Программа «Сколково Супер Лига», запущенная Фондом совместно с международным акселератором Global Mass Challenge, обучает российских предпринимателей правилам работы на международном рынке



Бывшая фабрика «Красный октябрь»: высокие потолки, много воздуха, современное офисное пространство. Под стать месту – атмосфера стартовавшей здесь международной программы акселерации. Звучит английская и русская речь, люди общаются друг с другом заинтересованно и свободно. Со стороны не понять, кто здесь молодой предприниматель, развивающий свой первый IT-стартап, а кто ментор, за плечами которого серьезный путь неизбежных ошибок и успешных проектов. В этом общении, помогающем молодым компаниям научиться действовать эффективно, выводя свои разработки на рынок, и состоит цель образовательной  программы.

Заместитель директора по образованию и исследованиям IT-кластера Фонда «Сколково» Екатерина Гайка объясняет, чему учатся создатели стартапов, стремящиеся на международный рынок: «В бизнесе очень важно, как ты преподнесешь и адаптируешь свою идею. Современным технологическим проектам нужно двигаться очень быстро: уметь оперативно поменять концепцию, отказаться от бизнес-модели, если она уже не актуальна, и выбрать новую. Если вовремя поворачиваться под ветер, лодка будет идти быстрее. В ключевые моменты развития проекта его участнику очень важно общаться с ментором, у которого есть опыт в данной области».

Суть программы в том, что западные эксперты, у которых есть опыт запуска и продвижения значительного числа стартапов, объясняют, как грамотно представить проект потенциальному инвестору, какие проблемы возникают при продажах в разных странах, какими маркетинговыми ходами не стоит пренебрегать.

Программа акселерации состоит из четырех ступеней, которые участникам проекта предстоит пройти за два месяца. Первая часть – именно она стартовала 8 сентября на «Красном Октябре» – это, по выражению Екатерины Гайки, «неделя инициации»: российские стартапы представляют западным менторам свои проекты, эксперты читают лекции, затем отвечают на вопросы участников проектов и дают советы. Екатерина Гайка сравнивает такую первичную бизнес-диагностику с медицинской. Опытный доктор иногда может выявить болезнь только по цвету лица или например, радужки глаза пациента. И точно так же менторы, перед глазами которых прошло множество проектов, зачастую сразу понимают, что с проектом не так и что следует изменить.

Вторая часть программы будет длиться около четырех недель. Она предполагает онлайн- общение менторов со стартаперами. Это работа один на один, к каждому проекту прикрепляют одного-двух менторов. Эксперты уже не только дают советы, но и следят за прогрессом проекта.

Зато третья ступень программы рассчитана всего на три дня.  В ее финале – в рамках форума «Открытые инновации» – каждый из стартапов выступит перед жюри со своей презентацией. Из них выберут победителей, которые получат возможность на привилегированных условиях участвовать в международных программах акселерации Mass Challenge и Intel Global Challenge, а также программе университета Брейтера. Во время четвертого этапа участники поедут на две недели в Бостон и Силиконовую долину.

 «Раньше в нашей работе присутствовали отдельные элементы этого образовательного проекта, – говорит Екатерина Гайка, – мы делали роудшоу в Калифорнию, отдельно проводили циклы лекций и встречи с менторами. Сейчас мы впервые представляем такую долгосрочную комплексную программу обучения».

Для участия в программе были отобраны 12 "сколковских" стартапов. Все они резиденты IT-кластера: проект акселерации изначально планировался как программа для высокотехнологичных стартапов в сфере информационных и коммуникационных технологий. С молодыми российскими компаниями работают более 30 менторов из США и Европы, партнеры крупнейшего международного акселератора Global Mass Challenge.

История международного конкурса и системы поддержки стартапов Global MassChallenge началась пять лет назад. Его основатель Джон Арторн рассказывает, что ему, преуспевающему консультанту, наскучило быть наемным работником, и он решил организовать собственный бизнес. Экономика США переживала не лучшие времена, и Джон на собственном опыте узнал, через что приходится пройти новичку, пытающемуся вывести стартап на рынок. «Бизнес- сообщество стремится к быстрой прибыли. Предприниматели нацелены на то, чтобы получать доход, ничего не вкладывая и не давая взамен. Я понял, что жадность – это путь в никуда, и захотел вернуть в бизнес творческий подход», – говорит Джон. Тогда он создал некоммерческую компанию, помогающую начинающим бизнесменам и авторам оригинальных идей начать бизнес. За эти годы она помогла 500 стартапам встать на ноги, эти компании заработали более полумиллиарда долларов и создали свыше 4 тыс. рабочих мест. Джон с удовольствием рассказывает о проектах, получивших гранты в Global Mass Challenge: об ученом, который изобрел лекарство, предотвращающее потерю зрения у детей, или женщине из Массачусетса, которая придумала, как вернуть в свой городок текстильное производство, а значит, работу для сотен соседей. «Я надеюсь, что в сотрудничестве со «Сколково» мы, во-первых, сможем научить стартапы стать сильнее и лучше, помочь им развиться в успешный бизнес. А во-вторых, что мы познакомим их с людьми, которые могут быть им полезны: возможными клиентами, инвесторами и партнерами», – говорит Джон. 

      

Источник: itar-tass.com