Фонд Алексея Кудрина назвал самые перспективные области для инвестиций в России. Центр стратегических разработок представил исследование о научно-технологическом развитии страны до 2035 года.


В нем представлены сектора экономики, в которые стоит вкладываться. Это высокотехнологичные и инновационные сферы, например, беспилотники и биотехнологии, а также системы кибербезопасности. Также в числе многообещающих — атомная и водородная энергетика, нанотехнологии и авиакосмическая техника. Потенциал у этих сфер действительно большой, уверен управляющий директор фонда «ВЭБ Инновации» Андрей Зюзин.

«Это те отрасли, где очень высокий уровень так называемых переделов, которые дают вам возможность не участвовать в гонке стоимости на товары — так называемые коммодитиз, — а все-таки конкурировать за те функции, которые имеют высокую добавленную стоимость. Здесь нужно провести достаточно четкую грань, которую у нас не все до конца, может быть, готовы осознать, потому что одно дело — говорить о перспективных научно-техничных областях, второе дело — говорить о том, насколько эти области могут трансформироваться в бизнес. Если мы вкладываемся в технологии, то нужно быть уверенными в том, что мы сможем, создавая правильную предпринимательскую среду, получить тех предпринимателей, которые на этих разработках смогут создать высококонкуретный и достаточно дорогой бизнес», — отметил Зюзин в эфире «Коммерсантъ FM».

Также в числе перспективных областей для инвестиций в России — производство композитных материалов, программное обеспечение и рынки продовольствия с новой структурой. Впрочем, популярность конкретного проекта у инвесторов зависит не только от отрасли экономики, к которой он относится. Так считает старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Василий Белов.

«Популярностью будут пользоваться не только отрасли. В первую очередь, выбор будет происходить по проектам, которые ориентированы на международный рынок. Российский рынок составляет чуть более 2% мирового. Если проект, ищущий инвестора, сразу декларирует, что он ориентирован на внутренний рынок и на импортозамещение, у него шансов привлечь инвесторов крайне мало. Действительно, в коммерческой логике интересный проект — это имеющий глобальные амбиции. Это будет, может быть, даже большим фактором по значимости, нежели принадлежность к тому или иному сектору», — уверен Белов.

Фонд Кудрина также предложил расширить налоговые льготы для инновационных компаний, в частности, ввести гибкую систему налоговых кредитов. Это должно оказать стимулирующий эффект на отрасль. Тем не менее, Россия не сможет полностью раскрыть потенциал перспективных направлений своей экономики, отметил партнер консалтинговой компании Danip Александр Жабоедов.

«Данный набор является достаточно банальным перечнем основных трендов развития технологий, и перечислить их мог бы совершенно любой — то есть глубокомыслия особого нет. Основная проблема в том, что большинство из этих трендов, которые перечислены, — те области, где у России очень-очень мало технологических компетенций. Внутри страны — точно. То есть у нас базовый набор технологий практически нечем поддержать: у нас нет собственного производства высококачественной электроники, производства высококачественных приводов для робототехники или для других вещей, нет своих собственных высококачественных датчиков — это большая проблема», — пояснил Жабоедов.

В России существует официальная стратегия инновационного развития, которая рассчитана на период до 2020 года. Одна из ее основных задач — наращивание кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
 

Источник: kommersant.ru