Рынок краткосрочной аренды автомобилей в Москве набирает обороты. На днях первый оператор каршеринга пришел в инноград Сколково; сервис поиска и выбора автомобилей для краткосрочной аренды тестирует «Яндекс». Михаил Седых, сооснователь  компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT (резидент космического кластера Фонда «Сколково»), размышляет об изнанке рынка каршеринга в России и за границей

Принято считать, что каршеринг зародился еще в середине прошлого столетия. Но я бы сказал, что тогда появился не каршеринг, а идея совместного использования в целях экономической выгоды. Технически каршеринг стал возможен только в начале XXI века и только вместе с  должным уровнем развития систем мониторинга, ПО и сотовой связи.

Зачем и кому нужен каршеринг

Изначально у каршеринга очень правильные, социально ориентированные цели: уменьшить число автомобилей в личном владении, сохранив мобильность водителя и позволив значительно сэкономить на содержании авто.  И, как следствие, улучшить экологию и  разгрузить дороги.

Фото: Flickr.

Система налажена в Европе: владение личным автомобилем уже не считается обязательной опцией для жителей городов. В Германии  число  автовладельцев  за последние десять лет сократилось на треть. А по данным исследования, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Беркли, каждый электромобиль каршеринга заменяет собой до 7 личных автомобилей.

Михаил Седых. Фото: из личного альбома.

В России системе каршеринга до таких показателей далеко.  У нас автомобиль пока является символом социального благополучия, вещью для домашнего хозяйства штучной. Правда, в больших городах ситуация стремительно меняется, но не по велению разума, а по причине сложившихся обстоятельств:  средняя скорость транспортного потока в часы пик в городах с населением более миллиона почти равна скорости велосипедиста; растет количество часов, проведенных в дорожном заторе; развязки и новые дороги строятся медленно и  лишь незначительно разгружают дороги.

Каршеринг попробовали менее 2 % населения крупных городов в РФ, и лишь полпроцента пользуются им на регулярной основе. Тем не менее,  популяризация этого сервиса в России не за горами

Все больше горожан понимает, что пользоваться машиной такси или каршеринга проще и выгоднее, чем содержать собственный автомобиль. Причем отношение к личному автомобилю меняется у групп населения, различных по возрасту  и социальному статусу.

Студенты и молодые люди в возрасте до 27 лет начинают пользоваться каршерингом, так как не могут купить себе автомобиль, но постепенно «не могу купить» заменяется на «не хочу покупать», потому что  городские сервисы такси и каршеринга всегда доступны и относительно дёшевы. Более обеспеченные слои населения, имеющие личный автомобиль, видят в каршеринге сервис мобильного передвижения по городу без головной боли и лишних затрат на парковку.

Каршеринг по-русски

На начало 2017 года в Москве около двух с половиной тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость. Это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 – в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.

Иллюстрация: CARiOT

Из пяти компаний по краткосрочному прокату автомобилей, реализующих бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей.

Подобная ситуация совершенно немыслима для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar – все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.

Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть. Уже сегодня модель каршеринга адаптируется операторами под российские реалии, компании изучают точки спроса российского рынка проката, уточняется портрет клиента, прорабатываются варианты защиты от национальных рисков сервиса, к развитию каршеринга подключаются крупнейшие агрегаторы такси.

Как все начиналось

В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей,  к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке.

Содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало – сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6%, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%

Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование  в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения.  Кроме того, мы  посчитали,  что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы  в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей).

Заказ мы получили, но,  когда система была готова на 30%, компания- заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик.

Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок  к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом Сколково. Проект оказался очень перспективным и  инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе,  рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России.

Иллюстрация: CARiOT

Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего. Сегодня каршеринг – это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и  сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее,  популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и  продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.

Про клиентов

Наши клиенты – самые-самые. В том смысле, что они самые пробивные, обладают отличной интуицией и лучше всего чувствуют потребности рынка. Настоящие бизнесмены. Рынок интеллектуального проката в России в первую очередь строится их руками и идеями.

К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе.  Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы.  В итоге просчитываются  хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые  и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам», особенно если у них нет опыта работы  в смежной сфере. Сейчас как минимум 2 сервиса ждут выхода на рынок именно по этой причине.

Совсем другой подход  к каршерингу показывают существующие точки автопроката. Они, прошедшие огонь и воду в этом бизнесе, очень осторожны во внедрении инновационного продукта. Понимая его перспективность, практически подпольно, внедряют и тестируют систему каршеринга среди своих  работников или самых преданных клиентов. За последние 9 месяцев нашу систему протестировали около 30 прокатчиков из 12 городов России. Кто-то  попросил внедрить интеллектуальную составляющую в долгосрочный прокат без каршеринга, кто-то остановился на 10 авто, кому-то показалось достаточным 2. Ездят сами, считают потенциальную (пока упущенную) прибыль, привыкают доверять автоматизированным системам учета автопарка.

У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их  «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое – не жалко» 

Самое частое пожелание от компаний автопроката – возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Это разные модели. Они отличаются по цене, по стоимости, по уровню износа автопарка, по прибыльности.  Но наша система дает такую возможность, правда, по отзывам самих клиентов,  для высокой отдачи каршерингу лучше  выделить отдельный автопарк.

Про водителей

Вместе с клиентами мы регулярно изучаем портрет потенциального клиента каршеринга. В первые 1,5 -2 года становления сервиса в регионе, как правило, это «синие воротнички». Постоянный пользователь - мужчина от 23 до 35 лет, который не расстается с смартфоном, разбирается в ИТ и потому доверяет автоматизированным системам. Постепенно портрет трансформируется:  увеличивается возрастная вилка, на первое место выходит шаговая доступность сервиса,  все больше женщин пользуются сервисом, растет спрос среди локальных групп по интересам.

Постоянно идет поиск  и расчет нишевых, узко специализированных сервисов –  университетские, корпоративные. Например, совсем недавно в кооперации с ветеринарными клиниками мы просчитывали сервис для перевозки мелких  и средних домашних животных.

Чтобы начинать этот бизнес в новом регионе, нужно понимать, кто  и зачем им в городе будет пользоваться. Мы не берем в расчет Москву (хотя и там, по нашим расчетам, рынок развит лишь процентов на 30 %), но, помимо  своих общеизвестных функций  (снизить трафик, повысить мобильность, сэкономить деньги и время),  в каждом конкретном городе каршеринг технически может решить еще несколько  местных  «наболевших» проблем.  От этого, кстати, зависит  и имиджевая составляющая  сервиса – модельный ряд автопарка.

Самое частое пожелание от компаний автопроката – возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Наша система дает такую возможность

А еще у русских водителей есть две национальные особенности.  Наши разработчики в шутку называют их  «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое – не жалко». Так как мы занимается разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга,  то постоянно проводим исследования рынка  каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и  техническую составляющую существующих сервисов.  Наша задача – выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб. Все наши клиенты должны быть защищены от рисков и национальных особенностей развития сервиса. И это базовые параметры для работы над безопасностью  в нашей системе.

Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит:  содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало – сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%.

Спрос уже сформирован. Как только на рынке каршеринга увеличится количество автомобилей в шаговой доступности,  бизнес-модель покажет отличные результаты.

Чем дело кончится

Мы ожидаем появления новых игроков рынка не только в Москве. Система каршеринга будет адаптироваться в регионах.

Конечно, идеальный вариант – это привлечение местной администрации к развитию сервисов городской мобильности (для разных групп населения, удаленных от инфраструктуры жилых комплексов, университетских городков, гостиниц и торговых центров).

Не исключено, что в 2018 году некоторые операторы каршеринга сменят владельцев или расширят состав учредителей, что в Россию придут крупные иностранные игроки со своими правилами и моделями.

Иллюстрация: CARiOT.

Также мы ожидаем, что  повышенный интерес к каршерингу проявят автопроизводители. Кстати, уже сейчас многие из них заинтересованы в этом рынке и предлагают операторам очень гибкие цены на покупку своих автомобилей.

А программное обеспечение и оборудование нашей компании позволит запустить сервис каршеринга и выйти на рынок в самые короткие сроки.