Вторая конференция Skolkovo Robotics прошла в Гиперкубе 1-2 марта. К мероприятию, в котором участвовали представители российской робототехнической отрасли, международные эксперты и представители госведомств, готовились долго и всерьез. Об итогах конференции и выводах, к которым она помогла прийти, в интервью Sk.ru рассказал главный организатор Skolkovo Robotics, директор по проектам кластера информационных технологий и главный робототехник Фонда «Сколково» Альберт Ефимов. 

Вторая конференция Skolkovo Robotics прошла в Гиперкубе. Фото: Sk.ru

— Что для вас стало главным итогом Skolkovo Robotics, какие вопросы, задачи стали очевидными?

— Skolkovo Robotics — это некая точка в пространстве и времени. Где — понятно, в Сколково. Когда — тоже понятно, раз в начале весны. Но возникает вопрос: а что  происходит в промежутке между конференциями, между этими точками в пространстве и во времени, какие шаги мы предпринимаем, чтобы выстраивать сообщество робототехников? В прошлом году Skolkovo Robotics проходила под знаком конкурса Russian Robotics Challenge. Теперь такого конкурса нет, зато появились два новых: с «Т-Нано» и Autodesk. Тем не менее, необходимо строить еще целую сетку мероприятий, которые будут проходить в разных местах, в разное время, и будут подводить тех, кто находится в нашей системе, в сообществе робототехников, к следующей точке. Вот это я бы выделил как самый важный вывод: нужен более системный подход к выстраиванию того, что находится в промежутках между ежегодными конференциями. Надо понять, что мы можем сделать лучше и как эффективно распределить время. 

Главный робототехник Фонда «Сколково» Альберт Ефимов. Фото: SkReview

— Ожидалось, что конференцию посетят около тысячи человек, в реальности их оказалось около 750. Вы удовлетворены этим результатом или разочарованы?

— Когда мероприятие проводится в субботу-воскресенье, явка не может быть стопроцентной. У нас явка составила примерно 50% от тех, кто зарегистрировался на конференцию. Конечно, некоторые не приехали — по самым разным причинам: семейным, деловым и прочим. Но расчет организаторов, в общем-то, оказался верным — мы получили полный зал, по числу гостей мы были близки к пределу вместимости Гиперкуба.

Что касается второго дня с мастер-классами, то явка даже превысила наши ожидания. Отмечу, что регистрация на мастер-классы требовала двойных усилий — надо было сначала зарегистрироваться на конференцию и только потом записаться на мастер-класс. Из тех, кто записался, пришли примерно 80%. Это означает, что люди были серьезно настроены. Это энтузиасты-робототехники, которым было действительно интересно. Во второй день пришли примерно 200 человек. В зале, где мастер-класс проводила компания Intel, было около 120 человек, а записывалось 150. То есть, процент неявки оказался очень низким.

— Насколько охотно российские и зарубежные эксперты соглашались участвовать в конференции? Легко ли они шли на контакт, все ли из тех, кого вы приглашали, согласились приехать?

 — Инновационные системы строятся по одному прекрасному принципу, который хорошо сформулирован в «Тропическом лесе» Грега Хоровитта и Виктора Хвана («Тропический лес. Секрет создания следующей Кремниевой долины», Sk.ru). Он говорит о том, что прежде, чем что-либо брать, надо что-то отдать. Соответственно, люди, которые занимаются инновациями, в том числе, робототехникой, всегда очень открыты к тому, чтобы что-то дать.

Из 11 спикеров, зарубежных и российских, которых я пригласил, согласились приехать все 11. И главное — все приехали. Я считаю, что это просто невероятно. Были ведь и препятствия — некоторые люди буквально забирали паспорта с визами прямо на пути в аэропорт и «запрыгивали» в самолет в последний момент. Понятно, что такое могут делать авантюрные молодые люди, но когда такое случается с профессором Imperial College — это совсем другая история. Мне признавались в том, что проделывали такое в первый раз в жизни. А значит, людям  было действительно интересно тут побывать, посмотреть, что у нас происходит. Я думаю, сам факт, что мы приглашаем людей из-за рубежа к себе на мероприятия, способствует формированию позитивного образа России: здесь что-то происходит, здесь живут и работают нормальные, думающие люди, которым интересно заниматься своим делом. Мне очень нравится выражение: «Make robots, not war».

— Как отзывались приглашенные эксперты о российской аудитории, есть ли какие-то отличия от аудитории зарубежных конференций?

— Напрямую мы об этом не говорили, но, думаю, в целом мнение западных людей о российской аудитории — что она более скованная, чем, к примеру, американская. Наши люди более сдержаны. А одна из наших задач, задач «Сколково» — «включить обогрев», чтобы растопить этот лед.

— Какие вопросы, проблемы было интересно обсудить западным гостям с организаторами Skolkovo Robotics?

— У нас состоялся довольно интересный диалог с основателем и издателем The Robot Report Фрэнком Тобе (Frank Tobe). У него в принципе поначалу не было понимания, что происходит в России. Он считал, что Россия — одна из developing countries. Я ему объяснил, что в плане робототехники Россия пока даже не developing country — мы находимся на самом раннем этапе. У нас крайне низкий уровень автоматизации — число внедряемых в промышленность роботов в России исчисляется сотнями в год. Это несравнимо с тысячами роботов, к примеру, во Франции. Хотя в России и Франции ВВП примерно на одинаковом уровне.

На мой взгляд, заниматься автоматизацией и роботизацией российской промышленности  рановато. Самая актуальная задача сейчас — выстраивание неких механизмов, «локомотивов» для вытягивания самой промышленности.

Нам необходимо целенаправленно работать на создание решений, которые будут востребованы на международном рынке. Делать локальные, национальные инновации — это, конечно, интересная задача. Но она не является сейчас востребованной. Робототехническую отрасль не поднять на двухстах промышленных роботах в год. Или на нескольких десятках роботов, которые закупает МЧС. Их нужно тысячи. Поэтому я думаю, если в России будет спрос на робототехнику, то это будет рынок персональной и сервисной робототехники, который не завязан на промышленность и позволяет людям создавать новые интересные бизнес-модели и решения. Что касается международного рынка, то для меня идеальной моделью кажется встраивание нашего программного обеспечения в тех роботов, которые производят другие.

— Снова приходим к вопросу про сильную софтверную и слабую «железную» составляющие. Но, может, нужно как-то развивать и второе направление?

— Безусловно, можно развивать и часть «железа», но не думаю, что на этом нужно делать упор. Я не вижу особых предпосылок в России для развития «железной» части, потому что это связано с необходимостью развивать элементную, механическую базы. На мой взгляд, это менее маржинальный бизнес, чем программное обеспечение. Думаю, стоит все-таки ориентироваться на свою сильную сторону, то есть, на софт — и на нем зарабатывать.

— Какие отзывы вы получили от компаний- участников Skolkovo Robotics?

— Вообще, мне тут пожаловались, что кому-то еды не хватило. Если это единственный «разочаровывающий» момент, значит все в порядке. Мы справились. Если говорить серьезно, то, в общем, те люди, с которыми я успел пообщаться — участники выставки — говорили мне «спасибо, все круто». Никто не сказал, что больше не будет участвовать. Вообще, я думаю, что когда есть возможность поучаствовать в таком событии, представить свои проекты — игнорировать это будет ошибкой. И наши компании знают, что, если мы приглашаем их к участию, то, как минимум, все будет неплохо, а как максимум — можно получить совершенно неожиданные позитивные результаты.

— На конференции было довольно много представителей органов власти и госорганизаций — от Минсвязи, Минпромторга, МЧС и других. Тема робототехники действительно стала для государства интересной?

— Когда государство в программе развития ИТ-отрасли отдельной строчкой выделяет развитие робототехники — это, конечно, показывает интерес к отрасли. Робототехника войдет и в программу приоритетов Минпромторга, как это было заявлено на конференции. Государству действительно важно увидеть, что у нас есть люди, заинтересованные в развитии робототехники, готовые работать в этом направлении. Нужны не «академические фантазии», а живые люди — и вот, они то и заполнили зал на конференции. Для инноваторов интересно общаться напрямую с представителями власти, задавать им вопросы, понимать, что конкретно нужно государству. Самое  важное — это обратная связь, которую государство получает от отрасли, задавая вопрос «чем вам помочь», и отрасль от государства, понимая, в каком направлении двигаться.  

Не знаю, дослушали ли представители государства доклады по робоэтике — мне кажется, это была одна из самых интересных частей. Хотя сейчас они больше ориентируются на инженерные и бизнесовые темы. Про робоэтику и законы пока никто не задумывается.

— Возможно, потому, что еще рано?

— Гармонизация норм и правил робототехники важна для всех стран мира. Не может быть, чтобы где-нибудь в Италии произошло массовое внедрение роботов, а Россия, при этом, осталась совсем в стороне. Вообще, если не заниматься такими вопросами, мы рискуем остаться в стороне от всего огромного робототехнического рынка.

— Был какой-то ориентир, который вы брали за основу при подготовке Skolkovo Robotics — какая-нибудь зарубежная конференция служила вам примером?

— Сложно сказать. Наверное, прямых аналогов у Skolkovo Robotics нет, как нет их, в общем-то, и у Сколково. Да, в мире проходят бизнес-выставки по робототехнике, проводятся конференции. Но другого мероприятия, которое сочетало бы в себе все четыре части, которые были на Skolkovo Robotics — а это лекционная, выставочная части, мастер-классы и встречи с инвесторами — я не знаю.

— Интересно ли вам в будущем расширить число участников Skolkovo Robotics за счет привлечения зарубежных робототехнических компаний?

— В этот раз у нас уже были, к примеру, 3D Robotics — зарубежный стартап. Безусловно, нам крайне интересны люди, которые уже строят бизнес на поле робототехники. У нас мало кто знает, как делать бизнес в этой сфере. Число инженеров в нашей аудитории преобладает над предпринимателями.

— Уже есть планы на следующую конференцию?

— Скорее всего, организуем ее в виде секций — по каждому из направлений робототехники. И вдоль них будут проводиться различные активности — каждый сможет выбрать интересное направление и участвовать только в том, что действительно нужно.

— Сейчас мероприятие направлено именно на отрасль. Не планируете сделать часть для обычных посетителей, которые просто интересуются роботами?

— Мероприятия для публики, более развлекательного плана, уже есть, и, думаю, нам не стоит заходить на эту поляну. Лучше мы будем сотрудничать с организаторами этих мероприятий, поддерживать их, предлагать к участию свои проекты. Фонду «Сколково» интересна помощь инноваторам в плане коммерциализации их проектов, а развлекательные шоу — это не наша задача.

— Можно ли назвать Skolkovo Robotics главной робототехнической конференцией в России?

— Главной конференцией, наверное, называться нескромно. Но если рассматривать этот вопрос по числу участников, представителей робототехнической отрасли — то столько, сколько собрала Skolkovo Robotics, не собирает в России никто. По числу робототехнических проектов она тоже, думаю, самая большая. Может, сравнима с Фестивалем науки, который проводится осенью. Но фестиваль имеет чисто образовательную направленность, никто там не говорит про бизнес, инновации, не занимается практическими вопросами. С точки зрения науки, конечно, есть куда более значимые конференции, на которых ученые представляют очень серьезные вещи. Но мы стараемся сотрудничать и с этими конференциями, приглашаем авторов проектов, инноваторов, ученых выступать и у нас.

В целом, можно сказать, что задача Skolkovo Robotics — стать основной платформой для общения робототехников, местом встречи умов, идей, талантов, рук и капитала для создания новых, прорывных проектов.