В советские годы был популярен анекдот. «Скорая помощь» увозит с улицы прилично одетого пьяного мужчину, в кармане которого находят записку: «Просьба не удалять аппендицит. Уже дважды удаляли».

Заместитель генерального директора сколковской компании «Республика» Сергей Вищипанов в те годы еще не родился; ему 23 года, и он уверен, что является самым молодым резидентом «Сколково» из числа основателей компании. Проверить это утверждение не так просто, с учетом того, что в Фонде более 2 тысяч компаний, и специальной статистики на этот счет не ведется, но, например, из сколковских участников недавней конференции Startup Village он действительно был самым молодым, что зафиксировано в данных CRM.

Как бы то ни было, выраженная когда-то в анекдотической форме идея о том, что каждому не помешало бы носить с собой медицинские данные на экстренный случай, воплотилась в наши дни в проект QRepublik. Медицинский идентификатор - это устройство размером с телефонную «симку», которую можно носить на наручных часах или браслете, и которое содержит медицинскую информацию о пользователе.


Такие браслеты с медицинским идентификатором от QRepublik уже доступны на американском рынке. Фото: Sk.ru

Эта технология уже доступна на рынке Соединенных Штатов, рассказал Sk.ru Сергей Вищипанов. Интервью было записано в Филадельфии, где компания «Республика» принимала участие в бизнес-миссии Фонда на конференции BIO.

«В основном мы работаем в США, Европе и странах СНГ, - говорит сооснователь компании. – Наша основная технология – неэлектронные медицинские идентификаторы (Medical ID). Речь идет о носимом неэлектронном устройстве, которое с помощью QR-кода сообщает о человеке медицинскую информацию, заранее сохраненную в его личном кабинете. QR-код можно сканировать любым смартфоном, и он представляет собой ссылку на страничку в интернете – это как соцсеть, только более защищенная. Вся информация при необходимости переводится на 24 языка, причем перевод осуществляется с помощью нашей же технологии, т.е. без участия сторонних систем перевода. Допустим, фраза «Я диабетик» будет переведена одним словом: «Диабет» - зачем нужен контекст, если нужна суть? А названия любых препаратов будут переведены не транслитерацией, а наименованием активного вещества, дженериков, присутствующих на рынке страны, где сканируют устройство»

Medical ID – главный продукт «Республики». Он продается в Соединенных Штатах в виде насадки на часы либо браслета. Сейчас компания внедряет новый вид носителя – наклейки. Внутри размещены различные сервисы телемедицины в зависимости от типа страховки человека, а также региона.


Сергей Вищипанов, похоже, самый молодой резидент  "Сколково" из числа основателей компаний, на BIO в Филадельфии.  Фото: Sk.ru

Важная особенность разработки заключается в том, что используемые в ней данные деперсонализированы, благодаря чему, по словам С.Вищипанова, девайс от QRepublik сейчас - единственный Medical ID, разрешенный в Европе: «У нас в облаке нет персональных данных на человека; есть разношерстные данные, которые соединяются в профиль по физическому QR-коду. Таким образом, в нашей системе не хранится пользовательская персональная информация. Нет, условно говоря, информации о том, что у Жени болит живот. Есть отдельно Женя и – то, что у кого-то болит живот. QR-код объединяет эту информацию».

Travel ID

Другой продукт «Республики», основанный на той же технологии, – туристический идентификатор, Travel ID.

«Они у нас внедрены на нескольких горнолыжных курортах; девайс помещается на ски-пасе, - поясняет собеседник Sk.ru. - Человек едет на горнолыжный курорт, например, во Францию, и существует много сценариев, когда такой идентификатор может пригодиться. Например, если человек не знает языка; или это ребенок, который может потеряться на склоне; или травма и требуется срочная помощь. С помощью сканирования QR-кода можно увидеть страховку и другую необходимую информацию на языке места пребывания».

«В нашей системе не хранится пользовательская персональная информация. Нет, условно говоря, информации о том, что у Жени болит живот. Есть отдельно Женя и – то, что у кого-то болит живот. QR-код объединяет эту информацию»

Нынешней весной некоторого шуму наделала новость о том, что Travel ID от QRepublik введен в Киргизии на национальном уровне.

«10 мая у нас запустился пилот, сейчас система заработала в полную силу, - говорит Сергей Вищипанов. - Туристы, приезжающие в страну, на паспортном контроле получают наши идентификаторы. В одном интерфейсе – все туристические сервисы Киргизии и информация на случай экстренной ситуации.

Эти технологии, как сам проект для безопасности туристов, пока нигде в мире не применяются», - утверждает он.

Отработав эту историю в Киргизии, компания намерена продвигать ее на другие международные рынки.

«Я умею кодить, потому что прогуливал институт»

Компанию «Республика» создали в 2014 году два человека: Александр Сенкевич, генеральный директор, и его заместитель Сергей Вищипанов: «Я был слишком маленьким, когда основывали компанию, чтобы претендовать на должность гендиректора», - смеется Сергей. И уже вполне серьезно добавляет: «Если мы работаем в России, молодого человека воспринимают очень нехорошо, не говоря уже о Киргизии, - там институт возраста выше любого другого института».


Сергей Вищипанов рассказывает участникам конференции BIO в Филадельфии о возможностях технологии QRepublik. Фото: Sk.ru

Обязанности между партнерами, по словам Сергея, распределены так. Генеральный директор в основном занимается операционным управлением плюс продвижением на локальных рынках; за работу на международных рынках и технологию полностью отвечает замгендиректора. Всего в команде 12 человек, включая технического директора Петра Аббасова, который живет во Франции, занимается, в частности, вопросами защиты данных.

Вищипанов родом из подмосковного Долгопрудного. По образованию экономист, окончил факультет экономической безопасности РАНХиГС. «Очень люблю свою альма-матер, но занятия прогуливал, - признается он. – Потому и умею кодить».

Да и то сказать, когда запускался проект QRepublik, сооснователь компании еще не достиг совершеннолетия.

Первым проектом был сервис визиток, на который наносили QR-коды. Идея была забавной, но - не пошла.

Дальнейшее Сергей описывает в следующих выражениях: «Как-то мы увидели фотографию китайской бабушки со значком, на котором было написано: моя медицинская информация и - QR-код. Подумали: «О, давайте сделаем то же самое для наших бабушек». В итоге мы перепрофилировали сайт под медицинскую тематику и потом в течение нескольких лет с этим игрались. И пришли к выводу, что такая штука пока больше востребована за рубежом. Начали развивать историю, чтобы сайт не просто формально переводился на английский, а постарались сделать так, чтобы каждая языковая версия была аутентичной.

Тогда уже появилась нормальная команда, мы создали технологию обработки данных: на 24-х языках понимаем медицинский контекст и сводим информацию о человеке с международным классификатором болезней. По этим данным можно также делать статистический анализ; допустим, проводить в США  исследования о влиянии того или иного типа диабета на выбор того или иного типа инсулина.

Вот так потихоньку создалась нормальная компания. У нас есть офис в Страсбурге, скоро, видимо, будем открывать офис в Нью-Йорке».