Уже почти пять лет прошло с тех пор, как топоним небольшой деревни в Одинцовском районе Московской приобрел нарицательное значение и стал использоваться в лексиконе россиян для обозначения всего, что связано с инновационной деятельностью.


Сергей Шубин.

За это время центр «Сколково» успел обзавестись первыми объектами будущего наукограда и проделать колоссальную работу по привлечению в свои ряды перспективных новаторов. О том, чего достиг IT-кластер проекта и сможет ли российский продукт составить конкуренцию западным аналогам «Абирегу-Москва» рассказал директор по развитию IT-проектов «Сколково» Сергей Шубин.

- Сергей Викторович, проекту «Сколково» в этом году исполняется пять лет. Что IT-кластер успел сделать за это время?

- В «Сколково» существует пять основных направлений: энергоэффективные, ядерные, космические, биомедицинские и информационные технологии. Наше направление по объективным причинам стало самым большим. На сегодняшний день в IT-кластере «Сколково» работает более 360 компаний. Многие из них достаточно уверенно выходят на рынки. Более 50 компаний уже имеют продукт, занимающий определенную нишу. Динамично растут и экономические показатели. Так, общая выручка компаний IT-кластера перевалила за 15 млрд рублей.

- Какие проекты считаете самыми успешными?

- Все проекты, получившие статус участника «Сколково», мы считаем в той или иной мере успешными.

- Какими качествами должен обладать проект, чтобы влиться в IT-кластер?

-  Мы в первую очередь уделяем внимание технологии продукта. Главное – научно-техническая новизна и потенциал к освоению рынков. Кроме того, важным фактором считается наличие в команде международного опыта. Ведь наша индустрия по своей природе не имеет ни административных, ни национальных границ. Не важно, где ты программируешь – твоя программа может быть использована любым жителем планеты, любой компанией. Поэтому международный опыт помогает позиционировать проект на глобальном рынке, помогает занимать определенную международную нишу. Правда, для этого компания должна цивилизованно войти на рынок: с помощью зарубежного университета, корпорации, фонда и т.д.

- Как быстро IT-проекты «Сколково» выходят на рынок?

- Я сторонник того, чтобы в каком-либо виде проекты делали это за достаточно коротких срок: год-два, не больше. Даже если это будет первая версия с какими-нибудь недостатками.  Дело в том, что IT-компания должна работать по принципу конвейера и генерировать новые версии уже существующего на рынке продукта. С каждым разом улучшать его, дорабатывать. Как Windows, например. Тут, конечно, другой вопрос встает: можно ли за год-два научную разработку превратить в готовый продукт? Я думаю, что можно, пусть даже в небольшую пробную партию, в несколько штук. Но ее необходимо превращать, чтобы рынок знал о ее существовании. Нужно давать рынку пользоваться ей.

- Если говорить о географии кластера: с какими регионами сотрудничаете?

- Мы наладили взаимодействие со многими регионами России. В целом успешная работа ведется с Калининградом, Нижним Новгородом, Воронежем, Астраханью, Казанью. Там мы находим реальный отклик как со стороны властей, так и со стороны самих «айтишников». Люди настроены серьезно, хотят поднимать индустрию, добиваться какого-то реального результата. И на этом пути мы готовы помогать, сотрудничать и делать все, что необходимо. Но мы с удовольствием работаем с любыми регионами страны. Талантливых людей в регионах очень много.

- Вопрос по существу: можно ли в России создать IT-продукт, который станет конкурентом западным аналогам?

- Конечно можно, почему нет. Очень обидно, что мы многое растеряли, что наша индустрия сейчас уступает западной по многим показателям. Есть ли возможность ее возродить? Да, есть. Но необходимо здраво оценивать цену этого возрождения. До недавнего времени считалось, что смысла в этом мало: есть же успешные зарубежные проекты. Например, взять воронежскую компанию «Релэкс» (разработчик системы управления базами данных «Линтер» – прим. ред). Даже наши эксперты часто задавались вопросом: какой смысл вкладываться в развитие этого проекта, если есть тот же Oracle? А видите, как теперь жизнь повернулась.

Хотелось бы, чтобы в России мы могли создавать хотя бы пару-тройку серьезных IT-продуктов, которые были бы конкурентоспособными на мировом рынке. Тогда всем было бы легче.

- Сейчас актуальной темой стал процесс импортозамещения. С сельским хозяйством все понятно – выращивай свое и ешь свое. А как обстоят дела с IT-сферой? Существует точка зрения, что догонять зарубежный уровень в плане производственных мощностей не имеет смысла – нужно опираться на Китай и создавать инновационный продукт. Уместна ли она?

- Я думаю, что это вопрос все-таки политического поля – с кем сотрудничать. Да и такого однозначного ответа даже у политиков, наверное, нет. Я считаю, что если мы будем в состоянии создать два-три продукта мирового уровня, то это даст нам конкурентное преимущество хотя бы в каком-то сегменте. Тогда появится предмет для дискуссии с оппонентами.  С одной стороны, мне  не нравится вариант, когда импортозамещение представляется так: все американское становиться китайским. С другой стороны, надо быть реалистами. Если ничем не заместим, а работать надо сегодня, что тогда делать?

    

Источник: abireg.ru