Назвать чилийского бизнесмена и летчика Клауса фон Шторха космонавтом было бы не вполне справедливо. Дважды он был близок к тому, чтобы совершить полет на МКС, один раз в составе миссии НАСА, другой раз – как бортинженер российского экипажа, но по различным причинам не смог этого сделать. Тем не менее, на родине фон Шторх считается главным космическим экспертом, а сам он утверждает, что в свои 57 лет не расстался с надеждой слетать в космос.

Клаус фон Шторх посетил Фонд «Сколково», где ознакомился с работой Центров коллективного пользования, побывал в лаборатории сколковской компании «Спутникс», а также в учебном и исследовательском Центре компании «Боинг» в иннограде. В интервью Sk.ru фон Шторх, который входит в состав научно-технической комиссии по вопросам освоения космоса при правительстве Чили, поделился впечатлениями от увиденного и рассказал о своем пути в космос.


Клаус фон Шторх осматривает капсулу спускаемого аппарата в иннограде. Фото: Sk.ru

Визит в «Сколково» был ознакомительным; Клауса фон Шторха сопровождала его семья. Как говорит его супруга Ана-Мария, ее муж владеет в Чили электростанцией, но это способ зарабатывать деньги, а все, что связано с небом, – для души. Поскольку до звезд далеко, он пилотирует гражданские самолеты одной из чилийских частных авиакомпаний. На прошлой неделе, когда произошло полное солнечное затмение, которое можно было лучше всего наблюдать в Южной Америке, Клаус сделал несколько фантастических снимков с борта самолета, которым управлял.

Клаус фон Шторх родился в Сантьяго в семье иммигрантов из Германии 20 июля 1962 года, в день, когда первый американский астронавт Джон Гленн полетел в космос. «В детстве, как многие в моем поколении, я мечтал о космических полетах, - говорит собеседник Sk.ru. - Мой отец коллекционировал шевроны астронавтов. Возможно, это тоже усилило мой интерес к космосу.

В то время чилиец не мог надеяться стать космонавтом; самое близкое к этой профессии – стать военным летчиком, что я и сделал, когда мне исполнилось 17 лет. Впоследствии летал на боевых самолетах, в том числе. истребителях F5. В 1992 году главком ВВС Чили принял решение развивать космические технологии: создавать собственные спутники и запустить своего астронавта в космос. Что, конечно же, было затруднительно в отсутствии национального аэрокосмического агентства».

Так или иначе чилийца отобрали кандидатом в отряд НАСА. Пригодился опыт военного летчика, который нужно было дополнить профессиональным багажом авиаинженера, и Клаус фон Шторх на пять лет отправился учиться в Калифорнийский университет. 


В лаборатории сколковской компании "Спутникс" с директором по маркетингу Анатолием Копиком и проектным менеджером Иваном Косенковым. Фото: Sk.ru

Когда в 1997 году он возвращается в Сантьяго, Чили уже успела приобрести первый космический опыт, и этот опыт не был вполне позитивным. Чилийцы построили в Англии спутник FASat-Alfa, который запустили с космодрома в Плесецке. Это было в 1995 г. Произошла авария, и спутник не смог отделиться от украинского спутника, к которому был присоединен.

«Так что к моменту моего возвращения домой интерес в Чили к космической теме поостыл, - улыбается Клаус фон Шторх. - Тем не менее я стал работать в группе по управлению и использованию первого собственно чилийского спутника, FASat-Bravo, который запустили в 1998 году с Байконура».

Между тем чилиец познакомился с одним из руководителей НАСА, и ему предложили принять участие в полете на космическом челноке. «В рамках этой миссии мне предстояло осуществить медико-биологический эксперимент, связанный с вестибулярной системой. Эксперимент готовила группа чилийских медиков. Для формализации проекта президент Чили должен был направить соответствующее письмо президенту Клинтону. Поскольку в Чили все еще не существовало собственного аэрокосмического агентства, письмо застряло в каких-то бюрократических коридорах, и когда его-таки отправили, в Америке был уже другой президент, Буш. Так что этот полет не состоялся по, скажем так, административным причинам.

Следующий этап моей космической карьеры связан с авиакосмическим шоу FIDAE, которое проводится в Чили. В одном из них принял участие посол России. Впоследствии посол побывал у меня дома и обмолвился, что можно было бы поднять вопрос о моем участии в российской космической программе. В Москву отправилась чилийская парламентская делегация, я был в ее составе, и с этого момента начали прорабатывать возможность моего полета на российском корабле. Я неоднократно бывал в России, посещал Звездный, и даже называлась конкретная дата моего полета: апрель 2003 г. В Россию прилетел президент Чили, но в последний момент из-за отсутствия в делегации представителя ВВС не были подписаны соответствующие документы. В итоге мой полет не состоялся».

Клаус фон Шторх в Технопарке "Сколково". Фото: Sk.ru

Испаноязычная Википедия и ресурс astronaut.ru высказывают предположения, что причиной неудачи могло стать состояние здоровья: якобы чилийца не допустили к полету врачи.

В итоге в 2004 году фон Шторх покинул покинул чилийские ВВС. Один из уроков, который он вынес из своей космической одиссеи, - в Чили необходимо наличие собственного авиакосмического агентства, которое могло бы координировать подобные проекты.

В том же году президент РФ Владимир Путин был с визитом в Чили. Выступая на приеме во дворце Ла Монеда, российский руководитель, сказал, что поддерживает возможность полета чилийского космонавта. Среди тех, кто его внимательно слушал, был Клаус фон Шторх.

«Но и на этот раз по различным причинам, в том числе, из-за смены правительства в Чили, возможность так и не была реализована, - рассказывает он. - Дело ведь не только в том, чтобы послать в космос астронавта. Важно иметь возможность осуществить серию экспериментов, что, в свою очередь, должно способствовать росту в стране «космического сознания», как я это называю; созданию критической массы знаний и исследований для того, чтобы внести собственный вклад в космическую науку».

В иннограде у памятника Юрию Гагарину работы скульптора Ю.Чернова.

Фон Шторх убежден, что, если он до сих пор не полетел в космос, - это по причине отсутствия соответствующего космического агентства в Чили. Вначале это направление курировали ВВС, затем различные министерства. Сейчас космическую тематику разрабатывают в министерстве науки и технологий, где, как представляется, космическая программа наконец обрела постоянное прибежище и прочные основания.

В личном плане собеседник Sk.ru не расстался с мечтой однажды полететь в космос; возможно, это удастся сделать с помощью одной из частных космических компаний «В конце концов, Джон Гленн совершил свой последний полет в 78 лет, - смеется он. - Так что у меня еще есть время».

Как человек, который неплохо представляет себе уровень российской космонавтики и космической науки, он уверен, что Чили могла бы почерпнуть много полезного от сотрудничества с Россией вообще и со «Сколково» в частности.

«Между нашими странами несомненно существует возможность сотрудничества в области освоения космоса. Юридические основания для этого созданы. В Чили сформирована Космическая ассоциация, в работе которой я принимаю участие. Я также являюсь членом научно-технической комиссии Совета министров Чили в области космических исследований. Я несомненно расскажу в Сантьяго о том, что увидел в Сколково. И буду очень рад, если это придаст импульс сотрудничеству в этой сфере.

Меня, в частности, заинтересовал упор, который здесь делается на образовательную модель развития космических технологий применительно к обучению студентов. Это относительно недорогой и эффективный инструмент, который особенно интересен для стран, не имеющих собственной космической программы.

С другой стороны, мне представляется очень продуктивным ваш подход к развитию сверхмалых спутников типа CubeSat: на сегодняшний день в этом заключается мировой тренд на миниатюризацию. По тому же пути идет Чили. Не так давно запущен чилийский сверхмалый спутник; сейчас в Чили есть проект создания нового спутника. Что подводит нас к осознанию необходимости создания собственной космической программы, и в этом нам будет весьма важен опыт России».