ЕБС), которую 1 июля запустил «Ростелеком». Идентификация проходит по изображению лица и голосу. Там VisionLabs – основной вендор по лицу, а компания ЦРТ (тоже участник Сколково) – основной вендор по голосу. Благодаря этому сервису ряд операций можно выполнять дистанционно - например, открывать банковский счет, получать кредит и т.д. Достаточно одного, первого визита в любой из банков, участвующих в системе, где клиент сдает свои биометрические данные, чтобы затем пользоваться банковскими услугами дистанционно во всех банках ЕБС.

«Пусть атакуют!»

Опыт VisionLabs показывает, что возможности применения технологий компьютерного зрения, в которых российская компания является одним из мировых лидеров, ограничен только человеческой фантазией. Вопрос в том, насколько эти технологии безопасны.

В июле много шуму наделала новость о том, что софт компании Amazon, проданный в ряд отделений полиции, ошибочно идентифицировал 28 американских конгрессменов как уголовников, отбывающих наказание в федеральных тюрьмах США. Впоследствии полицейские отказались от использования этой технологии.

Помимо изъянов софта всегда существует угроза со стороны хакеров, которые могут использовать, например, цифровые маски для взлома системы. Между прочим, сама компания VisionLabs с успехом создает такие маски, в частности, для соцсетей. Возможен ли сценарий, при котором злоумышленники используют маски VisionLabs для взлома софта VisionLabs?

Цифровые маски от VisionLabs становятся все более реалистичными. Фото: Sk.ru

«У нас действительно очень совершенные маски, и за минувший год мы выпускали существенные обновления, которые сильно повысили их реалистичность, - рассказывает А.Ханин. - С помощью этих масок, наверное, можно сломать ряд других технологий, нашу – нельзя. Если у нас есть яд, то есть и противоядие. Мы понимаем структуру – как формируются маски, какое там распределение бликов, мы понимаем мимику и очень часто распознаем лица в динамике для того, чтобы понимать, что это реальный человек».

-А если кто-то сделает маски лучше VisionLabs?

-Пожалуйста, пусть атакуют. 8 июня в Москве в рамках конференции Machines can see 2018, которую мы проводили в партнерстве со Сбербанком и NVIDIA, специально был устроен конкурс атак на нашу платформу распознавания лиц. Теперь мы работаем с победителями и устраняем бреши. На конференции собралось почти 2 тысячи посетителей. В конкурсе по атакам на распознавание лиц приняло участие несколько сотен человек. В целом мы получили очень ценный опыт, как хакеры пытаются взломать систему распознавания лиц и, безусловно, конвертируем этот опыт в улучшение нашего продукта».