Накануне Дня влюбленных специалисты Brand Protection Group-IB обнаружили около 6 000 ресурсов, 3 000 аккаунтов в соцсетях и 35 мобильных приложений, созданных для торговли контрафактной парфюмерией.

В результате недополученная прибыль только 5 ведущих мировых производителей духов и туалетной воды по оценке экспертов составляет 64,8 млрд рублей. Специалисты Brand Protection предупреждают: приобретая подарки в интернете, пользователи могут столкнуться не только с поддельным товаром, но и с мошенничеством, цель которого — кража данных банковских карт.

Фото: Flickr.com

 

Участник Фонда «Сколково» Group-IB — один из ведущих разработчиков решений для детектирования и предотвращения кибератак, выявления мошенничества и защиты интеллектуальной собственности в сети со штаб-квартирой в Сингапуре.

Брендовая парфюмерная продукция — туалетная вода, одеколоны и духи — остаются одними из самых популярных и ожидаемых подарков ко Дню влюбленных. Несмотря на то что рынок косметики и парфюмерии в России, по оценкам исследовательской компании GfK, падал два года подряд, интернет-продажи beauty-товаров, напротив, росли на 23%-30% в год — сейчас этот самый быстрорастущий канал продаж. Разумеется, мошенники не могли упустить шанса на нем заработать. 

В 2019 году специалисты Group-IB Brand Protection обнаружили более 6 000 доменных имен, созвучных с официальными адресами известных парфюмерных брендов. Используя их, мошенники могут представляться партнерами бренда или эксплуатировать громкое имя для раскрутки собственных интернет-магазинов и привлечения на них трафика. Кроме похожего доменного имени, создатели используют популярные торговые марки, логотипы и цвета бренда. 

За год выросло число сайтов, таргетированных под конкретные бренды. Если в 2018 году одна из мошеннических сетей содержала более 200 ресурсов, каждый из которых был «заточен» под отдельный бренд, то в 2019 году была найдена «сетка», состоящая из 1 500 зарегистрированных доменов под одну из парфюмерных компаний. Правда все эти ресурсы оказались «пустышками» — на них отсутствовал контент. Вероятнее всего, они были зарегистрированы заранее под будущую акцию.

«Пока производители конкурируют между собой, создавая новые ароматы и отвечая своей репутацией за качество готовой продукции, мошенники зарабатывают, паразитируя на чужом бренде и популярности, — отмечает Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. — Злоумышленники активно используют все доступные им онлайн-каналы для распространения поддельной парфюмерной продукции или привлечения дешевого трафика. В итоге с ущербом могут столкнуться обе стороны: для брендов неправомерное использование товарного знака приводит к недополученной прибыли, а покупатели не только дарят подделки, но в процессе совершения олайн-покупки оставляют данные своей банковской карты на сайтах мошенников». 

Сотрудничество брендов с beauty-блогерами позволяет парфюмерным гигантам получить охват в соцсетях, сравнимый с медийным — по этой же причине и злоумышленники активно осваивают эти каналы. Команда Group-IB Brand Protection обнаружила порядка 3 000 групп и аккаунтов в социальных сетях, где идет бойкая торговля контрафактной парфюмерией или запускаются сомнительные акции якобы от имени известных марок. Общая аудитория этих групп превышает 2 000 000 человек, что представляет серьезный риск для репутации парфюмерных гигантов. 

В 2019 году на подпольных форумах в DarkWeb были найдены более 3 600 сообщений объявлениями об оптовой и мелкооптовой продаже парфюмерии или с рекламой уже действующих мошеннических ресурсов. Часть продавцов распространяет товар сразу на нескольких форумах. Также встречались предложения оптовой продажи, в названии которых упоминается сразу несколько брендов.

Еще один популярный канал сбыта — мобильные приложения. В 2019 году найдено 35 неофициальных интернет-магазинов, через которые распространяется парфюмерия. Для привлечения внимания покупателей они могут использовать один или несколько брендов. 

На фоне падения доходов населения одним из трендов рынка парфюмерии, отмечают аналитики, стало падение среднего чека при стабильной частоте покупок. Покупатели ищут более выгодные предложения, скидки или акции и покупают там, где цены ниже. Поэтому для привлечения покупателей на свои ресурсы мошенники используют контекстную рекламу, таргетированные рекламные СМС-рассылки, рассылки в мессенджерах, а также всевозможные маркетинговые уловки. Например, ограниченное время для совершения покупки по акционной цене, обещание вознаграждений за совершение покупки, "беспроигрышную" лотерею.

Специалисты направления Group-IB Brand Protection подсчитали потенциальный ущерб 5 популярных парфюмерных гигантов от продажи контрафакта в интернете в 2019 году. Исходя из среднего чека на туалетную воду популярных брендов (от 3 096 рублей до 9 970 рублей), трафика, конверсии и ряда других показателей, потенциальный ущерб составляет от 3,7 до 22,5 млрд по каждому бренду, что в сумме достигает 64,8 млрд рублей. При этом, по данным Euromonitor International, объем российского рынка парфюмерии и косметики занимает лишь 2% от мирового оборота товаров косметики и парфюмерии.

«Мошеннические ресурсы, использующие бренд компании, опасны не только распространением контрафакта – они представляют угрозу репутации компании и значительно влияют на размер выручки, которую недополучают владельцы брендов, — напоминает Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. — Мы рекомендуем игрокам парфюмерного рынка на регулярной основе проводить мониторинг информационного поля, выявлять нарушения и повышать уровень осведомленности покупателей, чтобы интернет-мошенники не могли ввести их в заблуждение. В свою очередь покупателям необходимо соблюдать правила цифровой гигиены и внимательно изучать ресурс, на котором они планируют совершить покупки».