Первые летающие такси могут появиться в Москве уже в следующем году, если соответствующий проект найдет законодательную поддержу. В этом убежден инженер и бизнесмен Александр Атаманов, руководитель компании ОКБ «АТМ грузовые дроны». В рамках «Сколково» г-н Атаманов успешно запустил несколько стартапов

Поездка на аэротакси будет равна по стоимости обычному такси, но пассажиры смогут добраться в пункт назначения значительно быстрее, прогнозирует Атаманов. «Тема достаточно обширная, она включает в себя не только технические вещи, которые нам удалось преодолеть, но и юридические аспекты. У нас есть инициатива по внесению изменений в действующее законодательство для того, чтобы вообще стало реальным применение персональных дронов для перевозки человека и груза. Позиция правительства Москвы позитивная, но это зависит еще от федеральных властей, если нам удастся это сделать, то Москва будет одной из самых инновационных столиц мира. Я думаю, что самый позитивный сценарий  - это один год», - сказал он.

А. Атаманов (справа) на авиасалоне МАКС-2017. Фото: Sk.ru

Для этого, по его словам, необходимо «выделить небольшой эшелон порядка 10-15 метров над поверхностью земли, над эстакадами, путепроводами, реками, железной дорогой, где и так двигается транспорт» А. Атаманов пояснил, что на первом этапе сервис будет доступен только для поездок на небольшие расстояния. Для использования аэротакси надо будет скачать мобильное приложение.  «Например, вам нужно срочно переместиться с Тверской на «Красный октябрь». Вы достаете смартфон, открываете приложение, нажимаете «вызвать дрон-такси», и на смартфоне вам показывают - пройдите на ближайшую парковку за углом, два метра. Вы проходите на эту парковку, а сверху с неба опускается летающая капсула, вы в нее садитесь, и она вас отвозит на «Красный октябрь».

Преимуществом передвижения на аэротакси Атаманов считает скорость и полное отсутствие пробок. «Во-первых, здесь у нас нет пробок в принципе, мы не стоим не ждем трафика, и светофоров нет. Любое перемещение будет в десятки раз быстрее, чем на наземном транспорте. Второе, пролететь над Москвой даже на 5-10 метрах это гораздо более приятный маршрут».

Стоимость поездки не будет отличаться от действующих тарифов такси, прогнозирует руководитель ОКБ «АТМ грузовые дроны».

Александр Атаманов пришел в «Сколково» с проектом промышленной установкой для мягкого бластинга - струйной очистки, оказывающей минимальное воздействие на обрабатываемый объект. «Это щадящая очистка без повреждения поверхности. В струе воздуха распыляются либо мягкие частицы, либо воздушно-аэрозольная струя с примесями, - пояснил Александр в беседе с Sk.ru. – Аналогов у этой установки нет, мы видим большой спрос со стороны промышленных предприятий, связанных с энергетикой, в том числе атомной, нефтегазовым сектором, ВПК и космической отраслью».

За установкой для промышленной очистки (проект реализуется в энергоэффективном кластере Фонда «Сколково») последовал айтишный стартап – сервис «Онлайн Патент», позволяющий защитить интеллектуальную собственность через интернет. На специальном сайте можно получить российский патент на изобретение, полезную модель, программу, оформить товарный знак.  По уверению Атаманова, «Онлайн патент» стал основным каналом подачи заявок в Роспатент. «На сегодняшний  день это самый быстрый, прозрачный и простой способ оформления патентов, при этом доступный, - уверяет изобретатель. – Я создавал его для таких людей, как я, занимающихся изобретательством. Пользователю необходимо только заполнить специальную форму, состоящую из нескольких анкет и предоставить необходимые данные, которые затем анализируются, отправляются в Роспатент по электронному каналу. Параллельно совершаются оплата пошлин и другие нужные действия».

Затем Александр Атаманов и его коллеги решили занять нишу на стремительно развивающемся рынке беспилотных летательных аппаратов. «Эта сфера переживают бум, дроны повсюду. Очевидно, что вскоре их начнут использовать для транспортировки не только грузов, но и людей. Отрадно, что мы в авангарде этого процесса – нам первым в мире удалось поднять в воздух пилота на электрическом квадрокоптере. Прежде на такой разновидности дронов никто не летал».

Летающий мотоцикл и его разработчики в Сколково. Фото: Sk.ru

Проект запускался как некоммерческий – он был нацелен на то, чтобы воодушевить людей, популяризировать науку и вызвать wow-эффект, вспоминает Александр. Довольно быстро хобби трансформировалось в компанию, выпускающую грузовые дроны, на которых можно летать и поодиночке, и вдвоем.  Первый отечественный ховербайк Scorpion 1 был продемонстрирован публике на Startup Village-2016.